• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Мониторинг цен на нефтепродукты 3 квартал

Мониторинг цен на нефтепродукты

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступают обращения по поводу увеличения цен на автомобильный бензин в Белгородской области. По итогам рассмотрения обращений сообщаем следующее.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на автомобильные бензины. Цены на автомобильные бензины формируются в условиях рыночного ценообразования и имеют тесную связь с конъюнктурой рынка.

В рамках антимонопольного регулирования Федеральным Законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), которым в своей деятельности руководствуется  антимонопольный орган, установлены запреты на групповое ценообразование (путем соглашения или согласованных действий), а также на установление монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением. В случае выявления названых фактов ФАС России или ее территориальный орган могут вмешиваться в процессы ценообразования на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. В остальных случаях антимонопольный орган не может давать оценку принятому хозяйствующим субъектом  решению об увеличении цены, так как формирование цены осуществляется им в рамках свободного ценообразования.

По итогам анализа розничных рынков автомобильных бензинов в географических границах Белгородской области установлено, что на региональном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение (в том числе вертикально интегрированные компании) на рынке реализации той или иной марки автобензина за исключением бензина А-76 (АИ-80) - по данной марке автомобильного бензина доля реализации, приходящаяся на объём реализации ООО «Даль» (независимый) превышает пятьдесят процентов[*], а также бензина АИ-98 - по данной марке автомобильного бензина доля реализации, приходящаяся на ООО «ЛУКОЙЛ-Черноземьенефтепродукт» (ВИНК ПАО «ЛУКОЙЛ») превышает пятьдесят процентов от общего объёма реализации, осуществляемого всеми участниками рынка региона (далее по тексту хозяйствующие субъекты-доминанты).

В конце третьего квартала 2018 года в разных сегментах рынка практически у всех продавцов, занятых в реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Белгородской области, наблюдалось практически единовременное увеличение цен, достигавшее в среднем  6 – 12 %.

В связи с тем, что параллельные (групповые) действия по увеличению  цен и (или) установление цен со стороны хозяйствующих субъектов-доминантов могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом были проверены действия крупных продавцов (с долей реализации на рынке более  8 %) автомобильных бензинов на розничном рынке реализации в географических границах Белгородской области  на наличие в таких действиях признаков нарушения части 1 статьи  10, статей 11 и  11.1 Закона «О защите конкуренции».

В рамках проводимых мероприятий признаков нарушения антимонопольного законодательства не выявлено. По сведениям, представленным Белгородскому УФАС России, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию автомобильных бензинов на территории Белгородской области, связанные с увеличением цен, обусловлены ростом закупочных цен на нефтепродукты.

В целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства на региональном рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива, Белгородское УФАС России по поручению ФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо. В настоящее время на рынках розничной реализации моторного топлива в географических границах Белгородской области отмечается стабилизации цен.

 

 

[*] В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено иное.