Андрей Цариковский: Мы создали механизм по расследованию картелей, который начал эффективно работать

Об этом заявил 6 сентября 2011 г., статс-секретарь Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрей Цариковский, выступая с докладом на семинаре, посвященном расследованию картелей, в рамках Дня конкуренции в г. Ростове-на-Дону.


Антиконкурентное соглашение (картель) – форма монополистического объединения и соглашения. Это наиболее опасное экономическое преступление в сфере антимонопольного регулирования, которое наносит вред как потребителям, так и экономике страны в целом.


«До 2008 года дела по картелям были в России единичны. Когда мы проанализировали практику по расследованию картелей, стало ясно: картелизация экономики в России крайне высока, попытки с ней бороться на голом энтузиазме невозможны и надо переходить к системной работе по выявлению антиконкурентных соглашений», - рассказал А. Цариковский.


ФАС России предприняла ряд мер, кардинально меняющих работу по расследованию картелей.
Первым шагом стало серьезное изменение правовой базы. Были внесены поправки в статью 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие жесткие санкции за заключение картельного соглашения вплоть до уголовной ответственности. Введена «программа смягчения», когда участник картельного соглашения, первым сообщивший в антимонопольную службу о таком картеле, освобождается от ответственности.
Еще одним шагом к совершенствованию работы по расследованию картелей стала разработка методики проведения проверок. «Сегодня стало обычной практикой проведение «рейдов на рассвете», - рассказал А. Цариковский. - Это внезапные проверки с использованием процедур осмотра, копирования электронных носителей информации, получения письменных объяснений. И если по действующему законодательству хозяйствующего субъекта можно проверять при соблюдении огромного количества процедур и согласований, то для «рейдов на рассвете» сделано исключение - мы выезжаем на проверку внезапно, никого не предупреждая». Заместитель руководителя ФАС России рассказал интересный случай, когда благодаря именно внезапной проверке было выявлено письменно оформленное картельное соглашение об установлении цен и разделе товарного рынка.


А. Цариковский напомнил, что ФАС России не наделена полномочиями по проведению оперативно-розыскных работ. Поэтому расследования по антиконкурентным соглашениям невозможны без участия правоохранительных органов. Сегодня работа с МВД, органами прокуратуры четко налажена и на уровне центрального аппарата, и в большинстве территориальных органах. В текущем году в правоохранительные органы направлены десятки дел для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 178 и другим статья УК РФ.


Результатом проведенной работы стало возросшее количество дел, возбужденных по статьям 11 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Если в 2007 году было возбуждено всего 232 дела по нарушению статьи 11 закона о защите конкуренции (соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов), то в 2010 году таких дел возбуждено 607. По статье 16 закона о защите конкуренции (соглашения или согласованные действия с участием органов власти) в 2010 году возбуждено 639 против 148 дел в 2007 году.


«Мы прошли путь от единичной, разрозненной работы по расследованию картелей до четкой и слаженной, - отметил А. Цариковский. - Сегодня можно констатировать: мы создали механизм по расследованию картелей, и этот механизм начал эффективно работать».


Справка:
Картель – мощный ограничитель рыночной конкуренции, хозяйствующих субъектов. Вступив в такие соглашения, независимые компании уподобляются монополистам, отказываясь от индивидуального поведения на рынке и соперничества с конкурентами.