Анализ состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Белгородской области

Анализ состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Белгородской области

 

Содержание

 

1.Общие положения

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

3. Продуктовые границы товарного рынка

4. Географические границы товарного рынка

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

6. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

  1. Общие положения

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива выполнены в соответствии «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденного Приказом ФАС Росси от 25.04.2006 № 108.

Товарный рынок изучен в целях усиления контроля экономической концентрации, развития конкуренции, поведения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Белгородской области, а также определения взаимозависимости между мелкооптовыми и розничными рынками нефтепродуктов.

В качестве источников исходной информации для определения параметров исследуемого товарного рынка были приняты сведения, полученные по запросу  от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, управления ГИБДД УВД по Белгородской области, Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области и хозяйствующих субъектов, действующих на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Белгородской области.

 

2. Определение временного интервала исследования

 

Методическими рекомендациями для проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению нефтепродуктов установлен временной интервал – 2008 год.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с подпунктом «г» пункта 14 «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» предварительное определение товара может быть проведено на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности. Для установления продуктовых границ оптового рынка бензина автомобильного и дизельного топлива использовался общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). В соответствии с ОКВЭД, такой вид деятельности хозяйствующих субъектов как оптовая торговля топливом, объединяет подкласс 51.51, который включает в себя следующую подгруппу 51.51.2 оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин.                            

Согласно ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51866-2002, ГОСТ 305-82 выделяются следующие виды автобензинов и дизельного топлива:

А-72 - с октановым числом по моторному методу не менее 72;
А-76 - с октановым числом по моторному методу не менее 76;
АИ-91 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 91;
АИ-93 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93;
АИ-95 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95.

Стандартами также установлены марки бензинов – Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98 и их виды – I, II, III.
             Автомобильные бензины подразделяют на виды:

летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов;
          зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и остальных районах с 1 октября до 1 апреля.

Для автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, для коммунально – бытовых целей и для нужд электроэнергетики применяется дизельное топливо.

В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизтоплива:

Л (летнее) – дизтопливо рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0° С и выше;

З (зимнее) – дизтопливо рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20° С и выше;

А (арктическое) – дизтопливо рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50° С и выше. 

 

  1. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы анализируемого товарного рынка определены с учетом экономических возможностей покупателей приобрести данный товар на соответствующем товарном рынке (при минимальных затратах на перемещение покупателя к продавцу), а также наличия административных барьеров. 

Хозяйствующими субъектами были предоставлены сведения о географии расположения покупателей нефтепродуктов с учетом объемов и видов приобретаемых нефтепродуктов (таблица № 1 и № 2). Исходя из представленной хозяйствующими субъектами информации можно сделать вывод, что оптовый рынок бензина автомобильного и дизельного топлива является межрегиональным, т.к. покупателями нефтепродуктов в 2008 году являлись как предприятия, расположенные на территории Белгородской области, так и граничащей с Белгородской – Воронежской области. Таким образом, географические границы товарного рынка не совпадают с границами Белгородской области.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Согласно информации, предоставленной по запросам, на изучаемом товарном рынке оптовую и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов в 2008 году на территории Белгородской области осуществляли:

№ п/п

Наименование продавца

Группа лиц продавца

1

ООО «Старооскольская нефтебаза»

независимый

2

ОАО «Осколнефтеснаб»

независимый

3

ОАО «Белгороднефтепродукт»

НК «Роснефть»

4

ООО «Предприятие «Управляющая Компания»

независимый

5

ЗАО «Архипелаг»

независимый

        

6. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Изучив представленную в рамках исследования товарного рынка информацию, можно сделать следующие выводы:

  1. На оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива присутствует хозяйствующий субъект, входящий в группу ВИНК НК «Роснефть» - ОАО «Белгороднефтепродукт».
  2. Суммировав все объемы реализации нефтепродуктов в 2008 году, в т.ч. и мелкий опт, по всем видам нефтепродуктов (в таблицах № 1 и № 2 приведены только те хозяйствующие субъекты, которые приобретали нефтепродукты в объемах равных, либо превышающих 5 % всего объема отпущенных нефтепродуктов в 2008 году), получим:

№ п/п

Наименование продавца

Объем реализации бензина А-76,

т.

Объем реализации бензина АИ-92, т.

Объем реализации бензина АИ-95, т.

Объем реализации бензина АИ-98, т.

Объем реализации ДТ,

т.

Сумма объемов, т.

Доля хозяйствую-щего субъекта в объеме оптовой реализации нефте-продуктов, %

1

ООО «Старооскольская нефтебаза»

1592,00

6723,00

1419,00

-

1246,00

10980,00

3,79

2

ОАО «Осколнефте-

снаб»

5645,00

11925,00

2107,00

-

13123,00

32800,00

11,32

3

ОАО «Белгороднефтепродукт»

30835,00

20425,00

5431,00

-

128715,00

185406,00

63,99

4

ООО «Предприятие «Управляющая Компания»

3252,00

8830,00

1514,00

-

5890,00

19486,00

6,72

5

ЗАО «Архипелаг»

5452,398

15811,714

2901,699

127,375

16808,182

41101,368

14,18

 

Итого:

46776,398

63714,714

13372,699

127,375

165782,182

289773,368

100

Таким образом, ОАО «Белгороднефтепродукт» в 2008 году имел наибольшую долю в объеме оптовой реализации нефтепродуктов среди других хозяйствующих субъектов - 63,99 %. Также необходимо отметить, что ОАО «Белгороднефтепродукт», входящее в группу ВИНК НК «Роснефть» имеет на территории Белгородской области самую разветвленную сеть АЗК/АЗС – 49 в 20 из 22 муниципальных образованиях Белгородской области.

  1.  На товарном рынке осуществляет свою деятельность перепродавец – ЗАО «Архипелаг», которое осуществляет оптовые покупки нефтепродуктов (продавец – ОАО «Белгороднефтепродукт»), а также осуществляет оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов.
  2. Признаков раздела крупнейшими ВИНК регионального рынка по территориальному признаку в ходе проведения анализа выявлено не было, т.к. из всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов, в группу ВИНК входит только один, имеющий, как указано выше, собственную сеть АЗК/АЗС практически по всей территории области.

5. Выявить ценового лидера среди всех продавцов на изучаемом товарном рынке в 2008 году не представляется возможным, т.к. в 2008 году в рамках мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты изучались средневзвешенные оптовые цены двух хозяйствующих субъектов: ОАО «Белгороднефтепродукт» и ООО «Старооскольская нефтебаза», причем по информации хозяйствующих субъектов, реализацию всех видов нефтепродуктов (автобензины и дизельное топливо) в течение всего 2008 года осуществляло только ОАО «Белгороднефтепродукт».

№ п/п

Наименование продавца

Бензин А-76

Бензин АИ-92

Бензин АИ-95

ДТ

Цена на начало 2008 г. за тонну

Цена на конец 2008 г.

за тонну

Цена на начало 2008 г.

за тонну

Цена на конец 2008 г.

за тонну

Цена на начало 2008 г.

за тонну

Цена на конец 2008 г.

за тонну

Цена на начало 2008 г.

за тонну

Цена на конец 2008 г.

за тонну

1

ООО «Старооскольская нефтебаза»

22400

 

-

-

-

-

22100

26500

2

ОАО «Белгороднефте-продукт»

18801

22000

22800

24800

25001

30100

19000

21400

6. Касаемо стратегии развития крупных и доминирующих субъектов, необходимо отметить, что в данном аспекте ведущие места занимают такие инструменты как ценовая политика предприятия, т.е. концепция стратегии предприятия по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса, а также активное расширение сети АЗК/АЗС. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее активно и стабильно в данном направлении развивается ОАО «Белгороднефтепродукт».

 

 

Начальника отдела                                                                                    А.В. Уварова

 

Государственный инспектор отдела                                                           Е.Н. Ходунова