Дело № 102-13-АЗ решение в отношении ОАО "БСК"

Номер дела: Дело №102-13-АЗ
Дата публикации: 7 мая 2013, 14:54

 

заявитель <...>
Белгородская обл., Яковлевский р-н, с. Шопино, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», <...>
 
ответчик
ОАО «Белгородская сбытовая компания»
308009, г. Белгород,
ул. Николая Чумичова, д. 37
 
 
Дело № 102-13-A3
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2013
В полном объеме решение изготовлено 07 мая 2013 г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;при участии в заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела: от заявителя -не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, от ответчика - не явился, представил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие;
рассмотрев дело № 102-13-АЗ, возбужденное 22.03.2013 года по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания» (308009, г. Белгород, ул. Николая Чумичова, д. 37) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» (Закон «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) поступило заявление физического лица <...> (далее - заявитель), на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ОАО «БСК», ОАО «Белгородэнергосбыт», ответчик), выразившиеся в отказе от заключения с ним договора энергоснабжения в отношении принадлежащих ему энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Белгородская область, Яковлевский р-н, с. Шопино, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», № 4.
В ходе рассмотрения заявления физического лица установлено, что в действиях ОАО «Белгородэнергосбыт» имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольным органом, в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», ОАО «Белгородэнергосбыт» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путем заключения договора энергоснабжения с гражданином в срок до 22.01.2013 года, о чем было необходимо сообщить в адрес Белгородского УФАС России.
В установленные сроки информации об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Белгородэнергосбыт» в антимонопольный орган не поступило.
Как следует из пункта 8 статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», в рамках осуществления своих полномочий, антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 063 от 22.03.2013 года в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 102-13-АЗ.
На заседание Комиссии по рассмотрению дела № 102-13-АЗ, состоявшегося 25.04.2013г., поступило ходатайство ОАО «Белгородэнергосбыт». В соответствии с которым, общество, ввиду невозможности участия в заседании по делу № 102-13-АЗ, просит рассмотреть указанное дело в отсутствие представителя ОАО «Белгородэнергосбыт». С доводами, изложенными заявителем общество несогласно, считает их необоснованными.
При рассмотрении заявленного ответчиком ходатайства, Комиссия считает его подлежащим удовлетворению.
Также, руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона «О защите конкуренции», учитывая не явку на заседании Комиссии заявителя, надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела. Комиссия считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие сторон.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 102-13-АЗ приходит к следующему выводу.
 
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту — «Правила розничных рынков электрической энергии»).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 32 «Правил розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого, в установленном порядке, присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем):
1) отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность)
потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в
установленном порядке энергопринимающих устройств;
2) нахождении энергопринимающих устройств, в отношении которых
предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства вне
зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В связи с отказом от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.
В пункте 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» для граждан, имеющих намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком установлен определенный порядок по его заключению.
Так, гражданин - потребитель электрической энергии направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора, в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Как следует из положения части 4 статьи 26 Закон «Об электроэнергетике», в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключение договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
 
Заявление о заключении договора энергоснабжения, вместе с имеющимися у заявителя документами было представлено в ОАО «БСК» 01.10.2012 года.
На момент обращения заявителя в Белгородское УФАС России, им было получено письмо от ОАО «БСК» о проверке наличия либо отсутствия технологического присоединения его домовладений к электрическим сетям. В ходе анализа представленной информации установлено, что ОАО «БСК» действительно запрашивало у ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» (далее - сетевая организация) информацию о наличии технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя. Согласно информационного письма (от 22.10.2012 № МРСК-БЛ/18/905), сетевая организация сообщала в адрес ОАО «БСК» о том, что Сибилев А.П. не имеет технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», но указанный потребитель подключен к электрическим сетям садового общества.
При этом, оценивая наличие надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, Комиссия приходит к выводу, что документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, определены «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - «Правила технологического присоединения»).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Березка» к электрическим сетям сетевой организации, а равно и опосредованное присоединение энергопринимающих устройств <...> к сетям сетевой организации через электрохозяйство СНТ «Березка» осуществлено до вступления в силу «Правил технологического присоединения». Комиссией также учитывается и тот факт, что сетевой организацией проведена проверка в соответствии с которой установлено, что домовладение заявителя имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Березка».
Подтверждением же технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям также будет являться договор энергоснабжения № 3140096 от 27.03.2006, заключенный между СНТ «Березка» и ОАО «БСК», в рамках которого, заявитель производил оплату за потребленную электрическую энергию, так как поставка электрической энергии не возможна без осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Как установлено Комиссией, постановлением Правительства Белгородской области № 204-пп от 29.09.2006 ОАО «Белгородская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Точка поставки на розничном рынке, в отношении которой гражданин <...> намеревался заключить договор энергоснабжения, находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Белгородэнергосбыт».
Согласно пункту 39 «Правил розничных рынков электрической энергии», в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае, если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком, в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
20.11.2012 года в адрес гражданина <...> со стороны ОАО «БСК» было направленно письмо, из текста которого следовало, что правомерность заключения индивидуального договора энергоснабжения с лицом, чьи энергопринимающие устройства находятся на территории садового товарищества и подключены к электрическим сетям товарищества, рассматривается в суде. Кроме того, ОАО «Белгородэнергосбыт» фактически поставило в зависимость итог рассмотрения данного дела и заключение договора энергоснабжения с гражданином.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, действия ОАО «Белгородэнергосбыт» в части не направления в адрес заявителей в тридцатидневный срок со дня получения заявки проекта договора энергоснабжения, а также уклонение от заключения договора энергоснабжения на основании отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, а так же иных оснований, противоречат требованиям пункта 32, 39, 72, 74 «Правила розничных рынков электрической энергии» и положениям статьи 26 Закона «Об электроэнергетике».
В пункте 2 «Правил розничных рынков электрической энергии» под «точкой поставки на розничном рынке» понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Как следует из основных понятий, данных в 2 пункте «Правил технологического присоединения», «точка присоединения к электрической сети» -место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункта 5 данных Правил, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка фактического присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Из этого следует, что точка поставки по договору с гражданином <...> будет являться именно точка фактического присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии, к объекту электросетевого хозяйства СНТ «Березка».
Из положений статей 22, 23, главы 6 Закона «О защите конкуренции» следует, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства; устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении таких дел; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В силу статьи 3 Закона «О защите конкуренции» сферой применения Закона о защите конкуренции являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ИНН 3123110760) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Белгородэнегосбыт» своими действиями, связанными с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике в части заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, допустило нарушение формальных требований, предусмотренных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым для хозяйствующих субъектов установлены запреты на злоупотребление своим доминирующим положением.
 
Также, Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что ОАО «Белгородэнегосбыт» 01.10.2012 года заключен договор энергоснабжения № 314183194 с физическим лицом. По условиям указанного договора ОАО «Белгородэнегосбыт» отпускает электроэнергию потребителю через присоединенную сеть в необходимом объеме в пределах разрешенной мощности для бытовых нужд по адресу: Белгородская обл., Яковлевский р-н, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», д. 14. Указанный договор заключен на основании поданной заявки.
Из имеющихся материалов дела следует, что потребитель по договору энергоснабжения № 314183194 выступает физическое лицо, энергопринимающие устройства которого имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети СНТ «Березка».
При рассмотрении заявки и при принятии решения о заключении договора энергоснабжения № 314183194, с физическим лицом, чьи энергопринимающие устройства имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети садового товарищества, ОАО «Белгородэнегосбыт» действовало в рамках Закона об электроэнергетике и Правил розничных рынков электрической энергии.
На момент рассмотрения дела, указанный договор является действующим, услуги по продаже электрической энергии оказываются.
Схема электроснабжения по договору энергоснабжения № 314183194 следующая: сетевая организация - СНТ «Березка» - потребитель, аналогичная схема электроснабжения у заявителя по настоящему делу: сетевая организация - СНТ «Березка» - заявитель.
Пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно пункта 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В связи с заключенным между ОАО «Белгородэнегосбыт» (гарантирующий поставщик) и физическим лицом (потребителем, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации) договора энергоснабжения № 314183194 и оказания услуг по данному договору, ОАО «Белгородэнегосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, уклонилось от заключения договора энергоснабжения с <...>, поставило его в неравное положение по сравнению с иным потребителем, тем самым нарушило запрет, установленный пунктом 8 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, создало дискриминационные условия.
Комиссия установила, что ОАО «Белгородэнергосбыт», до момента рассмотрения дела № 102-13-АЗ не предприняло ни каких действий связанных с добровольным устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в ходе его рассмотрения не смогло представить доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 41,48 Закона «О защите конкуренции» и выявленными обстоятельствами по делу, Комиссия приходит к выводу, что оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Комиссия,
 
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части уклонения от заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, в связи с тем, что такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
2. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части создания дискриминационных условий для физических лиц, при рассмотрении заявлений о заключении договора энергоснабжения;
3. Выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, последнему, указать на необходимость направить в адрес гражданина <...> договор энергоснабжения.
4. Выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание, а именно: при рассмотрении заявления <...> о заключении договора энергоснабжения и имеющихся у него документов применить аналогичный подход, установленный при решении вопроса о заключении договора энергоснабжения № 14183194 от 01.10.2012 с физическим лицом, чьи энергопринимающие устройства имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети садового товарищества.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
stdClass Object ( [vid] => 8998 [uid] => 5 [title] => Дело № 102-13-АЗ решение в отношении ОАО "БСК" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8998 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368442875 [changed] => 1370528809 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528809 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

заявитель <...>
Белгородская обл., Яковлевский р-н, с. Шопино, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», <...>
 
ответчик
ОАО «Белгородская сбытовая компания»
308009, г. Белгород,
ул. Николая Чумичова, д. 37
 
 
Дело № 102-13-A3
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2013
В полном объеме решение изготовлено 07 мая 2013 г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;при участии в заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела: от заявителя -не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, от ответчика - не явился, представил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие;
рассмотрев дело № 102-13-АЗ, возбужденное 22.03.2013 года по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания» (308009, г. Белгород, ул. Николая Чумичова, д. 37) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» (Закон «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) поступило заявление физического лица <...> (далее - заявитель), на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ОАО «БСК», ОАО «Белгородэнергосбыт», ответчик), выразившиеся в отказе от заключения с ним договора энергоснабжения в отношении принадлежащих ему энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Белгородская область, Яковлевский р-н, с. Шопино, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», № 4.
В ходе рассмотрения заявления физического лица установлено, что в действиях ОАО «Белгородэнергосбыт» имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольным органом, в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», ОАО «Белгородэнергосбыт» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путем заключения договора энергоснабжения с гражданином в срок до 22.01.2013 года, о чем было необходимо сообщить в адрес Белгородского УФАС России.
В установленные сроки информации об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Белгородэнергосбыт» в антимонопольный орган не поступило.
Как следует из пункта 8 статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», в рамках осуществления своих полномочий, антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 063 от 22.03.2013 года в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 102-13-АЗ.
На заседание Комиссии по рассмотрению дела № 102-13-АЗ, состоявшегося 25.04.2013г., поступило ходатайство ОАО «Белгородэнергосбыт». В соответствии с которым, общество, ввиду невозможности участия в заседании по делу № 102-13-АЗ, просит рассмотреть указанное дело в отсутствие представителя ОАО «Белгородэнергосбыт». С доводами, изложенными заявителем общество несогласно, считает их необоснованными.
При рассмотрении заявленного ответчиком ходатайства, Комиссия считает его подлежащим удовлетворению.
Также, руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона «О защите конкуренции», учитывая не явку на заседании Комиссии заявителя, надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела. Комиссия считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие сторон.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 102-13-АЗ приходит к следующему выводу.
 
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту — «Правила розничных рынков электрической энергии»).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 32 «Правил розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого, в установленном порядке, присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем):
1) отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность)
потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в
установленном порядке энергопринимающих устройств;
2) нахождении энергопринимающих устройств, в отношении которых
предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства вне
зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В связи с отказом от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.
В пункте 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» для граждан, имеющих намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком установлен определенный порядок по его заключению.
Так, гражданин - потребитель электрической энергии направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора, в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Как следует из положения части 4 статьи 26 Закон «Об электроэнергетике», в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключение договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
 
Заявление о заключении договора энергоснабжения, вместе с имеющимися у заявителя документами было представлено в ОАО «БСК» 01.10.2012 года.
На момент обращения заявителя в Белгородское УФАС России, им было получено письмо от ОАО «БСК» о проверке наличия либо отсутствия технологического присоединения его домовладений к электрическим сетям. В ходе анализа представленной информации установлено, что ОАО «БСК» действительно запрашивало у ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» (далее - сетевая организация) информацию о наличии технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя. Согласно информационного письма (от 22.10.2012 № МРСК-БЛ/18/905), сетевая организация сообщала в адрес ОАО «БСК» о том, что Сибилев А.П. не имеет технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», но указанный потребитель подключен к электрическим сетям садового общества.
При этом, оценивая наличие надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, Комиссия приходит к выводу, что документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, определены «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - «Правила технологического присоединения»).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Березка» к электрическим сетям сетевой организации, а равно и опосредованное присоединение энергопринимающих устройств <...> к сетям сетевой организации через электрохозяйство СНТ «Березка» осуществлено до вступления в силу «Правил технологического присоединения». Комиссией также учитывается и тот факт, что сетевой организацией проведена проверка в соответствии с которой установлено, что домовладение заявителя имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Березка».
Подтверждением же технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям также будет являться договор энергоснабжения № 3140096 от 27.03.2006, заключенный между СНТ «Березка» и ОАО «БСК», в рамках которого, заявитель производил оплату за потребленную электрическую энергию, так как поставка электрической энергии не возможна без осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Как установлено Комиссией, постановлением Правительства Белгородской области № 204-пп от 29.09.2006 ОАО «Белгородская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Точка поставки на розничном рынке, в отношении которой гражданин <...> намеревался заключить договор энергоснабжения, находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Белгородэнергосбыт».
Согласно пункту 39 «Правил розничных рынков электрической энергии», в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае, если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком, в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
20.11.2012 года в адрес гражданина <...> со стороны ОАО «БСК» было направленно письмо, из текста которого следовало, что правомерность заключения индивидуального договора энергоснабжения с лицом, чьи энергопринимающие устройства находятся на территории садового товарищества и подключены к электрическим сетям товарищества, рассматривается в суде. Кроме того, ОАО «Белгородэнергосбыт» фактически поставило в зависимость итог рассмотрения данного дела и заключение договора энергоснабжения с гражданином.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, действия ОАО «Белгородэнергосбыт» в части не направления в адрес заявителей в тридцатидневный срок со дня получения заявки проекта договора энергоснабжения, а также уклонение от заключения договора энергоснабжения на основании отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, а так же иных оснований, противоречат требованиям пункта 32, 39, 72, 74 «Правила розничных рынков электрической энергии» и положениям статьи 26 Закона «Об электроэнергетике».
В пункте 2 «Правил розничных рынков электрической энергии» под «точкой поставки на розничном рынке» понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Как следует из основных понятий, данных в 2 пункте «Правил технологического присоединения», «точка присоединения к электрической сети» -место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункта 5 данных Правил, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка фактического присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Из этого следует, что точка поставки по договору с гражданином <...> будет являться именно точка фактического присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии, к объекту электросетевого хозяйства СНТ «Березка».
Из положений статей 22, 23, главы 6 Закона «О защите конкуренции» следует, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства; устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении таких дел; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В силу статьи 3 Закона «О защите конкуренции» сферой применения Закона о защите конкуренции являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ИНН 3123110760) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Белгородэнегосбыт» своими действиями, связанными с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике в части заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, допустило нарушение формальных требований, предусмотренных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым для хозяйствующих субъектов установлены запреты на злоупотребление своим доминирующим положением.
 
Также, Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что ОАО «Белгородэнегосбыт» 01.10.2012 года заключен договор энергоснабжения № 314183194 с физическим лицом. По условиям указанного договора ОАО «Белгородэнегосбыт» отпускает электроэнергию потребителю через присоединенную сеть в необходимом объеме в пределах разрешенной мощности для бытовых нужд по адресу: Белгородская обл., Яковлевский р-н, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», д. 14. Указанный договор заключен на основании поданной заявки.
Из имеющихся материалов дела следует, что потребитель по договору энергоснабжения № 314183194 выступает физическое лицо, энергопринимающие устройства которого имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети СНТ «Березка».
При рассмотрении заявки и при принятии решения о заключении договора энергоснабжения № 314183194, с физическим лицом, чьи энергопринимающие устройства имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети садового товарищества, ОАО «Белгородэнегосбыт» действовало в рамках Закона об электроэнергетике и Правил розничных рынков электрической энергии.
На момент рассмотрения дела, указанный договор является действующим, услуги по продаже электрической энергии оказываются.
Схема электроснабжения по договору энергоснабжения № 314183194 следующая: сетевая организация - СНТ «Березка» - потребитель, аналогичная схема электроснабжения у заявителя по настоящему делу: сетевая организация - СНТ «Березка» - заявитель.
Пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно пункта 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В связи с заключенным между ОАО «Белгородэнегосбыт» (гарантирующий поставщик) и физическим лицом (потребителем, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации) договора энергоснабжения № 314183194 и оказания услуг по данному договору, ОАО «Белгородэнегосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, уклонилось от заключения договора энергоснабжения с <...>, поставило его в неравное положение по сравнению с иным потребителем, тем самым нарушило запрет, установленный пунктом 8 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, создало дискриминационные условия.
Комиссия установила, что ОАО «Белгородэнергосбыт», до момента рассмотрения дела № 102-13-АЗ не предприняло ни каких действий связанных с добровольным устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в ходе его рассмотрения не смогло представить доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 41,48 Закона «О защите конкуренции» и выявленными обстоятельствами по делу, Комиссия приходит к выводу, что оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Комиссия,
 
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части уклонения от заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, в связи с тем, что такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
2. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части создания дискриминационных условий для физических лиц, при рассмотрении заявлений о заключении договора энергоснабжения;
3. Выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, последнему, указать на необходимость направить в адрес гражданина <...> договор энергоснабжения.
4. Выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание, а именно: при рассмотрении заявления <...> о заключении договора энергоснабжения и имеющихся у него документов применить аналогичный подход, установленный при решении вопроса о заключении договора энергоснабжения № 14183194 от 01.10.2012 с физическим лицом, чьи энергопринимающие устройства имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети садового товарищества.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

заявитель <...>
Белгородская обл., Яковлевский р-н, с. Шопино, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», <...>
 
ответчик
ОАО «Белгородская сбытовая компания»
308009, г. Белгород,
ул. Николая Чумичова, д. 37
 
 
Дело № 102-13-A3
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2013
В полном объеме решение изготовлено 07 мая 2013 г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;при участии в заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела: от заявителя -не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, от ответчика - не явился, представил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие;
рассмотрев дело № 102-13-АЗ, возбужденное 22.03.2013 года по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания» (308009, г. Белгород, ул. Николая Чумичова, д. 37) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» (Закон «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) поступило заявление физического лица <...> (далее - заявитель), на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ОАО «БСК», ОАО «Белгородэнергосбыт», ответчик), выразившиеся в отказе от заключения с ним договора энергоснабжения в отношении принадлежащих ему энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Белгородская область, Яковлевский р-н, с. Шопино, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», № 4.
В ходе рассмотрения заявления физического лица установлено, что в действиях ОАО «Белгородэнергосбыт» имеются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольным органом, в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», ОАО «Белгородэнергосбыт» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путем заключения договора энергоснабжения с гражданином в срок до 22.01.2013 года, о чем было необходимо сообщить в адрес Белгородского УФАС России.
В установленные сроки информации об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Белгородэнергосбыт» в антимонопольный орган не поступило.
Как следует из пункта 8 статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», в рамках осуществления своих полномочий, антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 063 от 22.03.2013 года в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 102-13-АЗ.
На заседание Комиссии по рассмотрению дела № 102-13-АЗ, состоявшегося 25.04.2013г., поступило ходатайство ОАО «Белгородэнергосбыт». В соответствии с которым, общество, ввиду невозможности участия в заседании по делу № 102-13-АЗ, просит рассмотреть указанное дело в отсутствие представителя ОАО «Белгородэнергосбыт». С доводами, изложенными заявителем общество несогласно, считает их необоснованными.
При рассмотрении заявленного ответчиком ходатайства, Комиссия считает его подлежащим удовлетворению.
Также, руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона «О защите конкуренции», учитывая не явку на заседании Комиссии заявителя, надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела. Комиссия считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие сторон.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 102-13-АЗ приходит к следующему выводу.
 
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту — «Правила розничных рынков электрической энергии»).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 32 «Правил розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого, в установленном порядке, присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем):
1) отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность)
потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в
установленном порядке энергопринимающих устройств;
2) нахождении энергопринимающих устройств, в отношении которых
предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства вне
зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В связи с отказом от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.
В пункте 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» для граждан, имеющих намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком установлен определенный порядок по его заключению.
Так, гражданин - потребитель электрической энергии направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора, в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Как следует из положения части 4 статьи 26 Закон «Об электроэнергетике», в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключение договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
 
Заявление о заключении договора энергоснабжения, вместе с имеющимися у заявителя документами было представлено в ОАО «БСК» 01.10.2012 года.
На момент обращения заявителя в Белгородское УФАС России, им было получено письмо от ОАО «БСК» о проверке наличия либо отсутствия технологического присоединения его домовладений к электрическим сетям. В ходе анализа представленной информации установлено, что ОАО «БСК» действительно запрашивало у ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» (далее - сетевая организация) информацию о наличии технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя. Согласно информационного письма (от 22.10.2012 № МРСК-БЛ/18/905), сетевая организация сообщала в адрес ОАО «БСК» о том, что Сибилев А.П. не имеет технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», но указанный потребитель подключен к электрическим сетям садового общества.
При этом, оценивая наличие надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, Комиссия приходит к выводу, что документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, определены «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - «Правила технологического присоединения»).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Березка» к электрическим сетям сетевой организации, а равно и опосредованное присоединение энергопринимающих устройств <...> к сетям сетевой организации через электрохозяйство СНТ «Березка» осуществлено до вступления в силу «Правил технологического присоединения». Комиссией также учитывается и тот факт, что сетевой организацией проведена проверка в соответствии с которой установлено, что домовладение заявителя имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Березка».
Подтверждением же технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям также будет являться договор энергоснабжения № 3140096 от 27.03.2006, заключенный между СНТ «Березка» и ОАО «БСК», в рамках которого, заявитель производил оплату за потребленную электрическую энергию, так как поставка электрической энергии не возможна без осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Как установлено Комиссией, постановлением Правительства Белгородской области № 204-пп от 29.09.2006 ОАО «Белгородская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Точка поставки на розничном рынке, в отношении которой гражданин <...> намеревался заключить договор энергоснабжения, находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Белгородэнергосбыт».
Согласно пункту 39 «Правил розничных рынков электрической энергии», в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае, если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком, в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
20.11.2012 года в адрес гражданина <...> со стороны ОАО «БСК» было направленно письмо, из текста которого следовало, что правомерность заключения индивидуального договора энергоснабжения с лицом, чьи энергопринимающие устройства находятся на территории садового товарищества и подключены к электрическим сетям товарищества, рассматривается в суде. Кроме того, ОАО «Белгородэнергосбыт» фактически поставило в зависимость итог рассмотрения данного дела и заключение договора энергоснабжения с гражданином.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, действия ОАО «Белгородэнергосбыт» в части не направления в адрес заявителей в тридцатидневный срок со дня получения заявки проекта договора энергоснабжения, а также уклонение от заключения договора энергоснабжения на основании отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, а так же иных оснований, противоречат требованиям пункта 32, 39, 72, 74 «Правила розничных рынков электрической энергии» и положениям статьи 26 Закона «Об электроэнергетике».
В пункте 2 «Правил розничных рынков электрической энергии» под «точкой поставки на розничном рынке» понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Как следует из основных понятий, данных в 2 пункте «Правил технологического присоединения», «точка присоединения к электрической сети» -место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункта 5 данных Правил, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка фактического присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Из этого следует, что точка поставки по договору с гражданином <...> будет являться именно точка фактического присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии, к объекту электросетевого хозяйства СНТ «Березка».
Из положений статей 22, 23, главы 6 Закона «О защите конкуренции» следует, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства; устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении таких дел; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В силу статьи 3 Закона «О защите конкуренции» сферой применения Закона о защите конкуренции являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ИНН 3123110760) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Белгородэнегосбыт» своими действиями, связанными с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике в части заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, допустило нарушение формальных требований, предусмотренных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым для хозяйствующих субъектов установлены запреты на злоупотребление своим доминирующим положением.
 
Также, Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что ОАО «Белгородэнегосбыт» 01.10.2012 года заключен договор энергоснабжения № 314183194 с физическим лицом. По условиям указанного договора ОАО «Белгородэнегосбыт» отпускает электроэнергию потребителю через присоединенную сеть в необходимом объеме в пределах разрешенной мощности для бытовых нужд по адресу: Белгородская обл., Яковлевский р-н, садовое товарищество «Урожай» объединения «Хлебопродукты», д. 14. Указанный договор заключен на основании поданной заявки.
Из имеющихся материалов дела следует, что потребитель по договору энергоснабжения № 314183194 выступает физическое лицо, энергопринимающие устройства которого имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети СНТ «Березка».
При рассмотрении заявки и при принятии решения о заключении договора энергоснабжения № 314183194, с физическим лицом, чьи энергопринимающие устройства имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети садового товарищества, ОАО «Белгородэнегосбыт» действовало в рамках Закона об электроэнергетике и Правил розничных рынков электрической энергии.
На момент рассмотрения дела, указанный договор является действующим, услуги по продаже электрической энергии оказываются.
Схема электроснабжения по договору энергоснабжения № 314183194 следующая: сетевая организация - СНТ «Березка» - потребитель, аналогичная схема электроснабжения у заявителя по настоящему делу: сетевая организация - СНТ «Березка» - заявитель.
Пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно пункта 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В связи с заключенным между ОАО «Белгородэнегосбыт» (гарантирующий поставщик) и физическим лицом (потребителем, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации) договора энергоснабжения № 314183194 и оказания услуг по данному договору, ОАО «Белгородэнегосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, уклонилось от заключения договора энергоснабжения с <...>, поставило его в неравное положение по сравнению с иным потребителем, тем самым нарушило запрет, установленный пунктом 8 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, создало дискриминационные условия.
Комиссия установила, что ОАО «Белгородэнергосбыт», до момента рассмотрения дела № 102-13-АЗ не предприняло ни каких действий связанных с добровольным устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в ходе его рассмотрения не смогло представить доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 41,48 Закона «О защите конкуренции» и выявленными обстоятельствами по делу, Комиссия приходит к выводу, что оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Комиссия,
 
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части уклонения от заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, в связи с тем, что такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
2. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части создания дискриминационных условий для физических лиц, при рассмотрении заявлений о заключении договора энергоснабжения;
3. Выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, последнему, указать на необходимость направить в адрес гражданина <...> договор энергоснабжения.
4. Выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание, а именно: при рассмотрении заявления <...> о заключении договора энергоснабжения и имеющихся у него документов применить аналогичный подход, установленный при решении вопроса о заключении договора энергоснабжения № 14183194 от 01.10.2012 с физическим лицом, чьи энергопринимающие устройства имеют опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через электрические сети садового товарищества.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело №102-13-АЗ [format] => [safe_value] => Дело №102-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-07 10:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-25 10:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368442875 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )