• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Кто задирает цены? Глава Белгородского УФАС о спекуляциях на рынке

Цены на какие продукты мониторят антимонопольщики, что грозит за нарушение процедуры госзакупок чиновникам и есть ли конкуренция в Белгородской области – в материале «АиФ-Черноземье».

 

Алексей Ширков руководит управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области чуть более двух месяцев. Корреспондент «АиФ-Черноземье» пообщался о контроле за госзакупками, защите конкуренции и мониторинге цен на продовольственные товары и на бензин.

Госконтракты без сговоров

Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: Алексей Викторович, какие дела этого года вы бы назвали наиболее значимыми?

Алексей Ширков: Начнем с контроля за госзакупками. В качестве примера приведу дело об аукционе по ремонту здания общеобразовательной школы в одном из районов Белгородской области. Заказчиком была администрация муниципалитета. Первоначальная цена контракта составляла 24 миллиона 630 тысяч рублей. При проведении первого аукциона в апреле 2018 года  было подано шесть заявок, заказчик отклонил пять из них. Один из «отклоненных» участников обжаловал это решение в наше управление, и оно было признано незаконным. Был проведен повторный аукцион, на который заявилось уже пять участников, и снова отклонили четыре заявки, оставили одного участника, который был оставлен и в первый раз. Мы провели проверку действий заказчика, податель жалобы был отклонен правомерно, но и единственный участник был допущен необоснованно, так как тоже подал заявку с нарушениями. И уже в третий раз аукцион был проведен без нарушений, победила организация, которая и подавала нам жалобы. В результате в честной борьбе выиграл хозсубъект, который гарантировал снижение первоначальной цены контракта на полтора миллиона рублей.  Это более 5%, что важно, поскольку это бюджетные средства.

-  Правда ли, что в Губкине в этом году при ремонте дорог вообще не было проведено никакой процедуры госзакупок?

- Да, и сейчас мы рассматриваем дело в отношении администрации Губкинского городского округа, управления капитального строительства (УКС) и муниципального унитарного предприятия (МУП) «Автодор» города Губкин. Как мы считаем, по согласованию между сторонами там сделали капитальный ремонт улиц Свердлова и Севастопольской без проведения обязательных конкурсных процедур.

На обеих улицах нужен был капитальный ремонт. Между МУП «Автодор» и администрацией Губкина уже существовал ранее заключенный контракт о проведении «ямочного» ремонта, но, чтобы провести капремонт дорог, необходим аукцион, по итогам которого победитель и занимался бы этими работами. Но по соглашению администрация и УКС этого не сделали, а проводили аукцион задним числом, чтобы облечь в законную форму, и выплатить МУП «Автодору» бюджетные средства, уже ранее затраченные  на капремонт дорог.

- Чем грозит подобная схема чиновникам?

- По данному делу говорить рано, еще идет рассмотрение. А при нарушениях в сфере госзакупок штрафные санкции предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ - от трех до 50 тысяч рублей. В случае ограничения конкуренции - от 15 рублей до 50 тысяч рублей, а при повторном правонарушении - вплоть до дисквалификации. Подобные действия жёстко караются законом.

Цены на продукты и бензин

- В соцсетях предупреждают, что цены на хлебобулочную продукцию с начала 2019 года могут вырасти на 20-30%. Пишут, что это связано с повышением НДС. Такое возможно?

- На мой взгляд, это идёт специальная подготовка людей к ежегодному повышению цен, причём не совсем правдивая. Мы уже сталкивались с таким явлением, когда Правительством РФ в 2014 году были введены антисанкции. Тогда при наличии хорошего урожая на гречу и запасов урожая предыдущего года прошла неправдивая информация, что весь Алтай завален снегом, и зерно не успели убрать, и цена сразу выросла в разы. Это не что иное, как спекулятивные действия участников рынка. Тогда в результате действий антимонопольные службы виновные понесли заслуженное наказание. Возможно, и сейчас люди действуют не совсем добросовестно.

- ФАС и сейчас мониторит ситуацию?

- Мы проводим ежемесячный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары. Но хотелось бы сказать, что не все, поскольку и тогда, и сейчас к нам обращаются: «Почему цена выросла на деликатесную группу?». Мы мониторим 12 позиций социально значимых продуктов питания.

- Давайте перечислим этот перечень.

- Это говядина и свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь,  яблоки и греча.

- Яйца в этот перечень не входят?

- Нет. Но в предыдущие годы и по ним проводились проверки. Надо исходить из того, что цены на продовольственные товары не регулируются государством. Наблюдаются сезонные изменения. Летом производители торгуют почти по себестоимости, так как срок годности яйца ограничен, реализация должна быть быстрой. Поскольку продовольственный рынок очень конкурентный, здесь достаточно много участников, я вам могу назвать магазины, где яйцо первой категории стоит 51-52 рубля за десяток. Разные продавцы, разные производители.

- ФАС начинает действовать при скачке цен 25-30%?

- Не всегда. На нефтяном рынке в настоящее время актуально повышение более чем на 4% от мелкооптовых индикативных цен, установленных в регионе. Если повышение цен - более 4%, нужно уже выяснять причины и принимать меры. На совещании у заместителя председателя Правительства РФ были установлены цены на нефтепродукты по каждому региону. В Белгородской области цена, в пересчете с тонн на литры, на бензин АИ-92 – 39,5 рублей за литр. Цена на АИ-95 установлена в размере 42,8 рублей за литр, на дизельное топливо – 42,07 рублей за литр. Но это только цены вертикально интегрированных нефтяных компаний, с которыми у правительства страны было заключено соглашение. Но и у «независимых» АЗС возможна наценка не более чем на 4 %. Такой мониторинг нами проводится.

Защита конкуренции

- Расскажите о ситуации с защитой конкуренции в Белгородской области. Вы оцениваете её как достаточную?

- Рынки разные, и разная ситуация с конкурентностью на каждом из них. В  Белгородской области достаточно развито сельское хозяйство, животноводство. Что касается здравоохранения: медицинских услуг, розничного рынка лекарственных средств, - то и здесь высокая конкуренция. Посмотрите, сколько работает аптечных пунктов. Если говорить о рынке пассажирских перевозок, конкуренция присутствует, но здесь ситуация сложнее. Например, к нам обращались перевозчики из Старого Оскола, когда администрация расторгла договор с одним из них и незаконно заключила с другим.

При контроле закупок мы часто наблюдаем, что при проведении ремонтных работ на аукцион часто заявляется всего один участник. Это говорит о том, что здесь усматриваются признаки возможного незаконного соглашения между органом власти и хозсубъектом, и такие действия ограничивают конкуренцию.

Наша деятельность открыта, у нас есть официальный сайт, есть группы в соцсетях, где размещается вся актуальная информация о деятельности управления. Порядок обращения к нам не изменился - можно направить лично или по электронной почте. Ежеквартально мы проводим  в Белэкспоцентре открытые публичные слушания, приглашаем на них всех заинтересованных лиц, отвечаем на все вопросы.

- После двух месяцев работы каковы ваши впечатления от коллег по работе, от Белгорода в целом?

- Самое главное для меня - за два месяца я увидел, что коллектив Белгородского УФАС в целом работоспособный, имеет возможности и желание, прежде всего, выполнять возложенные на него обязанности, и ему это по силам. А что касается Белгорода - хороший, красивый город. Белгородцы - открытые, доброжелательные люди, готовые всегда прийти на помощь.