Интервью с руководителем Белгородского УФАС Петровым С. В.

Высокие цены на бензин и дизельное топливо ударили по карману большинства российских граждан. Кроме того, значительное подорожание топлива способствовало росту цен в целом по стране. Существенно подорожали продукты питания, транспортные перевозки и многие другие жизненно важные товары и услуги. Антимонопольные органы пытаются усмирить внутрироссийские цены на топливо.

 

Как исправить сложившуюся ситуацию и повлиять на нефтяных магнатов? Об этом мы поговорили с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области С.В.ПЕТРОВЫМ

- Недавно по всей стране прошли акции протеста против роста цен на топливо. Сергей Владимирович, как вы думаете, смогут ли эти события привести к снижению цен на ГСМ?

- Сам факт акции вселяет в работников Федеральной антимонопольной службы надежду. До недавнего времени ФАС оставалась фактически одинокой на поле борьбы с нефтяными монополистами. Сейчас мы чувствуем поддержку и со стороны профсоюзов, и со стороны руководства области. Самое главное - нашу работу поддерживают широкие слои населения.

Честно говоря, меня удивил тот факт, что профсоюзы решили провести свою акцию в тот момент, когда цены на бензин остановились, а в некоторых регионах бензин и дизтопливо медленно дешевеют уже четыре недели. «Помогли» этому снижение цен на нефть и действия Федеральной антимонопольной службы, которая с начала года возбудила более 40 дел «по бензину».

Рост цен на ГСМ затронул все слои населения нашей страны. На мой взгляд, немного с запозданием по стране прокатилась волна негодования. Но лучше поздно, чем никогда. Надеюсь, что общественный резонанс, и поддерживаемые гражданами страны конструктивные действия Федеральной антимонопольной службы приве­дут к успеху, желаемому результату.

- Как вы считаете, цены на бензин и дизтопливо в нашей области и в целом по стране обоснованны?

Цены необоснованно высокие.

- Какие конкретные действия принимает ФАС и в частности ваше управление, чтобы снизить цены на ГСМ?

-          Как я уже сказал, с начала года антимонопольные органы возбудили более 40 дел «по бензину». В частности, ФАС России возбудила дела в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз» по признакам нарушения пункта 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», т.е. злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В данный момент управление ФАС по Белгородской области возбудило и рассматривает три дела в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих нефтепродукты в розницу на территории Белгорода, Губкина и Старого Оскола по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, в том числе по установлению и поддержанию уровня цен.

- Наверняка, большинство российских граждан задаётся вопросами: «Почему в стране с огромными запасами нефти такие высокие цены на ГСМ? Кто виноват, и что делать?».

Российский нефтегазовый рынок монополизирован, и для нефтяных компаний установлены слишком низкие пошлины на вывоз за пределы страны всех видов нефтепродуктов. Это препятствует насыщению собственного рынка. Федеральная антимонопольная служба неоднократно предлагала установить ставку экспортной пошлины на бензин, мазут, дизтопливо в размере примерно 80% от ставки пошлины на нефть. На сегодняшний день соотношение таково: дизтопливо - 50%, бензин - 60% (от ставки пошлины на нефть). В результате большая часть мазута вывозится из страны, а в России наблюдается дефицит данного продукта.

В нашей стране очень низкая экспортная пошлина на дизтопливо, которое с успехом используется во время посевной в Европе и является идеальным продуктом для последующей переработки. В итоге нефтяными компаниями создан искусственный внутренний дефицит, и для сельскохозяйственных работ в стране дизтоплива не хватает. ФАС России предупреждала о таком развитии событий неоднократно.

- Почему мировая цена на нефть упала, а розничные цены на заправках не изменились или изменились совсем незначительно? СМИ сообщали, что падение мировых цен на нефть повлекло за собой значительное их падение на заправках в тех же США.

- В нашей стране цены устанавливают сами нефтяные компании. Тогда как в США действуют специализированные торговые площадки. Благодаря им, конечная цена нефтепродуктов зависит от мировой цены на нефть, от спроса и предложения внутри страны, а также от многих других рыночных факторов, так в США после значительного падения мировых цен на нефть, с начала августа розничная цена бензина снижалась на 1,5-2 процента в неделю и стала ниже российской. В России, к сожалению, пока такой тенденции наблюдать не приходится, хотя оптовые цены на бензин в августе снизились на 8,6 процента. В некоторых регионах розничные цены всё-таки тоже уменьшились, но снижение, как я уже говорил, было очень незначительным.

- Существуют ли в России специализированные торговые площадки?

- Пока нет. Для того чтобы ситуация менялась в лучшую сторону, на мой взгляд, нужно совершенствовать принцип формирования цены на продукт, но это возможно только при появлении открытой торговой площадки. Для этого нужна воля государства и прозрачные чёткие принципы работы. Тогда цена на российских заправках будет больше зависеть от мировой цены на нефть. Такие «рычаги» существуют в странах с развитыми рыночными механизмами.

Российское правительство давно заявило о намерении создать товарную площадку в Санкт-Петербурге. Международная товарно-сырьевая биржа (МТСБ) по плану должна максимально ускорить переход на продажу российской нефти по ценам, определяемым её собственными технологическими и коммерческими характеристиками, а не опосредованно через цены нефти сорта Brent. Надеюсь, что работа на бирже будет запущена в ближайшее время.

- То есть проблему с высокими розничными ценами на ГСМ можно решить повышением экспортных пошлин и созданием специализированной биржи?

- Только этого будет недостаточно. Здесь необходим комплексный, системный подход. На мой взгляд, для стабилизации цен на внутреннем нефтяном рынке нужны конкретные поэтапные меры. Во-первых, повышение экспортных пошлин на ГСМ. Во-вторых, демонополизация нефтяного рынка страны. В-третьих, усовершенствование рыночных механизмов при формировании внутренней цены на ГСМ. В-четвёртых, думаю было бы правильной и эффективной мерой - установить на уровне Правительства Российской Федерации предельный уровень рентабельности в размере 10 процентов при реализации ГСМ на территории Российской Федерации как оптом, так и в розницу. И это ещё не полный комплекс мер. Повторюсь - здесь играют роль многие факторы.

 Кроме того, ситуация может измениться в лучшую сторону, если нефтяные магнаты умерят свои аппетиты и осознают ответственность за происходящий в стране рост цен на ГСМ и раскручивание инфляционной спирали. Куда уходят сверхприбыли, получаемые нефтяными компа­ниями? Почему мы не слышим, что нефтяники ведут социальные и благотворительные программы? Думаю, нужно менять сознание нефтяных магнатов, в том числе и путём проведения акций протеста. Со своей стороны, антимонопольные органы ведут и будут вести активную работу по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства при реализации ГСМ - как оптом, так и в розницу.

Беседовал Алексей НОВИНКИН