Дело № 418-11-АЗ решение в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 418-11-АЗ
Дата публикации: 15 февраля 2012, 11:32

 


 

заявитель
ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»

ответчики
ОАО «Белгородское авиапредприятие»

ОАО «Воздушные ворота Белогорья»

заинтересованное лицо

ООО «Городское агентство воздушных сообщений»
.

 


 

Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)

15 февраля 2012 г.                              г. Белгород

Решение в полном объеме изготовлено
23 февраляя 2012 года.
            
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №418-11-АЗ, возбужденное 06.10.2011 г. в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» (308029, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 166) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 11.07.2011 г. поступило заявление ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» (ООО «ЗСАВС») о наличии в действиях ОАО «Белгородское авиапредприятие» (ОАО «Белгородавиа»), признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Как указывал заявитель, ОАО «Белгородавиа» передало в аренду ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»  (далее – Агентство) нежилое помещение в здании аэропорта г. Белгород для использования в качестве кассы по продаже билетов. Об этом стороны заключили договор № 55-04/11 от 30.05.2011 г.  Агентством 28 июня были начаты работы по проведению текущего ремонта арендуемого помещения. Однако уже 29 июня сотрудниками ОАО «Белгородавиа» без какого-либо предварительного уведомления была опечатана дверь кассы, а доступ в нее персоналу Агентства закрыт. Так же было остановлено проведение ремонтных работ. Письмом от 21.07.2011 г. ОАО «Белгородавиа» уведомило Агентство о расторжении договора аренды.
Заявитель полагает, что ОАО «Белгородавиа», используя права собственника, умышленно создает препятствия доступу на рынок по реализации авиационных перевозок и обслуживанию пассажиров.
По признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Белгородским УФАС России было возбуждено дело № 418-11-АЗ.
В ходе рассмотрения выяснилось, что по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.07.2011 № 66-04/11 здание Белгородского аэропорта передано в собственность ОАО «Воздушные ворота Белогорья». Одновременно между ОАО «Воздушные ворота Белогорья»
ОАО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» письмом от 03.11.2011 г. обратилось к новому собственнику с просьбой о размещении на территории аэропорта «Белгород» мобильной кассовой стойки, не требующей стационарного помещения. До настоящего времени от ОАО «Воздушные ворота Белогорья» ответа не поступило.
В этой связи ОАО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» заявило ходатайство о привлечении ОАО «Воздушные ворота Белогорья» в качестве второго ответчика по делу.
Кроме того, 05.12.2011 г. в Белгородское УФАС поступило заявление ООО «Городское агентство воздушных сообщений» (ООО «ГАВС») о наличии в действиях ОАО «Белгородавиа» и ОАО «Воздушные ворота Белогорья» признаков нарушения антимонопольного законодательства. Поводом для обращения так же послужил отказ ОАО «Белгородавиа» от заключения договора на размещение мобильной кассовой стойки.
В этой связи Определениями Комиссии от 17.11.2011 г. и от 07.12.2011 г. ОАО «Воздушные ворота Белогорья»  и ООО «ГАВС» были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве второго ответчика и заинтересованного лица соответственно.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в 2010-2011 гг. по заявкам ОАО «БСК» неоднократно производились отключения электрической энергии в местах общего пользования (лифты, лестничные клетки) многоквартирных жилых домов г. Белгорода по улицам Щорса, Губкина, Ватутина, Гостенская и Гагарина. 
Причиной отключений послужило наличие задолженности за электроэнергию, поставленную в места общего пользования (далее – МОП).
Вышеуказанные дома находятся под управлением ООО Управляющая Организация «Молодежная» (ул. Губкина), ТСЖ «Ватутинское» (ул. Ватутина), ООО «Управляющая компания-14» (ул. Гагарина), ООО « Управляющая компания РЭУ-17» (ул. Гостенская). Данные организации имеют заключенные договоры энергоснабжения с ОАО «БСК», по которым поставляется электроэнергия, в том числе и на освещение МОП.
Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. В то же время договоры энергоснабжения, которые ОАО «БСК» заключает с УК и ТСЖ предусматривают расчет за освещение МОП поэтапно, плановыми платежами в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Приказом руководителя Белгородского УФАС № 306 от 16.08.2011 г. в отношении ОАО «Белгородская сбытовая компания» было возбуждено дело           № 362-11-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 17.08.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ТСЖ «Ватутинское», ООО Управляющая организация «Молодежная», ООО «Управляющая компания-14», ООО «Управляющая компания РЭУ-17».
На рассмотрении дела, представители Управления Администрации города Белгорода по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Указали на недопустимость расчетов плановыми платежами, так как это приводит к образованию задолженности за освещение МОП у управляющих организаций города Белгорода. Просили о привлечении ОАО «БСК» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Представитель ОАО «БСК» против возбуждения дела возражал. Указывал, что заявление Управления Администрации представляется ему некорректным и не понятным. Условия договоров, которые ОАО «БСК» заключает с УК и ТСЖ города не противоречат действующему законодательству. Управляющие организации имеют большую задолженность по оплате освещения МОП, вследствие чего ОАО «БСК» вынуждено было прибегнуть к отключениям.
Сергеев Э.А. (ТСЖ «Ватутинское») пояснил, что отключение МОП, произведенное 29.03.2011 г. в доме № 23 по ул. Ватутина он считает незаконным.  Отметил, что 01 июня 2011 года ТСЖ «Ватутинское» заключило с ОАО «БСК»  новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и соответствует закону.
<…> (ООО УО «Молодежная») указала, что неоднократные отключения МОП, произведенные по заявкам ОАО «БСК» в домах по ул. Губкина и ул. Щорса нарушают права граждан, добросовестно оплачивающих электроэнергию. Считает, что условие договора энергоснабжения о плановых платежах незаконно. Обратила внимание Комиссии на то что, ООО УО «Молодежная» было вынуждено подписать договор в редакции ОАО «БСК», чтобы не оставлять граждан без электричества.
<…> (ООО «УК РЭУ-17») сообщил Комиссии, что ООО «УК РЭУ-17» обращалось в ОАО «БСК» устно и письменно с просьбами исключить из действующего договора энергоснабжения условие о плановых платежах, либо заключить новый договор, который будет соответствовать действующему законодательству. На все такие просьбы гарантирующий поставщик ответил отказом. Более того, сбытовой компанией в адрес ООО «УК РЭУ-17» были направлены уведомления, согласно которым были произведены отключения электроэнергии в МОП многоквартирных домов по ул. Преображенская, ул. Чапаева, ул. Гостенская (акт прилагается), ул. Левобережная. Посчитав такие отключения незаконными, ООО «УК РЭУ-17» проинформировало об этом Прокуратуру г. Белгорода, которая сочла обращение обоснованным и предприняла меры реагирования.
<…> (ООО «УК-14») пояснил, что сотрудниками ООО «УК-14» не выявлено отключений освещения МОП многоквартирных домов по обслуживаемым адресам. Обесточено было лишь административное здание самого ООО «УК-14». В июле 2011 года между ООО «УК-14» и ОАО «БСК» был заключен новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и устраивает обе стороны. Отвечая на вопросы Комиссии, указал, что ранее существовавший договор от 2007 г. условие о плановых платежах содержал и  с точки зрения ООО «УК-14» законодательству не соответствовал.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, а так же пояснения сторон, Комиссия Белгородского УФАС по рассмотрению дела № 362-11-АЗ приходит к следующим выводам.
ООО Управляющая Организация «Молодежная», ТСЖ «Ватутинское», ООО «Управляющая компания РЭУ-17», ООО «Управляющая компания-14» имеют (либо имели) заключенные договоры энергоснабжения с ОАО «БСК», в рамках которых осуществляются поставки электроэнергии в занимаемые ими административные здания, а так же в МОП многоквартирных домов, находящихся у них на обслуживании. Договоры носят комбинированный характер, так как оплата производится по двум тарифам: нерегулируемый (электричество, потребленное на собственные нужды) и регулируемый (электричество, поставленное в МОП на нужды населения).
Во всех договорах порядок расчетов между Потребителем (УК, УО, ТСЖ) и Гарантирующим поставщиком (ОАО «БСК») регулируется разделом 8.
В частности:

