ФАС России: Новые документы, связанные с госзакупками лекарств, защитят интересы фармпроизводителей

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Зачастую в ходе региональных госзакупок заказчики объединяют в один лот несколько МНН, при этом в состав лота включают препарат, на который есть вертикальное эксклюзивное соглашение с одним из дистрибьюторов. Этот препарат обычно является инновационным и невзаимозаменяемым, в результате дистрибьютор забирает весь лот по максимальной цене без конкуренции. Бороться с такого рода злоупотреблениями призваны проекты постановлений правительства «О порядке утверждения перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями» и «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями». Эти проекты были представлены 1 ноября на заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

Согласно первому проекту будет составлен перечень лекарств, заказ на поставку которых размещается в соответствии с их торговыми наименованиями. В перечень включаются оригинальные лекарственные средства, находящиеся под защитой патента (на период его действия), имеющие одинаковые МНН или химические, группировочные наименования, для которых установлена «невозможность взаимной замены», говорится в документе. 

Вопросы о включении и исключении лекарств из перечня решает постоянно действующая межведомственная комиссия по обращению заявителя. В комиссию на паритетных началах входят представители Минздрава России и ФАС России.

Заявитель должен предоставить патент или результаты клинических исследований, данные международного опыта применения лекарственных средств (ВОЗ, FDA, EMA), опубликованные научные исследования, подтверждающие невозможность взаимной замены лекарств с одинаковыми МНН или химическими, группировочными наименованиями.

Заявление о включении или исключении лекарственного средства из перечня и документы направляются в комиссию, копии - в Минздрав и ФАС России.

Заявитель, предоставивший заведомо недостоверную информацию, несет административную ответственность согласно КоАП РФ. 

По результатам решения о включении лекарственного средства в перечень или о его исключении издается совместный приказ Минздрава и ФАС России.

Согласно второму проекту постановления лекарственные средства с различными МНН (с химическими, группировочными наименованиями) не могут быть предметом одного контракта (одного лота), если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена лота) превышает 3 млн рублей. То же самое касается лекарственных средств с одним МНН, когда их общая стоимость, включенная в начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), в течение квартала превышает 3 млн рублей. «У нас не было показателей, которые бы указывали строго на сумму 3 млн рублей. Посмотрев практику региональных торгов, мы решили, что 3 млн будет неплохим началом. Мы собираемся проводить мониторинг реализации этого пункта постановления и через год вернемся к вопросу, скорректируем сумму», - пояснил Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России.

Кроме того, в документе указывается, что если в рамках одного МНН зарегистрировано одно торговое наименование, то такое лекарственное средство не может быть предметом одного контракта (одного лота) с иным препаратом, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена лота) превышает 1 тыс. рублей.

Эта мера распространяется также на закупки наркотических, психотропных и радиофармацевтических лекарственных средств.

Как было заявлено на заседании, проекты документов должны быть представлены в правительство до 5 ноября.