Дело № 209-13-Т решение по жалобе ООО «ГОЛОС»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: Дело № 209-13-Т
Дата публикации: 3 июня 2013, 11:43
Исх.№1774/2 от 03.06.2013
 
Администрация муниципального района 
«Чернянский район»
309560, Белгородская обл., 
п. Чернянка, пл.Октябрьская, 13
 
 
Администрация Русскохаланского сельского поселения  Чернянского района
309574, Белгородская обл., Чернянский район, с.Русская Халань
 
 
ООО «ГОЛОС»
123154, г.Москва,  ул.Маршала Тухачевского, д.42
 
 
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
115184, г. Москва, ул. Большая Татарская, дом 9
тел./ф.: (495) 787-29-98
 
 
Дело № 209-13-Т
 
 
Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)
 
 
Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2013
Решение в полном объеме изготовлено  03.06.2013
                          
                          г. Белгород
 
 
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.05.2013 № 194 «О создании комиссии по контролю в сфере размещения заказа для рассмотрения жалобы ООО «ГОЛОС» (далее – Комиссия), в присутствии представителей: уполномоченного органа – администрации муниципального района «Чернянский район» - <...> (доверенность от 28.05.2013 б/н), <...> (доверенность от 06.02.2013 б/н), в отсутствии надлежаще уведомленного о месте и времени заседания Комиссии представителя заявителя - ООО «ГОЛОС»,  рассмотрев материалы дела № 209-13-Т по жалобе ООО «ГОЛОС» на действия муниципального заказчика, уполномоченного органа  при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района» (извещение № 0126300021213000053) (далее – Открытый аукцион в электронной форме), проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ГОЛОС» (далее – Заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении Открытого аукциона в электронной форме. 
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком при размещении заказа путем проведения Открытого аукциона в электронной форме допущены следующие нарушения Закона о размещении заказов: 
-    в нарушение части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчик, уполномоченный орган не использовали прогнозные индексы, разрабатываемые  Минрегионом России либо Минэкономразвития России;
- требования к составу первой части заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме установлены заказчиком, уполномоченным органом в нарушение пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов;
- документация об Открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением части 4 статьи 41.6 Закона о размещении  заказов (в составе документации об Открытом аукционе в электронной форме отсутствует проектно-сметная документация),   что не позволяет сформировать предложения по исполнению муниципального контракта;
- заказчик, уполномоченный орган, включив в техническую часть документации об Открытом аукционе в электронной форме указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование производителя без сопровождения словами (или эквивалент), нарушили требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов;
- заказчик, уполномоченный орган в нарушение пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов неправомерно установили требование о предоставлении банковской гарантии, срок которой превышает срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на 1 месяц;
- действия заказчика, уполномоченного органа в части установления неправомерного срока предоставления обеспечения исполнения контракта, указывают на нарушение части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.   
Заказчик, уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы ООО «ГОЛОС», представили возражения на жалобу ООО «ГОЛОС», просят жалобу признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывалась с учетом индекса 5,72, который предназначен для общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, подготовки тендерной документации, а также укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом. 
Проекто-сметная документация не опубликована на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в связи с тем, что проектная документация представляет из себя документ, состоящий из большого количества чертежей и смет, что вызвало определенные трудности в его размещении в составе документации об аукционе на официальном сайте.
Вместе с тем, участникам размещения заказа была предоставлена возможность ознакомления с проектно-сметной документацией.
При указанных обстоятельствах на участие в Открытом аукционе подано 8 заявок.  
Установив в пункте 16 документации об аукционе требование: первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об Открытом аукционе, на условиях, предусмотренных настоящей документацией, заказчик не допустил нарушение законодательства о размещении заказов, так как это не запрещено законом о размещении заказов.
Включение заказчиком, уполномоченным органом требования об окончании срока действия банковской гарантии не ранее чем через месяц после завершения установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту направлено на обеспечение надлежащего качества выполненных работ общественно-значимого объекта строительства и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.  
На заседании Комиссии  представители уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях заказчика, уполномоченного органа на жалобу ООО «ГОЛОС», считают жалобу необоснованной.   
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «ГОЛОС», возражения уполномоченного органа, заказчика, заслушав доводы представителей уполномоченного органа, проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку приходит к следующим выводам.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 30.04.2013 размещены извещение                                     № 0126300021213000053 о проведении  Открытого аукциона в электронной форме и документация об Открытом аукционе в электронной форме.
Заказчиком является администрация Русскохаланского сельского поселения Чернянского района, уполномоченным органом – администрация муниципального района «Чернянский район».
Документация об аукционе утверждена заказчиком – администрацией Русскохаланского сельского поселения Чернянского района. 
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об Открытом аукционе в электронной форме предметом указанного аукциона является реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района
Начальная (максимальная) цена контракта  составляет 46400000, 00 рублей.
На дату заседания Комиссии контракт не заключен.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Открытом аукционе  в электронной форме № 0126300021213000053-1 от 27.05.2013 следует, что заявки на участие в аукционе подали восемь участников размещения заказа.
1.Согласно части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что расчет стоимости строительства был осуществлен  с применением индекса 5,72.
