Верховный Суд Российской Федерации выработал единый подход к правоприменению Закона о закупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Утвержден Обзор судебной практики применения законодательства о закупках
 
Согласно Указу Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, Верховному Суду РФ рекомендовано организовать работу по дальнейшему изучению практики применения судами, в том числе и по Закону о закупках (223-ФЗ).
 
Президиум Верховного суда Российской Федерации утвердил обзор судебной практики применения законодательства о закупках. Он обобщил соответствующую практику за последние несколько лет и выработал единый подход для правильного разрешения судами таких споров.
 
В частности, суд согласен с тем, что при закупке работ по строительству и капитальному ремонту заказчик обязан размещать проектно-сметную документацию в составе документации в полном объеме.
 
Также Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию антимонопольного ведомства о незаконности требования от участников закупок подтверждения о том, что они должны являться производителем поставляемого оборудования, либо обладать соответствующим правом на его поставку (дилерский договор). Эти требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара или к иным характеристикам, связанным с товаром. Такие требования не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, т.к. потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, но может осуществлять поставку оборудования надлежащим образом.
 
Кроме того, Верховный суд РФ указал, что если участником закупки выступает группа лиц, требования, содержащиеся в документации о закупке, должны предъявляться к группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
 
Особо стоит указать, что суд отметил, что, в соответствии изменениями, внесенными в Закон о закупках федеральным законом,1 ФАС должен рассматривать жалобы только в пределах доводов жалоб, с учетом оснований для обжалования предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках. При этом напомним, что благодаря этим поправкам, удалось расширить список оснований для обжалования в короткие сроки, и тем самым увеличить возможности бизнеса, в том числе субъектов МСП, для защиты своих прав.
 
Наконец, Верховный суд РФ считает, что если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количественное изменение показателя оценки должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой.
 
«Обзор судебной практики, сформированный Президиумом Верховного суда РФ, имеет ключевое значение для применения судами. Изложенные в нем позиции обеспечат единообразие подходов судов к разрешению споров по Закону о закупках и, как следствие, создадут равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок», - сообщил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
 
 
Справочно:
 
1. Федеральный закон"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 № 505-ФЗ