Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на оптовом рынке углей энергетических за 2010-2011 годы

Аналитический отчет
по результатам анализа состояния конкуренции на оптовом рынке
углей энергетических за 2010-2011 годы

Содержание

1.   Общие положения
2.   Определение временного интервала исследования товарного рынка
3.   Продуктовые границы товарного рынка
4.   Географические границы товарного рынка
5.   Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
6.   Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке
7.   Уровень концентрации товарного рынка
8.   Определение барьеров входа на товарный рынок
9.   Оценка состояния конкуренции на товарном рынке. Выводы
     
1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических  выполнен в соответствии с:

 Приказом ФАС России «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы» от 07.02.2011 №66;

 Методическими указаниями по проведению обследования оптового рынка углей энергетических, разработанными на основе Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

При проведении анализа оптового рынка углей энергетических были использованы данные, представленные по запросам управления:

- Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области;
- хозяйствующими субъектами, действующими на указанном товарном рынке. 

Как указано в Методических указаниях, целями исследования регионального оптового рынка углей энергетических является – оценка состояния конкурентной среды на рынке углей энергетических;
– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции);
– выявление региональных и межрегиональных оптовых рынков углей энергетических;
– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;
– сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

2. Определение временного интервала исследования
товарного рынка

Методическими рекомендациями для проведения анализа оптового рынка углей энергетических установлен временной интервал - 2010 – 2011 годы.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Угли являются твёрдыми горючими полезными ископаемыми осадочного происхождения. Товарная группа «энергетический уголь» включает каменный энергетический уголь и бурый уголь.
В соответствии с общероссийским классификатором продукции используются следующие коды:
03 2031 0 Уголь каменный
03 2035 2 Уголь бурый
По качественным показателям (влажность, зольность, теплота сгорания и т.д.) все угли разделены по видам на бурые, каменные и антрациты, которые имеют в своем составе  различные марки.
Бурые угли имеют марки: Б1, Б2, Б3. У него самая низкая теплота сгорания у бурых углей.
Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью. К каменным углям относятся марки: Г (газовый), ГЖ (газовый жирный), ГЖО (газовый жирный отощенный), Д (длиннопламенный), ДГ (длиннопламенный газовый), Ж (жирный), КСН (коксовый слабоспекающийся низкометаморфизованный), СС (слабоспекающийся), Т (тощий), ТС (тощий спекающийся).
Отдельной маркой каменного угля является антрацит (А, в составе которой  три группы – 1А, 2А, 3А), ископаемый гумусовый уголь высшей степени метаморфизма.
Угли марок Д, Г и антрациты применяются, как правило, в котельных, так как они могут гореть без поддува. Угли марок СС, ОС, Т применяются для получения электрической энергии, так как они имеют большую теплоту сгорания, но сжигание данного вида углей связано с технологическими трудностями, которые оправданы лишь в случае необходимости использования большого количества угля.
Марки Г, Ж обычно используются в черной металлургии для производства стали и чугуна.
В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.
На территории белгородской области основными потребителями энергетического угля являются энергоснабжающие предприятия (пылеугольные ТЭС), которые используют его в качестве технологического топлива для производства тепловой и электрической энергии. Кроме того, уголь используется предприятиями сферы ЖКХ (котельные в системе теплоснабжения).

4. Географические границы товарного рынка

Географические границы анализируемого товарного рынка определены с учетом экономических возможностей покупателей приобрести данный товар на соответствующем товарном рынке (при минимальных затратах на перемещение покупателя к продавцу), а также наличия административных барьеров. 
Анализ оптового рынка углей энергетических проводится в географических границах Белгородской области.
Географические границы рынка целесообразнее определять для каждой конкретной ТЭС. Как правило, регионы производства и потребления энергетического угля совпадают по причине изначально заложенного принципа снижения транспортных издержек по доставке "проектного" угля целевым потребителям. Вместе с тем, некоторые регионы являются внутренними импортерами энергетического угля в связи с истощением (снижением добычи) собственных угольных месторождений или использованием незначительных объемов угля населением и предприятиями ЖКХ.
Исходя из вышеизложенного, географические границы оптового регионального рынка углей энергетических определены в пределах Белгородской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов,
действующих на товарном рынке

Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области был представлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию углей энергетических на территории Белгородской области в 2010-2011 годах.

Согласно представленным сведениям, основным топливом, используемым теплоснабжающими организациями Белгородской области для выработки тепловой энергии является природный газ. Уголь и мазут являются резервным топливом, которые используются в соответствии с требованием газоснабжающей организации по ограничению использования газового топлива и о переводе теплоисточников на сжигание резервного топлива.
Теплоснабжающие организации Белгородской области, использующие уголь как резервное топливо:
 ОАО «Белгородская теплосетевая компания»;
 Филиал ОАО «Квадра» - «Южная генерация»;
 Белгородский территориальный участок Юго-Восточная дирекция по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД».
Согласно информации, полученной от указанных предприятий, в соответствии с запросами управления, производство и реализацию углей энергетических вышеперечисленные теплоснабжающие организации не осуществляют.

6.  Объем товарного рынка
и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Белгородская область имеет самый высокий показатель газификации среди регионов Черноземья и еще в 2008 году вышла на первое место, приблизив ее уровень к 100%. На данный момент уровень газификации составил 97,9% (из-за масштабного ИЖС).
Как уже говорилось в предыдущем разделе, основным топливом, используемым теплоснабжающими организациями Белгородской области для выработки тепловой энергии является природный газ. Уголь энергетический (а также топочный мазут) являются резервным топливом, которые используются в соответствии с требованием газоснабжающей организации по ограничению использования газового топлива и о переводе теплоисточников на сжигание резервного топлива.
Теплоснабжающие организации Белгородской области, использующие уголь как резервное топливо:
 ОАО «Белгородская теплосетевая компания»;
 Филиал ОАО «Квадра» - «Южная генерация»;
 Белгородский территориальный участок Юго-Восточная дирекция по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД».
Исходя из изложенного, указанные теплоснабжающие организации производство и реализацию углей энергетических не осуществляют.

7.  Уровень концентрации товарного рынка

Уровень концентрации на оптовом рынке углей энергетических на территории Белгородской области определить невозможно, так как теплоснабжающие организации производство и реализацию углей энергетических не осуществляют.

8.  Барьеры входа на товарный рынок

Административные барьеры, препятствующих перемещению продавцов к покупателям, а также покупателей к продавцам на анализируемом товарном рынке отсутствуют. 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. Выводы

Белгородская область с 2008 года находится на первом месте среди регионов Черноземья по уровню газификации, который составляет, на данный момент, 97,9%.
Основным топливом, используемым теплоснабжающими организациями Белгородской области для выработки тепловой энергии является природный газ. Уголь энергетический (а также топочный мазут) являются резервным топливом, которые используются в соответствии с требованием газоснабжающей организации по ограничению использования газового топлива и о переводе теплоисточников на сжигание резервного топлива.
Теплоснабжающие организации Белгородской области, использующие уголь как резервное топливо:
 ОАО «Белгородская теплосетевая компания»;
 Филиал ОАО «Квадра» - «Южная генерация»;
 Белгородский территориальный участок Юго-Восточная дирекция по теплоснабжению – филиала ОАО «РЖД».
Таким образом, указанные теплоснабжающие организации производство и реализацию углей энергетических не осуществляют.