В доказательство представителем уполномоченного органа представлена копия расчета индексов удорожания сметной стоимости строительства с 01 апреля 2012 года к ценам на 01.01.2000 по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района», а также  копия положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства «Реконструкция сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района Белгородского района»,  из которой следует, что основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта послужила стоимость строительства, рассчитанная в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 №15/1 «Об   утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Кроме того, Комиссия установила, что на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет заказчиком, уполномоченным органом размещено Приложение №1 к документации об Открытом аукционе в электронной форме  «Обоснование цены контракта по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области» из которого следует, что общая стоимость строительства водоснабжения по разработанной проектной и рабочей документации составляет: (6739687,7руб. (цена в 2001 г. по смете СМР) х 5,72 (коэффициент удорожания СМР) х 2% (тех. надзор) х 18% (НДС) = 46400000 руб. 
Таким образом, расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществлен заказчиком, уполномоченным органом с учетом индекса-дефлятора, учитывающего инфляционные процессы, возникающие в процессе строительства, и в соответствии с положениями части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной  документации.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. 
В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка
В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее: 
1) пояснительную записку с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схему планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Частью 1 статьи 743 ГК РФ установлена обязанность выполнения строительных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, то есть исполнитель обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей цену работ.
В пункте 17 документации об Открытом аукционе в электронной форме содержится требование о выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией. 
Пунктом 10.1 проекта муниципального контракта также предусмотрена обязанность исполнителя выполнить работы в соответствии с проектной документацией. 
Комиссией установлено, что проектно-сметная документация в полном объеме не размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
На официальном сайте размещена лишь сметная документация, не содержащая в полном объеме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.  
Следовательно, не размещение заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет проектно-сметной документации в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа, нарушает право участников размещения заказа на информационное обеспечение о размещенном заказе в предусмотренных Законом о размещении заказов формах и объеме.
При указанных обстоятельствах, в том числе нарушено право участников размещения заказа на формирование заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме с указанием конкретных характеристик используемого товара в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и с учетом потребностей заказчика, сформулированных в проектно-сметной документации, которая должна является неотъемлемой частью документации об Открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, не размещение заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в полном объеме проектно-сметной документации, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 
Учитывая социальную значимость проведения работ по  реконструкции сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района Белгородской области, сроки выполнения работ, а также количество заявок, поданных на участие в Открытом аукционе в электронной форме, Комиссия приняла решение заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не выдавать.    
3. Из части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент". 
Согласно части  3.1 статьи 34 Закона о размещении  заказов  документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 1225 ГК РФ товарные знаки являются результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В силу части 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Заявителем не представлено доказательств, что в пункте 27 локальной сметы №02-02-01 буквенное обозначение «ZINGA» и в пункте 117 локальной сметы №02-01-01 буквенно-цифровое обозначение «АВТОМАТИК-КРАН КШТВГ-100 А-ИНВЕСТ» есть товарный знак, удостоверенный свидетельством на товарный знак.
Кроме того, иных доказательств ограничения заказчиком и уполномоченным органом количества участников размещения заказа при  проведении Открытого аукциона в электронной форме,  Заявителем не представлено.  
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя, указывающий  на  нарушение заказчиком, уполномоченным органом части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, является неправомерным. 
4. В силу пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Из пункта 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме следует, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения муниципального контракта (по выбору). 
Из пункта 3.2. проекта муниципального контракта следует, что срок действия банковской гарантии   должен устанавливаться с учетом установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту и оканчиваться не ранее чем через 1 месяц  после его завершения.
Такие действия заказчика, уполномоченного органа по установление требований к сроку действия банковской гарантии являются правомерными в связи со следующим.
Из статьи 368 ГК РФ следует, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
В силу части 1 статьи 369 ГК РФ банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
В силу подпункта 2 части 1 статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
При этом, законодатель, регулируя содержание банковской гарантии, не устанавливает требование к сроку действия банковской гарантии. 
Такой вывод Комиссии подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.03.2012 №14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий».
Представитель уполномоченного органа указал, что требование об окончании срока действия банковской гарантии не ранее чем через месяц после завершения установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту направлено на обеспечение надлежащего качества выполненных работ общественно-значимого объекта строительства.   
5. В силу пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
Из пункта 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме следует, срок предоставления обеспечения муниципального контракта наступает с момента размещения итогового протокола на официальном сайте и до момента полного исполнения муниципального контракта.    
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа по установлению в документации об Открытом аукционе в электронной форме требования, в соответствии с которым  срок предоставления обеспечения муниципального контракта наступает с момента размещения итогового протокола на официальном сайте указывают на нарушение заказчиком, уполномоченным органом пункта 11 части 3 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
 