- п. 8.3 договора энергоснабжения №374 от 01.01.2007 г., заключенного между ОАО «БСК» и ООО «Управляющая компания-14», предусмотрено, что оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется плановыми платежами, равными:
• первый платеж – до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
• второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.


- В п. 8.2 договора энергоснабжения №5289005 от 01.03.2010 г., заключенного между ООО Управляющая организация «Молодежная» и ОАО «БСК», указано, что расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:
• первый платеж – в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• второй платеж – в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• фактически потребленная  в истекшем периоде электроэнергия  с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

 

- Согласно п. 8.2 договора энергоснабжения №5282902 от 01.05.2010 г., заключенного между ТСЖ «Ватутинское» и ОАО «БСК»,  расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:

• первый платеж – в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• второй платеж – в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• фактически потребленная  в истекшем периоде электроэнергия  с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

(договор утратил силу, однако он действовал на момент отключения МОП)

- Согласно п. 8.3 договора энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г., заключенного между ООО «УК-РЭУ-17» и ОАО «БСК»,  потребитель оплачивает потребляемую электрическую энергию 3 раза в расчетный период производятся плановыми платежами в следующем порядке:

• первый платеж – до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
• второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.

Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Такой порядок предусмотрен ст. 155 Жилищного кодекса РФ и закреплен в договорах управления, заключаемых с гражданами.
В силу закона управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг (п. 3, 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам")
Пунктом 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» установлено, что граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Однако, условия договоров энергоснабжения, предлагаемых ОАО «БСК» к заключению, прямо нарушают п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, поскольку предусматривают поэтапное внесение платы уже в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Управляющие организации не имеют собственных денежных средств. А поскольку платежи с населения собираются уже после истечения расчетного месяца, то и оплата поставщику электроэнергии должна производиться в те же сроки.
Так как ОАО «БСК» требует уплаты денежных средств раньше, чем эти средства поступают от жильцов на счета управляющих организаций, у последних образуется естественная задолженность, которая к тому же растет с каждым месяцем.
Таким образом, условие о внесении плановых платежей приводит к нарушению баланса интересов сторон в договоре энергоснабжения и является невыгодным для управляющих организаций.
Комиссией установлено, что ТСЖ «Ватутинское» 28.06.2010 г. (исх.№ 369) направило в адрес ОАО «БСК» протокол разногласий к договору энергоснабжения №5282902 от 01.05.2010 г. в котором просило убрать из раздела 8 условие о плановых платежах.  ООО УО «Молодежное» так же направляло в адрес ОАО «БСК» протокол разногласий к договору энергоснабжения №5289005 от 01.03.2010 г., предлагая исключить поэтапную оплату. В обоих случаях гарантирующий поставщик изменения порядка оплаты не согласовал.
ООО «УК РЭУ-17» письмом от 01.06.2011 г. указало ОАО «БСК» на неправомерность условий раздела 8 договора энергоснабжения. В письме от 07.06.2011 (исх. № 1448) сбытовая организация не дала правовой оценки данному возражению сослалась на статистические данные Белгородского РРКЦ и не внесла изменения в договор.
Комиссия полагает, что такое поведение ОАО «БСК» явно свидетельствует о навязывании им невыгодных условий своим контрагентам.
Конечными потребителями электроэнергии, поставляемой в МОП, являются граждане.
Согласно п. 85 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Ограничив подачу электроэнергии в МОП многоквартирных домов, ОАО «БСК», ущемило права жильцов, добросовестно исполняющих обязательства по оплате, и нарушило п. 85 Постановления N 307.
Кроме того, обесточив лифты, ОАО «БСК» нарушило  п. 17 требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (отражены в Постановлении Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), что прямо запрещено п. 86 Постановления N 307.
С целью установления конкретных фактов отключений, была проанализирована информация, поступившая из филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», Реестр потребителей, включенных в график ограничений на 2010-2011 гг. (сформирован ОАО «БСК»), документы и пояснения, представленные заинтересованными лицами.
На момент принятия Решения Комиссия сочла доказанными следующие отключения МОП многоквартирных домов города Белгорода:

- 01.06.2010 г. – дом № 17 по ул. Губкина, дом № 46 по ул. Щорса;
- 15.06.2010 г. – дом № 25 по ул. Губкина, дом № 45а по ул. Щорса;
- 19.11.2010 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;
- 17.12.2010 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;

- 21.01.2011 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;
- 29.03.2011 г. – дом № 44в по ул. Губкина, дом № 23 по ул. Ватутина;
- 17.05.2011 г. – дома № 17, 25, 44б, 44в, по ул. Губкина;
- 23.08.2011 г. – дом № 1 по ул. Гостенская;

Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «БСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «БСК» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке реализации (поставки) электрической энергии и нарушило ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Злоупотребление совершено ОАО «БСК» в двух формах:
- навязывание невыгодных условий договора контрагентам (ООО УО «Молодежная», ТСЖ «Ватутинское», ООО «УК РЭУ-17»);
-  ограничение подачи электроэнергии в МОП многоквартирных домов, и, как следствие, нарушение п. 85-86 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. В связи с поступившим ходатайством ООО «УК РЭУ-17», выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание об изменении условий договора энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г.
3. ОАО «Белгородская сбытовая компания» в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего предписания направить в адрес ООО «Управляющая компания РЭУ-17» дополнительное соглашение к договору энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г. об изменении п. 8.3 и изложении его в следующей редакции: «Оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется потребителем не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом».
4. Передать материалы дела № 362-11-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


stdClass Object ( [vid] => 7969 [uid] => 5 [title] => Дело № 418-11-АЗ решение в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7969 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350029278 [changed] => 1370528809 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528809 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 


 

заявитель
ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»

ответчики
ОАО «Белгородское авиапредприятие»

ОАО «Воздушные ворота Белогорья»

заинтересованное лицо

ООО «Городское агентство воздушных сообщений»
.

 


 

Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)

15 февраля 2012 г.                              г. Белгород

Решение в полном объеме изготовлено
23 февраляя 2012 года.
            
