О порядке предоставления государственных или муниципальных преференций

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) введено понятия государственная или муниципальная преференция.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот;

Законом установлено, в каких формах могут такие преференции предоставляться:

путем передачи имущества или иных объектов гражданских прав, перечень которых включает: вещи (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и т.д.), деньги и ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага;

путем предоставления имущественных льгот (кроме налоговых правоотношений).

Это всего несколько путей, с помощью которых может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция и ее нужно отличать от понятия государственной поддержки как мер общего характера, направленных на неопределенный круг лиц, а не на конкретное лицо.

В чем отличие между государственной преференцией и мерами государственной поддержки?

Бюджетный кодекс, равно как и другие акты федерального уровня, использует понятие "меры государственной поддержки". Согласно этим актам, под мерой государственной поддержки понимаются общие меры, которые предоставляют определенные льготы достаточно широкому кругу лиц, например, государство оказывает такие меры поддержки, как налоговое ослабление, выделение средств для предприятий сельскохозяйственной отрасли.

Государственная или муниципальная преференция - это помощь, которая предоставляется конкретному лицу.

Регулированию института государственной или муниципальной преференции посвящена 5 глава Закона о защите конкуренции, которая называется "Предоставление государственной или муниципальной помощи".

   В части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

Необходимо отметить, что данный перечень является социально важным. Государственные или муниципальные преференции для отдельных лиц могут предоставляться только на эти цели. Для всех иных целей есть общий запрет и государственная или муниципальная помощь запрещена.

   Законом установлено, что государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

            Предоставление государственной или муниципальной преференции осуществляется в следующем порядке:

1. Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом (Приложение № 1), и прилагают к нему необходимые документы.

Документы представляются на бумажном и электронном носителе. Документы, представленные на бумажном носителе, должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, имеющего (имеющей) намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию или уполномоченного им лица. К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов.

Форма предоставления перечня лиц, входящих в одну группу утверждена приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы перечня лиц, входящих в одну группу лиц»

2. Антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов. В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения.

   3. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:

1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;

3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции;

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.

В случае, если акты о предоставлении государственной или муниципальной преференции не были предварительно представлены в антимонопольный орган, антимонопольный орган обращается в суд с иском о признании этих актов недействительными; применяет меры административной ответственности, предусмотренные статьёй 14.9 Кодекса об административных правонарушениях (штраф на должностных лиц до 30 тысяч рублей, за повторное нарушение – до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет).

После решения суда антимонопольный орган выдает органу власти предписание о принятии мер по возврату имущества. При невыполнении предписания - применяет меры административной ответственности, предусмотренные статьей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях (штраф на должностных лиц до 20 тысяч либо дисквалификация на срок до 3 лет).

             В 2008 году в результате комплексных проверок деятельности органов местного самоуправления Белгородским УФАС России были выявлены 4 факта нарушения порядка предоставления муниципальных преференций. Администрациям муниципальных районов Белгородской области были выданы предписания об устранении нарушений, которые исполнены в срок.

В Белгородское УФАС России поступило 1 заявление о нарушении порядка предоставления муниципальной преференции, по которому было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, впоследствии прекращенное в связи с добровольным устранением нарушения и его последствий лицом его совершившим.

            В 2009 году при проведении проверок деятельности органов местного самоуправления Белгородским УФАС было выявлено 3 факта  нарушения порядка предоставления муниципальных преференций.

Администрациям муниципальных районов Белгородской области были выданы предписания об устранении нарушений, которые исполнены в срок.

Глава администрации муниципального района Белгородской области был привлечен к административной ответственности.

 

Приложение N 1

 

                ЗАЯВЛЕНИЕ О ДАЧЕ СОГЛАСИЯ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

               ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ

 

Бланк федерального органа исполнительной власти,                                                            Руководителю

органа государственной власти субъекта                                                                       антимонопольного органа

Российской Федерации, органа местного

самоуправления или иного осуществляющего

функции указанных органов органа

или организации

 

_______________________________________________________________________

 (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти

_______________________________________________________________________

       субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления

_______________________________________________________________________

 или иной осуществляющий функции указанных органов орган или организация)

 

в   соответствии   со статьями 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006

N 135 "О защите конкуренции" просит дать согласие на предоставление

_______________________________________________________________________

                  (наименование хозяйствующего субъекта)

государственной или муниципальной преференции в целях _______________ путем

передачи __________________________________________________________________

               (размер государственной или муниципальной преференции)

 

Приложение:

(Перечень документов   в   соответствии   с частью 1 статьи 20 Закона

о конкуренции)

 

 

Подпись должностного лица

федерального органа исполнительной власти,

органа государственной власти субъекта

Российской Федерации, органа местного

самоуправления или иного осуществляющего

функции указанных органов органа или организации ___________________ М.П.