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «ГОЛОС» обоснованной в части не размещения заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации проектно-сметной документации в полном объеме при проведении Открытого аукциона в электронной форме и установления в документации об Открытом аукционе срока предоставления обеспечения муниципального контракта в нарушение требований Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать предписание об устранении нарушений пункта 11 части 3 статьи 41.6 и части  4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.   
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному лицу Белгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
 
Члены комиссии: <...>
 
 
<...>
 
stdClass Object ( [vid] => 9133 [uid] => 5 [title] => Дело № 209-13-Т решение по жалобе ООО «ГОЛОС» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9133 [type] => solution [language] => ru [created] => 1370332058 [changed] => 1370604285 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370604285 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Исх.№1774/2 от 03.06.2013
 
Администрация муниципального района 
«Чернянский район»
309560, Белгородская обл., 
п. Чернянка, пл.Октябрьская, 13
 
 
Администрация Русскохаланского сельского поселения  Чернянского района
309574, Белгородская обл., Чернянский район, с.Русская Халань
 
 
ООО «ГОЛОС»
123154, г.Москва,  ул.Маршала Тухачевского, д.42
 
 
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
115184, г. Москва, ул. Большая Татарская, дом 9
тел./ф.: (495) 787-29-98
 
 
Дело № 209-13-Т
 
 
Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)
 
 
Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2013
Решение в полном объеме изготовлено  03.06.2013
                          
                          г. Белгород
 
 
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.05.2013 № 194 «О создании комиссии по контролю в сфере размещения заказа для рассмотрения жалобы ООО «ГОЛОС» (далее – Комиссия), в присутствии представителей: уполномоченного органа – администрации муниципального района «Чернянский район» - <...> (доверенность от 28.05.2013 б/н), <...> (доверенность от 06.02.2013 б/н), в отсутствии надлежаще уведомленного о месте и времени заседания Комиссии представителя заявителя - ООО «ГОЛОС»,  рассмотрев материалы дела № 209-13-Т по жалобе ООО «ГОЛОС» на действия муниципального заказчика, уполномоченного органа  при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района» (извещение № 0126300021213000053) (далее – Открытый аукцион в электронной форме), проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ГОЛОС» (далее – Заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении Открытого аукциона в электронной форме. 
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком при размещении заказа путем проведения Открытого аукциона в электронной форме допущены следующие нарушения Закона о размещении заказов: 
-    в нарушение части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчик, уполномоченный орган не использовали прогнозные индексы, разрабатываемые  Минрегионом России либо Минэкономразвития России;
- требования к составу первой части заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме установлены заказчиком, уполномоченным органом в нарушение пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов;
- документация об Открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением части 4 статьи 41.6 Закона о размещении  заказов (в составе документации об Открытом аукционе в электронной форме отсутствует проектно-сметная документация),   что не позволяет сформировать предложения по исполнению муниципального контракта;
- заказчик, уполномоченный орган, включив в техническую часть документации об Открытом аукционе в электронной форме указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование производителя без сопровождения словами (или эквивалент), нарушили требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов;
- заказчик, уполномоченный орган в нарушение пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов неправомерно установили требование о предоставлении банковской гарантии, срок которой превышает срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на 1 месяц;
- действия заказчика, уполномоченного органа в части установления неправомерного срока предоставления обеспечения исполнения контракта, указывают на нарушение части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.   
Заказчик, уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы ООО «ГОЛОС», представили возражения на жалобу ООО «ГОЛОС», просят жалобу признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывалась с учетом индекса 5,72, который предназначен для общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, подготовки тендерной документации, а также укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом. 
Проекто-сметная документация не опубликована на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в связи с тем, что проектная документация представляет из себя документ, состоящий из большого количества чертежей и смет, что вызвало определенные трудности в его размещении в составе документации об аукционе на официальном сайте.
Вместе с тем, участникам размещения заказа была предоставлена возможность ознакомления с проектно-сметной документацией.
При указанных обстоятельствах на участие в Открытом аукционе подано 8 заявок.  
Установив в пункте 16 документации об аукционе требование: первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об Открытом аукционе, на условиях, предусмотренных настоящей документацией, заказчик не допустил нарушение законодательства о размещении заказов, так как это не запрещено законом о размещении заказов.
Включение заказчиком, уполномоченным органом требования об окончании срока действия банковской гарантии не ранее чем через месяц после завершения установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту направлено на обеспечение надлежащего качества выполненных работ общественно-значимого объекта строительства и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.  
На заседании Комиссии  представители уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях заказчика, уполномоченного органа на жалобу ООО «ГОЛОС», считают жалобу необоснованной.   
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «ГОЛОС», возражения уполномоченного органа, заказчика, заслушав доводы представителей уполномоченного органа, проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку приходит к следующим выводам.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 30.04.2013 размещены извещение                                     № 0126300021213000053 о проведении  Открытого аукциона в электронной форме и документация об Открытом аукционе в электронной форме.
Заказчиком является администрация Русскохаланского сельского поселения Чернянского района, уполномоченным органом – администрация муниципального района «Чернянский район».
Документация об аукционе утверждена заказчиком – администрацией Русскохаланского сельского поселения Чернянского района. 
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об Открытом аукционе в электронной форме предметом указанного аукциона является реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района
Начальная (максимальная) цена контракта  составляет 46400000, 00 рублей.
На дату заседания Комиссии контракт не заключен.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Открытом аукционе  в электронной форме № 0126300021213000053-1 от 27.05.2013 следует, что заявки на участие в аукционе подали восемь участников размещения заказа.
1.Согласно части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что расчет стоимости строительства был осуществлен  с применением индекса 5,72.
В доказательство представителем уполномоченного органа представлена копия расчета индексов удорожания сметной стоимости строительства с 01 апреля 2012 года к ценам на 01.01.2000 по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района», а также  копия положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства «Реконструкция сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района Белгородского района»,  из которой следует, что основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта послужила стоимость строительства, рассчитанная в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 №15/1 «Об   утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Кроме того, Комиссия установила, что на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет заказчиком, уполномоченным органом размещено Приложение №1 к документации об Открытом аукционе в электронной форме  «Обоснование цены контракта по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области» из которого следует, что общая стоимость строительства водоснабжения по разработанной проектной и рабочей документации составляет: (6739687,7руб. (цена в 2001 г. по смете СМР) х 5,72 (коэффициент удорожания СМР) х 2% (тех. надзор) х 18% (НДС) = 46400000 руб. 
Таким образом, расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществлен заказчиком, уполномоченным органом с учетом индекса-дефлятора, учитывающего инфляционные процессы, возникающие в процессе строительства, и в соответствии с положениями части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной  документации.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. 
В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка
В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее: 
1) пояснительную записку с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схему планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Частью 1 статьи 743 ГК РФ установлена обязанность выполнения строительных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, то есть исполнитель обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей цену работ.
В пункте 17 документации об Открытом аукционе в электронной форме содержится требование о выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией. 
Пунктом 10.1 проекта муниципального контракта также предусмотрена обязанность исполнителя выполнить работы в соответствии с проектной документацией. 
Комиссией установлено, что проектно-сметная документация в полном объеме не размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
На официальном сайте размещена лишь сметная документация, не содержащая в полном объеме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.  
Следовательно, не размещение заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет проектно-сметной документации в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа, нарушает право участников размещения заказа на информационное обеспечение о размещенном заказе в предусмотренных Законом о размещении заказов формах и объеме.
При указанных обстоятельствах, в том числе нарушено право участников размещения заказа на формирование заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме с указанием конкретных характеристик используемого товара в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и с учетом потребностей заказчика, сформулированных в проектно-сметной документации, которая должна является неотъемлемой частью документации об Открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, не размещение заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в полном объеме проектно-сметной документации, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 
Учитывая социальную значимость проведения работ по  реконструкции сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района Белгородской области, сроки выполнения работ, а также количество заявок, поданных на участие в Открытом аукционе в электронной форме, Комиссия приняла решение заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не выдавать.    
3. Из части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент". 
Согласно части  3.1 статьи 34 Закона о размещении  заказов  документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 1225 ГК РФ товарные знаки являются результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В силу части 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Заявителем не представлено доказательств, что в пункте 27 локальной сметы №02-02-01 буквенное обозначение «ZINGA» и в пункте 117 локальной сметы №02-01-01 буквенно-цифровое обозначение «АВТОМАТИК-КРАН КШТВГ-100 А-ИНВЕСТ» есть товарный знак, удостоверенный свидетельством на товарный знак.
Кроме того, иных доказательств ограничения заказчиком и уполномоченным органом количества участников размещения заказа при  проведении Открытого аукциона в электронной форме,  Заявителем не представлено.  
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя, указывающий  на  нарушение заказчиком, уполномоченным органом части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, является неправомерным. 
4. В силу пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Из пункта 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме следует, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения муниципального контракта (по выбору). 
Из пункта 3.2. проекта муниципального контракта следует, что срок действия банковской гарантии   должен устанавливаться с учетом установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту и оканчиваться не ранее чем через 1 месяц  после его завершения.
Такие действия заказчика, уполномоченного органа по установление требований к сроку действия банковской гарантии являются правомерными в связи со следующим.
Из статьи 368 ГК РФ следует, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
В силу части 1 статьи 369 ГК РФ банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
В силу подпункта 2 части 1 статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
При этом, законодатель, регулируя содержание банковской гарантии, не устанавливает требование к сроку действия банковской гарантии. 
Такой вывод Комиссии подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.03.2012 №14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий».
Представитель уполномоченного органа указал, что требование об окончании срока действия банковской гарантии не ранее чем через месяц после завершения установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту направлено на обеспечение надлежащего качества выполненных работ общественно-значимого объекта строительства.   
5. В силу пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
Из пункта 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме следует, срок предоставления обеспечения муниципального контракта наступает с момента размещения итогового протокола на официальном сайте и до момента полного исполнения муниципального контракта.    
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа по установлению в документации об Открытом аукционе в электронной форме требования, в соответствии с которым  срок предоставления обеспечения муниципального контракта наступает с момента размещения итогового протокола на официальном сайте указывают на нарушение заказчиком, уполномоченным органом пункта 11 части 3 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
 
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «ГОЛОС» обоснованной в части не размещения заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации проектно-сметной документации в полном объеме при проведении Открытого аукциона в электронной форме и установления в документации об Открытом аукционе срока предоставления обеспечения муниципального контракта в нарушение требований Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать предписание об устранении нарушений пункта 11 части 3 статьи 41.6 и части  4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.   
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному лицу Белгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
 
Члены комиссии: <...>
 
 
<...>
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Исх.№1774/2 от 03.06.2013
 
Администрация муниципального района 
«Чернянский район»
309560, Белгородская обл., 
п. Чернянка, пл.Октябрьская, 13
 
 
Администрация Русскохаланского сельского поселения  Чернянского района
309574, Белгородская обл., Чернянский район, с.Русская Халань
 
 
ООО «ГОЛОС»
123154, г.Москва,  ул.Маршала Тухачевского, д.42
 
 
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
115184, г. Москва, ул. Большая Татарская, дом 9
тел./ф.: (495) 787-29-98
 
 
Дело № 209-13-Т
 
 
Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)
 
 
Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2013
Решение в полном объеме изготовлено  03.06.2013
                          
                          г. Белгород
 
 
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.05.2013 № 194 «О создании комиссии по контролю в сфере размещения заказа для рассмотрения жалобы ООО «ГОЛОС» (далее – Комиссия), в присутствии представителей: уполномоченного органа – администрации муниципального района «Чернянский район» - <...> (доверенность от 28.05.2013 б/н), <...> (доверенность от 06.02.2013 б/н), в отсутствии надлежаще уведомленного о месте и времени заседания Комиссии представителя заявителя - ООО «ГОЛОС»,  рассмотрев материалы дела № 209-13-Т по жалобе ООО «ГОЛОС» на действия муниципального заказчика, уполномоченного органа  при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района» (извещение № 0126300021213000053) (далее – Открытый аукцион в электронной форме), проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ГОЛОС» (далее – Заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении Открытого аукциона в электронной форме. 
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком при размещении заказа путем проведения Открытого аукциона в электронной форме допущены следующие нарушения Закона о размещении заказов: 
-    в нарушение части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчик, уполномоченный орган не использовали прогнозные индексы, разрабатываемые  Минрегионом России либо Минэкономразвития России;
- требования к составу первой части заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме установлены заказчиком, уполномоченным органом в нарушение пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов;
- документация об Открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением части 4 статьи 41.6 Закона о размещении  заказов (в составе документации об Открытом аукционе в электронной форме отсутствует проектно-сметная документация),   что не позволяет сформировать предложения по исполнению муниципального контракта;
- заказчик, уполномоченный орган, включив в техническую часть документации об Открытом аукционе в электронной форме указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование производителя без сопровождения словами (или эквивалент), нарушили требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов;
- заказчик, уполномоченный орган в нарушение пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов неправомерно установили требование о предоставлении банковской гарантии, срок которой превышает срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на 1 месяц;
- действия заказчика, уполномоченного органа в части установления неправомерного срока предоставления обеспечения исполнения контракта, указывают на нарушение части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.   
Заказчик, уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы ООО «ГОЛОС», представили возражения на жалобу ООО «ГОЛОС», просят жалобу признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывалась с учетом индекса 5,72, который предназначен для общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, подготовки тендерной документации, а также укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом. 
Проекто-сметная документация не опубликована на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в связи с тем, что проектная документация представляет из себя документ, состоящий из большого количества чертежей и смет, что вызвало определенные трудности в его размещении в составе документации об аукционе на официальном сайте.
Вместе с тем, участникам размещения заказа была предоставлена возможность ознакомления с проектно-сметной документацией.
При указанных обстоятельствах на участие в Открытом аукционе подано 8 заявок.  
Установив в пункте 16 документации об аукционе требование: первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об Открытом аукционе, на условиях, предусмотренных настоящей документацией, заказчик не допустил нарушение законодательства о размещении заказов, так как это не запрещено законом о размещении заказов.
Включение заказчиком, уполномоченным органом требования об окончании срока действия банковской гарантии не ранее чем через месяц после завершения установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту направлено на обеспечение надлежащего качества выполненных работ общественно-значимого объекта строительства и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.  
На заседании Комиссии  представители уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях заказчика, уполномоченного органа на жалобу ООО «ГОЛОС», считают жалобу необоснованной.   
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «ГОЛОС», возражения уполномоченного органа, заказчика, заслушав доводы представителей уполномоченного органа, проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку приходит к следующим выводам.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 30.04.2013 размещены извещение                                     № 0126300021213000053 о проведении  Открытого аукциона в электронной форме и документация об Открытом аукционе в электронной форме.
Заказчиком является администрация Русскохаланского сельского поселения Чернянского района, уполномоченным органом – администрация муниципального района «Чернянский район».
Документация об аукционе утверждена заказчиком – администрацией Русскохаланского сельского поселения Чернянского района. 
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об Открытом аукционе в электронной форме предметом указанного аукциона является реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района
Начальная (максимальная) цена контракта  составляет 46400000, 00 рублей.
На дату заседания Комиссии контракт не заключен.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Открытом аукционе  в электронной форме № 0126300021213000053-1 от 27.05.2013 следует, что заявки на участие в аукционе подали восемь участников размещения заказа.
1.Согласно части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что расчет стоимости строительства был осуществлен  с применением индекса 5,72.
В доказательство представителем уполномоченного органа представлена копия расчета индексов удорожания сметной стоимости строительства с 01 апреля 2012 года к ценам на 01.01.2000 по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района», а также  копия положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства «Реконструкция сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района Белгородского района»,  из которой следует, что основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта послужила стоимость строительства, рассчитанная в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 №15/1 «Об   утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Кроме того, Комиссия установила, что на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет заказчиком, уполномоченным органом размещено Приложение №1 к документации об Открытом аукционе в электронной форме  «Обоснование цены контракта по объекту: «Реконструкция сетей водоснабжения с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области» из которого следует, что общая стоимость строительства водоснабжения по разработанной проектной и рабочей документации составляет: (6739687,7руб. (цена в 2001 г. по смете СМР) х 5,72 (коэффициент удорожания СМР) х 2% (тех. надзор) х 18% (НДС) = 46400000 руб. 
Таким образом, расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществлен заказчиком, уполномоченным органом с учетом индекса-дефлятора, учитывающего инфляционные процессы, возникающие в процессе строительства, и в соответствии с положениями части 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной  документации.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. 
В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка
В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее: 
1) пояснительную записку с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схему планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Частью 1 статьи 743 ГК РФ установлена обязанность выполнения строительных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, то есть исполнитель обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей цену работ.
В пункте 17 документации об Открытом аукционе в электронной форме содержится требование о выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией. 
Пунктом 10.1 проекта муниципального контракта также предусмотрена обязанность исполнителя выполнить работы в соответствии с проектной документацией. 
Комиссией установлено, что проектно-сметная документация в полном объеме не размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
На официальном сайте размещена лишь сметная документация, не содержащая в полном объеме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.  
Следовательно, не размещение заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет проектно-сметной документации в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа, нарушает право участников размещения заказа на информационное обеспечение о размещенном заказе в предусмотренных Законом о размещении заказов формах и объеме.
При указанных обстоятельствах, в том числе нарушено право участников размещения заказа на формирование заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме с указанием конкретных характеристик используемого товара в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и с учетом потребностей заказчика, сформулированных в проектно-сметной документации, которая должна является неотъемлемой частью документации об Открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, не размещение заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в полном объеме проектно-сметной документации, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 
Учитывая социальную значимость проведения работ по  реконструкции сетей водоснабжения с.Русская Халань Чернянского района Белгородской области, сроки выполнения работ, а также количество заявок, поданных на участие в Открытом аукционе в электронной форме, Комиссия приняла решение заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не выдавать.    
3. Из части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент". 
Согласно части  3.1 статьи 34 Закона о размещении  заказов  документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 1225 ГК РФ товарные знаки являются результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В силу части 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Заявителем не представлено доказательств, что в пункте 27 локальной сметы №02-02-01 буквенное обозначение «ZINGA» и в пункте 117 локальной сметы №02-01-01 буквенно-цифровое обозначение «АВТОМАТИК-КРАН КШТВГ-100 А-ИНВЕСТ» есть товарный знак, удостоверенный свидетельством на товарный знак.
Кроме того, иных доказательств ограничения заказчиком и уполномоченным органом количества участников размещения заказа при  проведении Открытого аукциона в электронной форме,  Заявителем не представлено.  
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя, указывающий  на  нарушение заказчиком, уполномоченным органом части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, является неправомерным. 
4. В силу пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Из пункта 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме следует, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения муниципального контракта (по выбору). 
Из пункта 3.2. проекта муниципального контракта следует, что срок действия банковской гарантии   должен устанавливаться с учетом установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту и оканчиваться не ранее чем через 1 месяц  после его завершения.
Такие действия заказчика, уполномоченного органа по установление требований к сроку действия банковской гарантии являются правомерными в связи со следующим.
Из статьи 368 ГК РФ следует, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
В силу части 1 статьи 369 ГК РФ банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
В силу подпункта 2 части 1 статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
При этом, законодатель, регулируя содержание банковской гарантии, не устанавливает требование к сроку действия банковской гарантии. 
Такой вывод Комиссии подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.03.2012 №14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий».
Представитель уполномоченного органа указал, что требование об окончании срока действия банковской гарантии не ранее чем через месяц после завершения установленного общего срока выполнения работ по муниципальному контракту направлено на обеспечение надлежащего качества выполненных работ общественно-значимого объекта строительства.   
5. В силу пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
Из пункта 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме следует, срок предоставления обеспечения муниципального контракта наступает с момента размещения итогового протокола на официальном сайте и до момента полного исполнения муниципального контракта.    
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа по установлению в документации об Открытом аукционе в электронной форме требования, в соответствии с которым  срок предоставления обеспечения муниципального контракта наступает с момента размещения итогового протокола на официальном сайте указывают на нарушение заказчиком, уполномоченным органом пункта 11 части 3 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
 
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «ГОЛОС» обоснованной в части не размещения заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации проектно-сметной документации в полном объеме при проведении Открытого аукциона в электронной форме и установления в документации об Открытом аукционе срока предоставления обеспечения муниципального контракта в нарушение требований Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать предписание об устранении нарушений пункта 11 части 3 статьи 41.6 и части  4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.   
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному лицу Белгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
 
Члены комиссии: <...>
 
 
<...>
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Исх.№1774/2 от 03.06.2013 [format] => [safe_value] => Исх.№1774/2 от 03.06.2013 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 209-13-Т [format] => [safe_value] => Дело № 209-13-Т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 50 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 50 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-03 07:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-29 07:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1370332058 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )