Чиновники - частые нарушители антимонопольного законодательства

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В советские времена Михаил Жванецкий сформулировал один из главных принципов повседневного существования в родной стране: кто что охраняет, тот то и имеет. При этом даже если фразу перевернуть зеркально, она не потеряет смысла: кто что имеет, тот изо всех сил это охраняет. Например, чиновники, обладая властью, были бы очень рады пользоваться ею бесконтрольно и монопольно.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев не так давно открыто заявил, что в России основными нарушителями антимонопольного законодательства являются именно чиновники: чуть ли не половина нарушений – их рук дело.


Основанием для таких жестких оценок стала прежде всего статистика. За последний год ФАС рассмотрела больше 16 тысяч заявлений о нарушении закона. Количество заявлений, поступивших на органы власти, вроде бы не так велико - порядка 4,5 тысяч. Но зато из реально возбужденных дел не около, а более половины касаются органов власти. За 2009 год их более 5800.

Самая "популярная" среди чиновников (более 60% всех нарушений) – статья 15 Закона о защите конкуренции. Она запрещает действия или бездействие, которые могут каким-либо образом влиять на конкуренцию, причем в самом широком значении этого слова. Это могут быть введение ограничений на создание хозяйствующих субъектов в различных сферах деятельности, необоснованные препятствия осуществлению деятельности (каждый коммерсант сталкивался с какими-то преградами, препонами, затягиванием сроков, предъявлением требований, которые не регламентируются ни законами, ни другими нормативными актами), установление ограничений на свободное перемещение товаров, их продажу и приобретение. Иногда чиновники напрямую дают хозяйствующим субъектам указания: покупай товар или услугу у того-то, а не у того-то. Особенно это популярно, когда речь идет о подведомственных организациях государственных органов исполнительной власти – различных ГУПах, муниципальных предприятиях и т.д. Вторым пакетом антимонопольных законов, который вступил в силу в прошлом году, в 15-ю статью были внесены ещё два существенных изменения, которые касаются предоставления преференции хозяйствующему субъекту в доступе к информации или государственной/муниципальной преференции.

Сами чиновники хозяйствующими субъектами не являются. Но таковыми зачастую признаются учреждения, которые подведомственны органам власти. И если раньше они полностью финансировались из бюджета и практически не занимались предпринимательской деятельностью, то сегодня значительную часть их доходов составляют доходы от бизнеса - на общем рынке товаров и услуг. Такие учреждения активно пользуются преференциями "сверху", а иногда происходит прямая передача функций от госоргана его подведомственному учреждению. Наиболее опасно в такой ситуации – делегирование контрольно-надзорных функций, когда подведомственное учреждение начинает не просто участвовать в выдаче разрешительной документации, в проверке аккредитации, лицензирования и т.п., но и участвует в принятии решений. Естественно, себя они в этих случаях не обижают – в ущерб своим конкурентам.

Государство пытается развивать малый и средний бизнес. Но специфика нашей экономики в том, что значительную роль в ней играют естественные монополии. И более того: экономика и промышленность начинают хорошо развиваться там, где есть участие государства. Задача Федеральной антимонопольной службы заключается в том, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к услугам естественных монополий всех хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в этих услугах.