О формировании стоимости авиабилета

Порядок формирования и применения тарифов в сфере гражданской авиации определяют Воздушный кодекс Российской Федерации, Общие правила воздушных перевозок, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утверждены приказом Минтранса России от 28 июня 2007 №82), Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Минтранса России от 25.09.2008 №155).

В стоимость перевозки включаются пассажирский (багажный) тариф и сборы. Нормативно установлены расходы, включаемые в пассажирский (багажный) тариф, а также закрытый перечень сборов.

Тариф – фиксированная сумма, получаемая авиакомпанией непосредственно за услугу перевозки. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами.

В пассажирский тариф могут не включаться: расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа; стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (топливный сбор); плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования); сумма, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (сборы иностранных государств); аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса; дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок. В этом случае сборы оговариваются при бронировании билета и включаются в общую стоимость.

Таким образом, стоимость перевозки может быть указана единой суммой, куда уже включены сборы, либо структурирована по составляющим цены авиабилета.

Вместе с тем сообщаем, что, в соответствии с положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России не наделен полномочиями по наложению на хозяйствующий субъект обязательств по выполнению имущественных требований потребителя. Данными полномочиями, согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, наделены исключительно органы судебной власти.