Разъяснение позиции ФАС России и Белгородского УФАС по ситуации на топливном рынке России и Белгородской области

 

В период падения мировых цен на нефть и падения доходов от реализации нефти на экспорт, вертикально-интегрированные нефтяные компании пытаются восполнить убытки путем завышения цен на монополизированных ими внутренних рынках нефтепродуктов.
В настоящий момент Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) считает, что цены на розничном рынке автомобильных топлив не соответствуют рыночной ситуации. Одной из основных причин этого является поведение крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНКов), в том числе, поддержание монопольно высоких цен на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В 2008 году ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке автомобильных и авиационных топлив.
            Осенью 2008 года ФАС России признала четыре крупнейшие вертикальноинтегрированные компании – ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг»  нарушившими антимонопольное законодательство. Компаниям было выдано предписание, направленное на создание здоровых конкурентных условий на соответствующих товарных рынках. Кроме того, на каждую из указанных выше нефтяную компанию, были наложены штрафы на общую сумму порядка 6 млрд. рублей.
            Указанные предписания ФАС России содержат в себе требования по ведению бизнеса, являющиеся безальтернативной практикой, принятой на цивилизованных рынках (США, ЕС и др.):
- не допускать экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, для обеспечения устойчивого предложения топлива на внутреннем рынке в соответствии с уровнем спроса;
- обеспечить на постоянной основе реализацию внутри страны нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке, что позволило бы обеспечить увеличение количества участников, равный доступ к торгам – факторы, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо;
- не допускать компенсации снижения доходов от экспорта нефти на зарубежные рынки путем повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;
- вести раздельный учет затрат и доходов между организациями, входящих в структуру данных компаний. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования;
- обеспечить возможность заключения прямых контрактов на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями, т.е. для независимых участников рынка, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию малых и средних топливных компаний, формированию здоровой конкурентной среды.
В конце 2008-начале 2009 года на розничных рынках автомобильных бензинов и   дизельного   топлива   практически   во    всех    регионах   России   наблюдалось
существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты. Данная ситуация означает неоправданный рост доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на локальных розничных рынках, и по данным фактам на сегодняшний день территориальные управления ФАС России возбудили порядка 30 дел в отношении участников топливного рынка на территории страны.
С середины февраля 2009 года нефтяные компании в течение месяца резко
(до 75% по некоторым видам автомобильного топлива) увеличили оптовые цены,
по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов. Оба эти процесса имеют нерыночный характер и являются планомерным изменением ценовой политики вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
17 февраля 2009 года ФАС России приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении следующих нефтяных компаний: ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг» на оптовом рынке нефтепродуктов.  
Всего в 2009 году ФАС России планируется оценка деятельности на соответствие антимонопольному законодательству более 250 крупных и мелких компаний, занятых в нефтяном секторе.  
При этом ФАС России считает необходимым зафиксировать оба вида нарушений на рынках нефтепродуктов:
1. Силами территориальных управлений - о нарушениях на розничных рынках в период с августа 2008 года по январь 2009 года, когда розничные цены на бензин и дизельное топливо не соответствовали уровню оптовых (закупочных) цен, и в ряде регионов наблюдалась необоснованно высокая доходность в сфере розничной реализации;
2. Силами центрального аппарата - о злоупотреблении доминирующим положением и/или согласованных действиях на оптовых рынках бензина и дизельного топлива в январе-феврале 2009 года, когда наблюдается резкий рост оптовых цен и дефицит продукции в оптовом звене.
В Белгородской области с июля 2007 года на товарный рынок оптовой реализации нефтепродуктов (в географических границах Белгородской области) вместо ООО «Торговый Дом «ЮКОС-М» (филиал в г. Белгород) вышел ОАО «Белгороднефтепродукт» (308000, г. Белгород, ул. Победы, 16), который до этого времени действовал только на локальных товарных рынках розничной реализации нефтепродуктов. Основными поставщиками нефтепродуктов для  ОАО «Белгороднефтепродукт» являются: ОАО «НК «Роснефть» и  ООО «РН «Трейдинг».  
По результатам анализа регионального товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов, выполненного управлением в соответствии с приказом ФАС России от 10.01.2008 №1самым крупным хозяйствующим субъектом по объемам продаж на товарном региональном рынке розничной реализации бензина и дизельного топлива является ОАО «Белгороднефтепродукт».
Согласно приказа ФАС России от 19.03.2007 № 73  Белгородским УФАС России проводится еженедельный мониторинг оптовых и розничных    цен на основные марки бензина и дизельного топлива по ряду хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Белгородской области в том числе и по ОАО «Белгороднефтепродукт».
По результатам проводимого еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо, а также сопоставления этих цен с аналогичными ценами в соседних регионах – Курской, Липецкой, Воронежской, Брянской и Орловской областям было установлено, что в декабре 2008 года в Белгородской области розничные цены реализации были значительно выше.
Приказом управления от 22.12.2008 года №485 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Белгороднефтепродукт» было возбуждено дело №615-08-АЗ по части 1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в части установления монопольно высоких цен), рассмотрение которого было назначено на 27.01.2009 года. 
По результатам рассмотрения дела Комиссией Белгородского УФАС России было принято решение о признания факта нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Белгороднефтепродукт» и выдаче ему предписания, направленного на недопущение нарушения антимонопольного законодательства. Кроме этого, управлением в отношении ОАО «Белгороднефтепродукт» было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», рассмотрение которого назначено на 24 марта.
            По закупочным ценам на основные марки бензина и дизельного топлива по ОАО «Белгороднефтепродукт» начиная с февраля месяца 2009 наблюдается значительный рост. Вслед за ростом закупочных цен с марта месяца наблюдается тенденция роста и оптовых цен реализации нефтепродуктов.
          По розничным ценам реализации бензина по основным маркам с начала 2009 года наблюдается снижение, а по дизельному топливу с марта месяца розничные цены несколько повысились по сравнению с концом 2008 года.
            При этом необходимо отметить, что цены реализации нефтепродуктов находятся под постоянным контролем антимонопольных органов и в случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства управлением будут незамедлительно возбуждены дела в целях пресечения указанных нарушений.