Является ли предоставление хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных гарантий нарушением антимонопольного законодательства?

Сфера деятельности: Контроль органов власти

ФАС России своим письмом № ИА/9666 от 21.03.11 года по обращению Белгородского УФАС разъяснила свою позицию о том, является ли предоставление хозяйствующим субъектам муниципальных гарантий нарушением антимонопольного законодательства.


Государственная или муниципальная гарантия – это вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. (статья 6 «Бюджетный кодекс Российской Федерации»)


Муниципальная гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом (заемщиком) его обязательства перед бенефициаром (кредитной организацией), возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Муниципальные гарантии предоставляются в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решений представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии.


В муниципальной гарантии должны быть указаны, в том числе, объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии, наименование принципала (части 1, 5 статьи 115, часть 1 статьи 115.2, часть 2 статьи 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).


Таким образом, предоставление от имени муниципального образования муниципальных гарантий хозяйствующим субъектам возможно в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


Предусмотренное пунктом 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предоставление государственных или муниципальных преференций подразумевает предоставление хозяйствующим субъектам преимуществ путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. Понятие объектов гражданских прав, в том числе, вещей (имущества), имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, не материальных благ определены, в частности, статьями 128, 130, 150, 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не включают в себя государственные и муниципальные гарантии. При этом предоставление хозяйствующим субъектам преимуществ возможно исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.


Предоставление муниципальных гарантий хозяйствующим субъектам от имени муниципального образования по своей экономической природе может обеспечивать отдельным хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, однако, в настоящее время в рамках антимонопольного законодательства не может быть отнесено к государственным или муниципальным преференциям.


Факты предоставления муниципальных гарантий хозяйствующим субъектам, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, могут быть рассмотрены на предмет соответствия части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.