«Работаем, чтобы пресечь нарушения»: как Белгородское УФАС России контролирует соблюдение закона

«Открытый Белгород» пообщался с руководителем Белгородского УФАС России Алексеем Ширковым о ценах на продукты, нарушениях, конкуренции и госзакупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы России по Белгородской области контролирует исполнение законодательства в различных сферах от конкуренции до рекламы.

С марта 2022 года действует ограничение на проведение контрольно-надзорных мероприятий и проверок. Поэтому ведомство по собственной инициативе не может проводить проверки, только по требованию прокуратуры или правительства РФ.

«Открытый Белгород» пообщался с руководителем Белгородского УФАС России Алексеем Ширковым и выяснил, сколько нарушений антимонопольного законодательства было в регионе в текущем году, как контролируются цены на продукты, есть ли в Белгородской области конкуренция, и часто ли встречаются нарушения в сфере рекламы.

Сколько нарушений антимонопольного законодательства зарегистрировано в Белгородской области в текущем году?

В этом году нами рассмотрено дело в отношении ООО «ЦЭБ» за нарушения антимонопольного законодательства. В отношении их действий наложены штрафы в сумме 650 тысяч рублей, но пока решение не вступило в законную силу, проходит судебное обжалование.

В стадии рассмотрения находятся также четыре дела о нарушении антимонопольного законодательства. Окончательное решение, по которым могут быть вынесены до конца года. Два дела — в отношении ГУП «Белоблводоканал» по части 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции», возбужденные по заявлениям юридических лиц, одно — в отношении АО «Белгородская региональная теплосетевая компания» по п. 3 ч.1 ст. 10 закона «О защите конкуренции», возбужденное по заявлению управляющей компании и одно дело в отношении ООО «Флагман» по п. 4, ч.1.ст.10 закона «О защите конкуренции» по заявлению регионального оператора ООО «ЦЭБ».

В арбитражном суде обжалуется наше решение по делу о картельном сговоре при поставке реагентов для проведения анализов, исследований в лечебные учреждения Белгородской области. Компании воздействовали на установление начальной стоимости цены контракта, предоставляя, коммерческие предложения, которые их бы устраивали. Уголовное дело было и в отношении лечебных учреждений.

Сколько предупреждений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства было выдано УФАС России по Белгородской области в 2023 году?

Пять предупреждений было выдано в текущем году хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынках водоснабжения и водоотведения, —  ГУП «Белоблводоканал» — два исполнены; ООО «ЦЭБ» — одно исполнено, одно не исполнено; АО «Белгородская региональная теплосетевая компания» — одно не исполнено.

На рассмотрении в ведомстве находятся 16 заявлений от хозяйствующих субъектов Губкинского горокруга на действия доминанта на рынке водоснабжения и водоотведения округа.

Сколько нарушений субъектами естественных монополий порядка технологического подключения к сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения было выявлено УФАС по Белгородской области за текущий период 2023 года?

По одному нарушению в сфере подключения к электрическим сетям и сетям газоснабжения. Также на рассмотрении находится заявление застройщика на нарушение порядка технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения возведенного многоквартирного жилого дома.

Какие нарушения антимонопольного законодательства допускаются органами власти и местного самоуправления в Белгородской области? Сколько их было в 2023 году?

К 2020 году в нашем регионе количество нарушений среди органов власти уменьшилось в два раза. Благодаря внедрению антимонопольного комплаенса на всех уровнях власти. В этой части мы работали с правительством Белгородской области, разрабатывали требования, встречались с муниципалитетами. Мы проводим мероприятия учебного характера, в том числе по госзакупкам. Всё это ведет к тому, что люди юридически грамотно подходят к своей работе и меньше нарушают законодательство. Мы не стремимся увеличить количество штрафов, мы стараемся, чтобы меньше было нарушений и больше соблюдения законов в нашем регионе.

За 11 месяцев 2023 года было выявлено три нарушения ст. 17 закона «О защите конкуренции» — антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. Нарушения были связаны с недостоверным описанием объекта закупки; заменой работ по государственному контракту; созданием преимущественных условий для участия в торгах и рынке предоставления услуг управления многоквартирными домами.

Фото: «Открытый Белгород»

Какие нарушения при проведении госзакупок встречаются в Белгородской области чаще всего?

Мы контролируем закупки именно со стороны заказчиков. Чаще всего встречаются нарушения, когда описание объекта закупки проходит с нарушением. Последний пример, закупка технической соли (реагента). Заказчик прописывает КТУ относительно соли технической, на которую нет ГОСТа, но есть техусловия, а описание составляют в соответствии с реагентом, на который есть ГОСТ. Начальная закупочная стоимость весомая – порядка 75 млн рублей, это нарушения требования законодательства, поскольку описание объекта закупки произведено с нарушениями.

В первом полугодии по Белгородское УФАС России выявило 57 нарушений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Изменилась ли как-то эта цифра к концу второго полугодия?

Были выявлены 34 нарушения к концу второго полугодия, выдано 59 предписаний и из них 36 – об аннулировании закупок. Это были нарушения уполномоченных органов и совместная закупка, поэтому такое большое количество аннулированных.

Привлекались ли к ответственности должностные лица муниципалитетов? Сколько было таких случаев?

По статье 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам власти выдано три предупреждения. Два из них касались выдачи разрешений на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов. Ещё одно связано с тем, что заказчик являлся субподрядчиком по государственным контрактам на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Какую сумму штрафов уплатили нарушители антимонопольного законодательства за 2023 год? Какая сумма была уплачена в 2022 году?

В текущем году общая сумма штрафов за нарушения антимонопольного законодательства составила 5 млн 774 тыс. 311 рублей. В прошлом году было почти 3 млн рублей.

Как вы оцениваете состояние конкуренции в Белгородской области?

На территории региона ведётся активная работа по реализации плана развития конкуренции на 2021-2025 годы. По итогам 2021 года Белгородская область заняла 20 место в рейтинге содействия конкуренции. Постановлением губернатора Белгородской области утверждены 34 показателя развития конкуренции и по всем основным показателям регионом достигнуты целевые значения.

Состояние конкуренции на разных товарных рынках Белгородской области различно. В целом розничные рынки продовольственных товаров и услуг области представлены высокоразвитой конкурентной средой.

Сколько дел по статьям о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено в 2022 году?

В 2022 году было возбуждено четыре дела по статье по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» (Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением). Четыре дела прекращены из-за отсутствия нарушения, выдано шесть предупреждений. По статье 11 ФЗ «О защите конкуренции» (Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) одно дело возбуждено и одно прекращено из-за отсутствия нарушения.

Фото: «Открытый Белгород»

Белгородское УФАС России контролирует соблюдение ФЗ «О рекламе». Какие нарушения в сфере рекламы входят в полномочия ведомства?

Предметами федерального госконтроля в сфере рекламы является соблюдение рекламодателей, рекламораспространителей или рекламопроизводителей обязательных требований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и иными НПА РФ в сфере рекламы.

В частности УФАС контролирует соблюдение общих требований к рекламе; недопущение рекламирования запрещённых объектов; реклама в радиопрограммах и радиопередачах; реклама, распространяемая по сетям электросвязи. К данным нарушениям относятся отправка без согласия смс-сообщение, осуществление телефонных звонков, отправка сообщений на электронную почту. По сравнению с 2017-2019 годами количество заявлений существенно сократилось.

Также контролируется соблюдение статей, касающихся рекламы лекарственных препаратов, а также финансовых услуг и финансовой деятельности.

С какими нарушениями в сфере рекламы в Белгородской области вашему ведомству приходилось сталкиваться в 2023 году?

Одним из распространённых нарушений является не указание в рекламе существенной информации. В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Также в адрес Белгородского УФАС России от регионального управления ЦБ России поступают по факту нарушения части 13 ст. 28 ФЗ «О рекламе». В основном такие обращения касаются незаконной деятельности микрофинансовых организаций на территории Белгородской области. Например, хозяйствующими субъектами распространяется реклама о предоставлении услуг ломбардов, в то время как лицензия на осуществление финансовой деятельности у них отозвана. 

Насколько вообще актуальны нарушения в сфере рекламы для Белгородской области? Много случаев было за последние три года?

Количество поступивших заявлений в 2021 году – 84, заведено восемь дел; в 2022 году – 52 заявления, пять дел; в первом полугодии 2023 года – 17 заявлений, одно дело.

Сколько дел было возбуждено Белгородским УФАС России по признакам нарушения законодательства РФ в сфере рекламы?

В текущем году было возбуждено 10 дел.

На какую сумму было уплачено штрафов за нарушения в сфере рекламы в Белгородской области в 2023 и 2022 году?

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителей законодательства о рекламе влечёт за собой наложение административного штрафа на граждан от 2 до 2,5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей; для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.

Учитывая, что в основном к административной ответственности привлекаются должностные лица, в том числе предприниматели, сумма наложенных штрафов в 2023 году составила 24 тысячи рублей, в прошлом году – 8 тысяч рублей.

Фото: «Открытый Белгород»

Часто ли жители региона обращаются в УФАС с жалобами?

Жалобы постоянно поступают по различным вопросам, поскольку широкий спектр того, что контролирует антимонопольная служба. Всплеск был в пандемийный период - 2020, 2021 годы.

В начале сентября текущего года Белгородское УФАС России инициировало проверку возможности манипуляции в мелкооптовой реализации бензина и дизтоплива удалось ли выявить нарушителей в этой сфере?

Мы с прокуратурой участвуем в проверке цен на бензин на автозаправочной станции, находящейся в одном из районов Белгородской области. По поручению правительства и ФАС России проводился мониторинг цен на нефтепродукты. Нами были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при реализации нефтепродуктов – АИ-92, АИ-95 дизельного топлива на территории Старооскольского округа и возбуждено дело по нарушению требований закона «О защите конкуренции».

Дело находится на рассмотрении и мы будем выяснять все причины, по которым произошло повышение, на каком этапе, с чем это связано и только после объективного расследования мы сможем дать какое-то заключение.

Появились жалобы жителей Белгородской области на подорожание курицы, а в последнее время и куриных яиц. С чем это связано? Как ФАС следит за ситуацией, приняты ли какие-то меры?

Нужно понимать, что производители куриного яйца находятся в разных регионах РФ. Тем не менее, мы провели мониторинг цен, всё это происходит достаточно оперативно. По результатам мониторинга формируется база по всей стране, где видно, какие цены идут от производителей, и какие от торговых сетей.

Также проводится проверка производителей, которая ещё не окончена, поэтому говорить о нарушении белгородскими производителями куриного яйца, пока преждевременно. В случае выявления нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования.

В то же время ФАС России вместе с нашими сотрудниками ведомства провели внеплановую выездную проверку в отношении одного из местных производителей куриного яйца. Совместно с представителями центрального аппарата мы проводили осмотр кабинетов директора и бухгалтерии. Были изъяты документы, и сейчас проходит их изучение и анализ информации, которая там содержится – это и закупочная  деятельность, себестоимость продуктов, рентабельность, которую они указывают. Большой объём документов, которые сейчас подлежат изучению. Подобная проверка одномоментно прошла в более 10 регионах, где есть производства яйца и мяса.

Насколько допускается превышение цены, чтобы это не было нарушением законодательства?

По категориям установленной нормы. Правительством РФ установлены ограничения: если будет в течение определённого промежутка времени на какой-то территории превышение цены порядка 30%, то тогда правительство  РФ может принимать решения по ограничению стоимости по инициативе региона. У нас не было таких случаев, потому что не было как большого, так и длительного периода роста цен.