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №418-11-АЗ, возбужденное 06.10.2011 г. в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» (308029, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 166) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 11.07.2011 г. поступило заявление ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» (ООО «ЗСАВС») о наличии в действиях ОАО «Белгородское авиапредприятие» (ОАО «Белгородавиа»), признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Как указывал заявитель, ОАО «Белгородавиа» передало в аренду ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»  (далее – Агентство) нежилое помещение в здании аэропорта г. Белгород для использования в качестве кассы по продаже билетов. Об этом стороны заключили договор № 55-04/11 от 30.05.2011 г.  Агентством 28 июня были начаты работы по проведению текущего ремонта арендуемого помещения. Однако уже 29 июня сотрудниками ОАО «Белгородавиа» без какого-либо предварительного уведомления была опечатана дверь кассы, а доступ в нее персоналу Агентства закрыт. Так же было остановлено проведение ремонтных работ. Письмом от 21.07.2011 г. ОАО «Белгородавиа» уведомило Агентство о расторжении договора аренды.
Заявитель полагает, что ОАО «Белгородавиа», используя права собственника, умышленно создает препятствия доступу на рынок по реализации авиационных перевозок и обслуживанию пассажиров.
По признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Белгородским УФАС России было возбуждено дело № 418-11-АЗ.
В ходе рассмотрения выяснилось, что по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.07.2011 № 66-04/11 здание Белгородского аэропорта передано в собственность ОАО «Воздушные ворота Белогорья». Одновременно между ОАО «Воздушные ворота Белогорья»
ОАО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» письмом от 03.11.2011 г. обратилось к новому собственнику с просьбой о размещении на территории аэропорта «Белгород» мобильной кассовой стойки, не требующей стационарного помещения. До настоящего времени от ОАО «Воздушные ворота Белогорья» ответа не поступило.
В этой связи ОАО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» заявило ходатайство о привлечении ОАО «Воздушные ворота Белогорья» в качестве второго ответчика по делу.
Кроме того, 05.12.2011 г. в Белгородское УФАС поступило заявление ООО «Городское агентство воздушных сообщений» (ООО «ГАВС») о наличии в действиях ОАО «Белгородавиа» и ОАО «Воздушные ворота Белогорья» признаков нарушения антимонопольного законодательства. Поводом для обращения так же послужил отказ ОАО «Белгородавиа» от заключения договора на размещение мобильной кассовой стойки.
В этой связи Определениями Комиссии от 17.11.2011 г. и от 07.12.2011 г. ОАО «Воздушные ворота Белогорья»  и ООО «ГАВС» были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве второго ответчика и заинтересованного лица соответственно.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в 2010-2011 гг. по заявкам ОАО «БСК» неоднократно производились отключения электрической энергии в местах общего пользования (лифты, лестничные клетки) многоквартирных жилых домов г. Белгорода по улицам Щорса, Губкина, Ватутина, Гостенская и Гагарина. 
Причиной отключений послужило наличие задолженности за электроэнергию, поставленную в места общего пользования (далее – МОП).
Вышеуказанные дома находятся под управлением ООО Управляющая Организация «Молодежная» (ул. Губкина), ТСЖ «Ватутинское» (ул. Ватутина), ООО «Управляющая компания-14» (ул. Гагарина), ООО « Управляющая компания РЭУ-17» (ул. Гостенская). Данные организации имеют заключенные договоры энергоснабжения с ОАО «БСК», по которым поставляется электроэнергия, в том числе и на освещение МОП.
Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. В то же время договоры энергоснабжения, которые ОАО «БСК» заключает с УК и ТСЖ предусматривают расчет за освещение МОП поэтапно, плановыми платежами в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Приказом руководителя Белгородского УФАС № 306 от 16.08.2011 г. в отношении ОАО «Белгородская сбытовая компания» было возбуждено дело           № 362-11-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 17.08.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ТСЖ «Ватутинское», ООО Управляющая организация «Молодежная», ООО «Управляющая компания-14», ООО «Управляющая компания РЭУ-17».
На рассмотрении дела, представители Управления Администрации города Белгорода по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Указали на недопустимость расчетов плановыми платежами, так как это приводит к образованию задолженности за освещение МОП у управляющих организаций города Белгорода. Просили о привлечении ОАО «БСК» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Представитель ОАО «БСК» против возбуждения дела возражал. Указывал, что заявление Управления Администрации представляется ему некорректным и не понятным. Условия договоров, которые ОАО «БСК» заключает с УК и ТСЖ города не противоречат действующему законодательству. Управляющие организации имеют большую задолженность по оплате освещения МОП, вследствие чего ОАО «БСК» вынуждено было прибегнуть к отключениям.
Сергеев Э.А. (ТСЖ «Ватутинское») пояснил, что отключение МОП, произведенное 29.03.2011 г. в доме № 23 по ул. Ватутина он считает незаконным.  Отметил, что 01 июня 2011 года ТСЖ «Ватутинское» заключило с ОАО «БСК»  новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и соответствует закону.
<…> (ООО УО «Молодежная») указала, что неоднократные отключения МОП, произведенные по заявкам ОАО «БСК» в домах по ул. Губкина и ул. Щорса нарушают права граждан, добросовестно оплачивающих электроэнергию. Считает, что условие договора энергоснабжения о плановых платежах незаконно. Обратила внимание Комиссии на то что, ООО УО «Молодежная» было вынуждено подписать договор в редакции ОАО «БСК», чтобы не оставлять граждан без электричества.
<…> (ООО «УК РЭУ-17») сообщил Комиссии, что ООО «УК РЭУ-17» обращалось в ОАО «БСК» устно и письменно с просьбами исключить из действующего договора энергоснабжения условие о плановых платежах, либо заключить новый договор, который будет соответствовать действующему законодательству. На все такие просьбы гарантирующий поставщик ответил отказом. Более того, сбытовой компанией в адрес ООО «УК РЭУ-17» были направлены уведомления, согласно которым были произведены отключения электроэнергии в МОП многоквартирных домов по ул. Преображенская, ул. Чапаева, ул. Гостенская (акт прилагается), ул. Левобережная. Посчитав такие отключения незаконными, ООО «УК РЭУ-17» проинформировало об этом Прокуратуру г. Белгорода, которая сочла обращение обоснованным и предприняла меры реагирования.
<…> (ООО «УК-14») пояснил, что сотрудниками ООО «УК-14» не выявлено отключений освещения МОП многоквартирных домов по обслуживаемым адресам. Обесточено было лишь административное здание самого ООО «УК-14». В июле 2011 года между ООО «УК-14» и ОАО «БСК» был заключен новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и устраивает обе стороны. Отвечая на вопросы Комиссии, указал, что ранее существовавший договор от 2007 г. условие о плановых платежах содержал и  с точки зрения ООО «УК-14» законодательству не соответствовал.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, а так же пояснения сторон, Комиссия Белгородского УФАС по рассмотрению дела № 362-11-АЗ приходит к следующим выводам.
ООО Управляющая Организация «Молодежная», ТСЖ «Ватутинское», ООО «Управляющая компания РЭУ-17», ООО «Управляющая компания-14» имеют (либо имели) заключенные договоры энергоснабжения с ОАО «БСК», в рамках которых осуществляются поставки электроэнергии в занимаемые ими административные здания, а так же в МОП многоквартирных домов, находящихся у них на обслуживании. Договоры носят комбинированный характер, так как оплата производится по двум тарифам: нерегулируемый (электричество, потребленное на собственные нужды) и регулируемый (электричество, поставленное в МОП на нужды населения).
Во всех договорах порядок расчетов между Потребителем (УК, УО, ТСЖ) и Гарантирующим поставщиком (ОАО «БСК») регулируется разделом 8.
В частности:

- п. 8.3 договора энергоснабжения №374 от 01.01.2007 г., заключенного между ОАО «БСК» и ООО «Управляющая компания-14», предусмотрено, что оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется плановыми платежами, равными:
• первый платеж – до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
• второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.


- В п. 8.2 договора энергоснабжения №5289005 от 01.03.2010 г., заключенного между ООО Управляющая организация «Молодежная» и ОАО «БСК», указано, что расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:
• первый платеж – в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• второй платеж – в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• фактически потребленная  в истекшем периоде электроэнергия  с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

 

- Согласно п. 8.2 договора энергоснабжения №5282902 от 01.05.2010 г., заключенного между ТСЖ «Ватутинское» и ОАО «БСК»,  расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:

• первый платеж – в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• второй платеж – в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• фактически потребленная  в истекшем периоде электроэнергия  с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

(договор утратил силу, однако он действовал на момент отключения МОП)

- Согласно п. 8.3 договора энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г., заключенного между ООО «УК-РЭУ-17» и ОАО «БСК»,  потребитель оплачивает потребляемую электрическую энергию 3 раза в расчетный период производятся плановыми платежами в следующем порядке:

• первый платеж – до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
• второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.

Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Такой порядок предусмотрен ст. 155 Жилищного кодекса РФ и закреплен в договорах управления, заключаемых с гражданами.
В силу закона управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг (п. 3, 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам")
Пунктом 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» установлено, что граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Однако, условия договоров энергоснабжения, предлагаемых ОАО «БСК» к заключению, прямо нарушают п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, поскольку предусматривают поэтапное внесение платы уже в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Управляющие организации не имеют собственных денежных средств. А поскольку платежи с населения собираются уже после истечения расчетного месяца, то и оплата поставщику электроэнергии должна производиться в те же сроки.
Так как ОАО «БСК» требует уплаты денежных средств раньше, чем эти средства поступают от жильцов на счета управляющих организаций, у последних образуется естественная задолженность, которая к тому же растет с каждым месяцем.
Таким образом, условие о внесении плановых платежей приводит к нарушению баланса интересов сторон в договоре энергоснабжения и является невыгодным для управляющих организаций.
Комиссией установлено, что ТСЖ «Ватутинское» 28.06.2010 г. (исх.№ 369) направило в адрес ОАО «БСК» протокол разногласий к договору энергоснабжения №5282902 от 01.05.2010 г. в котором просило убрать из раздела 8 условие о плановых платежах.  ООО УО «Молодежное» так же направляло в адрес ОАО «БСК» протокол разногласий к договору энергоснабжения №5289005 от 01.03.2010 г., предлагая исключить поэтапную оплату. В обоих случаях гарантирующий поставщик изменения порядка оплаты не согласовал.
ООО «УК РЭУ-17» письмом от 01.06.2011 г. указало ОАО «БСК» на неправомерность условий раздела 8 договора энергоснабжения. В письме от 07.06.2011 (исх. № 1448) сбытовая организация не дала правовой оценки данному возражению сослалась на статистические данные Белгородского РРКЦ и не внесла изменения в договор.
Комиссия полагает, что такое поведение ОАО «БСК» явно свидетельствует о навязывании им невыгодных условий своим контрагентам.
Конечными потребителями электроэнергии, поставляемой в МОП, являются граждане.
Согласно п. 85 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Ограничив подачу электроэнергии в МОП многоквартирных домов, ОАО «БСК», ущемило права жильцов, добросовестно исполняющих обязательства по оплате, и нарушило п. 85 Постановления N 307.
Кроме того, обесточив лифты, ОАО «БСК» нарушило  п. 17 требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (отражены в Постановлении Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), что прямо запрещено п. 86 Постановления N 307.
С целью установления конкретных фактов отключений, была проанализирована информация, поступившая из филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», Реестр потребителей, включенных в график ограничений на 2010-2011 гг. (сформирован ОАО «БСК»), документы и пояснения, представленные заинтересованными лицами.
На момент принятия Решения Комиссия сочла доказанными следующие отключения МОП многоквартирных домов города Белгорода:

- 01.06.2010 г. – дом № 17 по ул. Губкина, дом № 46 по ул. Щорса;
- 15.06.2010 г. – дом № 25 по ул. Губкина, дом № 45а по ул. Щорса;
- 19.11.2010 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;
- 17.12.2010 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;

- 21.01.2011 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;
- 29.03.2011 г. – дом № 44в по ул. Губкина, дом № 23 по ул. Ватутина;
- 17.05.2011 г. – дома № 17, 25, 44б, 44в, по ул. Губкина;
- 23.08.2011 г. – дом № 1 по ул. Гостенская;

Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «БСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «БСК» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке реализации (поставки) электрической энергии и нарушило ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Злоупотребление совершено ОАО «БСК» в двух формах:
- навязывание невыгодных условий договора контрагентам (ООО УО «Молодежная», ТСЖ «Ватутинское», ООО «УК РЭУ-17»);
-  ограничение подачи электроэнергии в МОП многоквартирных домов, и, как следствие, нарушение п. 85-86 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. В связи с поступившим ходатайством ООО «УК РЭУ-17», выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание об изменении условий договора энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г.
3. ОАО «Белгородская сбытовая компания» в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего предписания направить в адрес ООО «Управляющая компания РЭУ-17» дополнительное соглашение к договору энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г. об изменении п. 8.3 и изложении его в следующей редакции: «Оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется потребителем не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом».
4. Передать материалы дела № 362-11-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

заявитель
ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»

ответчики
ОАО «Белгородское авиапредприятие»

ОАО «Воздушные ворота Белогорья»

заинтересованное лицо

ООО «Городское агентство воздушных сообщений»
.

 

 

Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)

15 февраля 2012 г.                              г. Белгород

Решение в полном объеме изготовлено
23 февраляя 2012 года.
            
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №418-11-АЗ, возбужденное 06.10.2011 г. в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» (308029, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 166) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 11.07.2011 г. поступило заявление ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» (ООО «ЗСАВС») о наличии в действиях ОАО «Белгородское авиапредприятие» (ОАО «Белгородавиа»), признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Как указывал заявитель, ОАО «Белгородавиа» передало в аренду ООО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений»  (далее – Агентство) нежилое помещение в здании аэропорта г. Белгород для использования в качестве кассы по продаже билетов. Об этом стороны заключили договор № 55-04/11 от 30.05.2011 г.  Агентством 28 июня были начаты работы по проведению текущего ремонта арендуемого помещения. Однако уже 29 июня сотрудниками ОАО «Белгородавиа» без какого-либо предварительного уведомления была опечатана дверь кассы, а доступ в нее персоналу Агентства закрыт. Так же было остановлено проведение ремонтных работ. Письмом от 21.07.2011 г. ОАО «Белгородавиа» уведомило Агентство о расторжении договора аренды.
Заявитель полагает, что ОАО «Белгородавиа», используя права собственника, умышленно создает препятствия доступу на рынок по реализации авиационных перевозок и обслуживанию пассажиров.
По признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Белгородским УФАС России было возбуждено дело № 418-11-АЗ.
В ходе рассмотрения выяснилось, что по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.07.2011 № 66-04/11 здание Белгородского аэропорта передано в собственность ОАО «Воздушные ворота Белогорья». Одновременно между ОАО «Воздушные ворота Белогорья»
ОАО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» письмом от 03.11.2011 г. обратилось к новому собственнику с просьбой о размещении на территории аэропорта «Белгород» мобильной кассовой стойки, не требующей стационарного помещения. До настоящего времени от ОАО «Воздушные ворота Белогорья» ответа не поступило.
В этой связи ОАО «Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений» заявило ходатайство о привлечении ОАО «Воздушные ворота Белогорья» в качестве второго ответчика по делу.
Кроме того, 05.12.2011 г. в Белгородское УФАС поступило заявление ООО «Городское агентство воздушных сообщений» (ООО «ГАВС») о наличии в действиях ОАО «Белгородавиа» и ОАО «Воздушные ворота Белогорья» признаков нарушения антимонопольного законодательства. Поводом для обращения так же послужил отказ ОАО «Белгородавиа» от заключения договора на размещение мобильной кассовой стойки.
В этой связи Определениями Комиссии от 17.11.2011 г. и от 07.12.2011 г. ОАО «Воздушные ворота Белогорья»  и ООО «ГАВС» были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве второго ответчика и заинтересованного лица соответственно.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в 2010-2011 гг. по заявкам ОАО «БСК» неоднократно производились отключения электрической энергии в местах общего пользования (лифты, лестничные клетки) многоквартирных жилых домов г. Белгорода по улицам Щорса, Губкина, Ватутина, Гостенская и Гагарина. 
Причиной отключений послужило наличие задолженности за электроэнергию, поставленную в места общего пользования (далее – МОП).
Вышеуказанные дома находятся под управлением ООО Управляющая Организация «Молодежная» (ул. Губкина), ТСЖ «Ватутинское» (ул. Ватутина), ООО «Управляющая компания-14» (ул. Гагарина), ООО « Управляющая компания РЭУ-17» (ул. Гостенская). Данные организации имеют заключенные договоры энергоснабжения с ОАО «БСК», по которым поставляется электроэнергия, в том числе и на освещение МОП.
Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. В то же время договоры энергоснабжения, которые ОАО «БСК» заключает с УК и ТСЖ предусматривают расчет за освещение МОП поэтапно, плановыми платежами в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Приказом руководителя Белгородского УФАС № 306 от 16.08.2011 г. в отношении ОАО «Белгородская сбытовая компания» было возбуждено дело           № 362-11-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 17.08.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ТСЖ «Ватутинское», ООО Управляющая организация «Молодежная», ООО «Управляющая компания-14», ООО «Управляющая компания РЭУ-17».
На рассмотрении дела, представители Управления Администрации города Белгорода по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Указали на недопустимость расчетов плановыми платежами, так как это приводит к образованию задолженности за освещение МОП у управляющих организаций города Белгорода. Просили о привлечении ОАО «БСК» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Представитель ОАО «БСК» против возбуждения дела возражал. Указывал, что заявление Управления Администрации представляется ему некорректным и не понятным. Условия договоров, которые ОАО «БСК» заключает с УК и ТСЖ города не противоречат действующему законодательству. Управляющие организации имеют большую задолженность по оплате освещения МОП, вследствие чего ОАО «БСК» вынуждено было прибегнуть к отключениям.
Сергеев Э.А. (ТСЖ «Ватутинское») пояснил, что отключение МОП, произведенное 29.03.2011 г. в доме № 23 по ул. Ватутина он считает незаконным.  Отметил, что 01 июня 2011 года ТСЖ «Ватутинское» заключило с ОАО «БСК»  новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и соответствует закону.
<…> (ООО УО «Молодежная») указала, что неоднократные отключения МОП, произведенные по заявкам ОАО «БСК» в домах по ул. Губкина и ул. Щорса нарушают права граждан, добросовестно оплачивающих электроэнергию. Считает, что условие договора энергоснабжения о плановых платежах незаконно. Обратила внимание Комиссии на то что, ООО УО «Молодежная» было вынуждено подписать договор в редакции ОАО «БСК», чтобы не оставлять граждан без электричества.
<…> (ООО «УК РЭУ-17») сообщил Комиссии, что ООО «УК РЭУ-17» обращалось в ОАО «БСК» устно и письменно с просьбами исключить из действующего договора энергоснабжения условие о плановых платежах, либо заключить новый договор, который будет соответствовать действующему законодательству. На все такие просьбы гарантирующий поставщик ответил отказом. Более того, сбытовой компанией в адрес ООО «УК РЭУ-17» были направлены уведомления, согласно которым были произведены отключения электроэнергии в МОП многоквартирных домов по ул. Преображенская, ул. Чапаева, ул. Гостенская (акт прилагается), ул. Левобережная. Посчитав такие отключения незаконными, ООО «УК РЭУ-17» проинформировало об этом Прокуратуру г. Белгорода, которая сочла обращение обоснованным и предприняла меры реагирования.
<…> (ООО «УК-14») пояснил, что сотрудниками ООО «УК-14» не выявлено отключений освещения МОП многоквартирных домов по обслуживаемым адресам. Обесточено было лишь административное здание самого ООО «УК-14». В июле 2011 года между ООО «УК-14» и ОАО «БСК» был заключен новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и устраивает обе стороны. Отвечая на вопросы Комиссии, указал, что ранее существовавший договор от 2007 г. условие о плановых платежах содержал и  с точки зрения ООО «УК-14» законодательству не соответствовал.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, а так же пояснения сторон, Комиссия Белгородского УФАС по рассмотрению дела № 362-11-АЗ приходит к следующим выводам.
ООО Управляющая Организация «Молодежная», ТСЖ «Ватутинское», ООО «Управляющая компания РЭУ-17», ООО «Управляющая компания-14» имеют (либо имели) заключенные договоры энергоснабжения с ОАО «БСК», в рамках которых осуществляются поставки электроэнергии в занимаемые ими административные здания, а так же в МОП многоквартирных домов, находящихся у них на обслуживании. Договоры носят комбинированный характер, так как оплата производится по двум тарифам: нерегулируемый (электричество, потребленное на собственные нужды) и регулируемый (электричество, поставленное в МОП на нужды населения).
Во всех договорах порядок расчетов между Потребителем (УК, УО, ТСЖ) и Гарантирующим поставщиком (ОАО «БСК») регулируется разделом 8.
В частности:

- п. 8.3 договора энергоснабжения №374 от 01.01.2007 г., заключенного между ОАО «БСК» и ООО «Управляющая компания-14», предусмотрено, что оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется плановыми платежами, равными:
• первый платеж – до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
• второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.

- В п. 8.2 договора энергоснабжения №5289005 от 01.03.2010 г., заключенного между ООО Управляющая организация «Молодежная» и ОАО «БСК», указано, что расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:
• первый платеж – в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• второй платеж – в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• фактически потребленная  в истекшем периоде электроэнергия  с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

 

- Согласно п. 8.2 договора энергоснабжения №5282902 от 01.05.2010 г., заключенного между ТСЖ «Ватутинское» и ОАО «БСК»,  расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:

• первый платеж – в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• второй платеж – в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
• фактически потребленная  в истекшем периоде электроэнергия  с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

(договор утратил силу, однако он действовал на момент отключения МОП)

- Согласно п. 8.3 договора энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г., заключенного между ООО «УК-РЭУ-17» и ОАО «БСК»,  потребитель оплачивает потребляемую электрическую энергию 3 раза в расчетный период производятся плановыми платежами в следующем порядке:

• первый платеж – до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
• второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.

Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Такой порядок предусмотрен ст. 155 Жилищного кодекса РФ и закреплен в договорах управления, заключаемых с гражданами.
В силу закона управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг (п. 3, 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам")
Пунктом 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» установлено, что граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Однако, условия договоров энергоснабжения, предлагаемых ОАО «БСК» к заключению, прямо нарушают п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, поскольку предусматривают поэтапное внесение платы уже в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Управляющие организации не имеют собственных денежных средств. А поскольку платежи с населения собираются уже после истечения расчетного месяца, то и оплата поставщику электроэнергии должна производиться в те же сроки.
Так как ОАО «БСК» требует уплаты денежных средств раньше, чем эти средства поступают от жильцов на счета управляющих организаций, у последних образуется естественная задолженность, которая к тому же растет с каждым месяцем.
Таким образом, условие о внесении плановых платежей приводит к нарушению баланса интересов сторон в договоре энергоснабжения и является невыгодным для управляющих организаций.
Комиссией установлено, что ТСЖ «Ватутинское» 28.06.2010 г. (исх.№ 369) направило в адрес ОАО «БСК» протокол разногласий к договору энергоснабжения №5282902 от 01.05.2010 г. в котором просило убрать из раздела 8 условие о плановых платежах.  ООО УО «Молодежное» так же направляло в адрес ОАО «БСК» протокол разногласий к договору энергоснабжения №5289005 от 01.03.2010 г., предлагая исключить поэтапную оплату. В обоих случаях гарантирующий поставщик изменения порядка оплаты не согласовал.
ООО «УК РЭУ-17» письмом от 01.06.2011 г. указало ОАО «БСК» на неправомерность условий раздела 8 договора энергоснабжения. В письме от 07.06.2011 (исх. № 1448) сбытовая организация не дала правовой оценки данному возражению сослалась на статистические данные Белгородского РРКЦ и не внесла изменения в договор.
Комиссия полагает, что такое поведение ОАО «БСК» явно свидетельствует о навязывании им невыгодных условий своим контрагентам.
Конечными потребителями электроэнергии, поставляемой в МОП, являются граждане.
Согласно п. 85 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Ограничив подачу электроэнергии в МОП многоквартирных домов, ОАО «БСК», ущемило права жильцов, добросовестно исполняющих обязательства по оплате, и нарушило п. 85 Постановления N 307.
Кроме того, обесточив лифты, ОАО «БСК» нарушило  п. 17 требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (отражены в Постановлении Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), что прямо запрещено п. 86 Постановления N 307.
С целью установления конкретных фактов отключений, была проанализирована информация, поступившая из филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», Реестр потребителей, включенных в график ограничений на 2010-2011 гг. (сформирован ОАО «БСК»), документы и пояснения, представленные заинтересованными лицами.
На момент принятия Решения Комиссия сочла доказанными следующие отключения МОП многоквартирных домов города Белгорода:

- 01.06.2010 г. – дом № 17 по ул. Губкина, дом № 46 по ул. Щорса;
- 15.06.2010 г. – дом № 25 по ул. Губкина, дом № 45а по ул. Щорса;
- 19.11.2010 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;
- 17.12.2010 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;

- 21.01.2011 г. – дома № 44а, 44в по ул. Губкина;
- 29.03.2011 г. – дом № 44в по ул. Губкина, дом № 23 по ул. Ватутина;
- 17.05.2011 г. – дома № 17, 25, 44б, 44в, по ул. Губкина;
- 23.08.2011 г. – дом № 1 по ул. Гостенская;

Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «БСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «БСК» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке реализации (поставки) электрической энергии и нарушило ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Злоупотребление совершено ОАО «БСК» в двух формах:
- навязывание невыгодных условий договора контрагентам (ООО УО «Молодежная», ТСЖ «Ватутинское», ООО «УК РЭУ-17»);
-  ограничение подачи электроэнергии в МОП многоквартирных домов, и, как следствие, нарушение п. 85-86 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. В связи с поступившим ходатайством ООО «УК РЭУ-17», выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание об изменении условий договора энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г.
3. ОАО «Белгородская сбытовая компания» в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего предписания направить в адрес ООО «Управляющая компания РЭУ-17» дополнительное соглашение к договору энергоснабжения №3040 от 01.01.2007 г. об изменении п. 8.3 и изложении его в следующей редакции: «Оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется потребителем не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом».
4. Передать материалы дела № 362-11-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 418-11-АЗ [format] => [safe_value] => № 418-11-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Дело № 418-11-АЗ решение в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» 

[format] => full_html [safe_value] =>

Дело № 418-11-АЗ решение в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-15 07:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-23 07:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350029278 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )