Дело № 178-13-АЗ решение в отношении СНТ "Бродок"

Номер дела: 178-13-АЗ
Дата публикации: 17 июня 2013, 12:17
ЗАЯВИТЕЛЬ:
Физическое лицо <...>
 
 
ОТВЕТЧИК:
СНТ «Бродок»
308036, г. Белгород,
ул. Есенина, д. 24, кв.54 
 
 
Дело № 178-13-АЗ
 
 
   
 
 Р Е Ш Е Н И Е 
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2013 
В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2013                                   г. Белгород  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
при участии в рассмотрении 
от заявителя: не явилась (уведомлена надлежащим образом);  
от ответчика: <...> (председатель СНТ «Бродок»), <...> (по доверенности от 16.01.2013); 
рассмотрев дело № 178-13-АЗ, возбужденное 25.04.2013 по признакам нарушения  СНТ «Бродок» (308036, г. Белгород, ул. Есенина, д. 24, кв. 54)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»),
 
У С Т А Н О В И Л А:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России) поступило заявление от физического лица <...> на действия СНТ «Бродок» (далее - общество). По мнению заявителя, СНТ «Бродок» в нарушение действующего законодательства уклоняется от предоставления ему акта разграничения балансовой принадлежности сетей, который необходим ему для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Белгородская сбытовая компания».
В ходе рассмотрения заявления установлено, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в районе урочище «Проточное», садовое товарищество «Бродок» Белгород. СМУС треста «Белгородстальконструкция», массив №1, участок № 144 (свидетельство о государственной регистрации 31-АБ 282832). На территории названного земельного участка находится энергопринимающие устройство заявителя имеющее технологическое присоединение к электрическим сетам СНТ «Бродок».
21 февраля 2013 года заявитель письменно обратился в адрес СНТ «Бродок»  с просьбой выдать акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей между СНТ «Бродок» и <...> Письмо было получено председателем СНТ «Бродок» <...> 27 февраля 2013 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление. На указанный запрос СНТ «Бродок» не представила заявителю запрашиваемые документы, при этом отказ от предоставления документов обществом не мотивировался.
По признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» Белгородским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 178-13-АЗ в отношении СНТ «Бродок».
На заседании Комиссии, которое состоялось 04.06.2013 г. <...> в краткой форме изложил проблему с которой . 
В ходе заседания представители СНТ «Бродок» сообщили, что заявленные требования считают необоснованными, полагают, что СНТ «Бродок» не может составить и выдать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей. 
СНТ «Бродок» (НИИ 3123286860, ОГРН 1113123013992, 308036, город Белгород, ул. Есенина, д. 24, кв. 54) зарегистрировано 07 сентября 2011  года.
Согласно статье 1.1 Устава СНТ «Бродок», товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан – владельцев садовых земельных участков.
Согласно статье 1.2 Устава СНТ «Бродок», место нахождения товарищества: Белгородская область, Белгородский район, СТ «Бродок» в границах АО «Память Ленина».
Согласно статье 1.4. Устава СНТ «Бродок», товарищество является правопреемником садового товарищества «Бродок».
СНТ «Бродок», имеет технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» (далее - Белгородэнерго). Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Белгородэнерго и СНТ «Бродок» установлена в РУНН-0,4 кВ КТП-305 ПС «Никольская», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности № 00337 от 28.06.2010.  12 июля 2006 года между СТ «Бродок» и  ОАО «Белгородская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 3210142.  Являясь правопреемником СТ «Бродок» с 2011 года,  СНТ «Бродок», подписало дополнительным соглашением к договору энергоснабжения № 3210142, которым внесены изменения в части перемены стороны по договору (покупателя). Данный договор заключен в целях удовлетворения потребности граждан, ведущих садоводство, огородничество на территории СНТ «Бродок», в электроэнергии.
Указанные факты подтверждают, что СНТ «Бродок» имеет в установленном законом порядке технологическое присоединение к электрическим сетям Белгородэнерго.
Согласно статьи  49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассмотрении комиссией обстоятельствам; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442  «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утвердившим Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее -  «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии») и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств»).
Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; а потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
В силу абзацев 3, 4 пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Аналогичное требование содержится в пункте 6 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств», согласно которому, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Согласно приведённых норм права, ответственность за нарушение правил эксплуатации объектов возложено не только на сетевую организацию, но также на владельцев объектов электрохозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства. 
СНТ «Бродок» является  владельцем объектов электросетевого хозяйства и иного оборудования, к которому в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства <...>.
 Из вышесказанного следует, что между <...> и СНТ «Бродок», фактически сложились отношения по передаче и потреблению электрической энергии, а следовательно, требования Закона «Об электроэнергетике» и «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств» распространяются на вышеуказанных лиц в полном объёме.
Как следует из заявления и имеющих материалов, <...> имеет намерение заключить договор энергоснабжения с ОАО «Белгородская сбытовая компания».
В соответствии с пунктом 34 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и  соответствующий пакет документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора. 
Как следует из  пункта 36 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
В случае имеющегося опосредованного технологического присоединения, подтверждением будет, является акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности с владельцем электрических сетей. 
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, у <...> имеется единственная возможность получать электроэнергию для своего жилого дома, расположенного на земельном участке в границах СНТ «Бродок», только по электрическим сетям общества. Иной действующей схемы передачи электрической энергии для заявителя, кроме как через электросетевое хозяйство СНТ «Бродок», не имеется. 
Законодателем предусмотрена ситуация и порядок при котором заключение договора (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергоснабжения не ставится в зависимость от отсутствия документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (не предоставление документов). 
В этой связи, принимая во внимание, положение пункта 30 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» в соответствии с которым - если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Подпунктом «д» пункта 7 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств» предусмотрено составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, интерпретация основных понятий вышеуказанных правил под актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон понимаются документы, определяющие границы балансовой принадлежности и соответственно границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, отсутствие которых является затруднительным  в части надлежащего содержание сетей, и разделение ответственности между «цепочкой»  участников  рынка электроэнергетики.
 Обобщая сказанное, в данном случае со стороны СНТ «Бродок» по отношению к <...> осуществлялись запрещенные законом действия (бездействия), связанные с невыполнением норм действующего законодательства об электроэнергетике (части 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике»). 
Согласно пункту 9 статьи 25 Закона «Об электроэнергетике», пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
При этом нахождение субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не является определяющим признаком субъекта естественных монополий и не является обязательным условием для признания субъекта доминирующим на рынке соответствующего товара (услуги).
При этом, статьей 3 Закона «Об электроэнергетике», под услугой по передаче электрической энергии подразумевается комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технологические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»  товарный рынок в части услуг по передачи электроэнергии отнесен к состоянию естественной монополии. Таким образом, СНТ «Бродок» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии (по обеспечению перетопка) в границах расположения электрических сетей общества.
Согласно пункта 10 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» монополистической деятельностью, признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации, статьей 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Объективной стороной правового состава, указанного в данной статье охватывается сама возможность, (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
В соответствии с выше изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия СНТ «Бродок» связаны с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике при уклонении от удовлетворения требований <...>, и приводят к нарушению формальных требований, предусмотренных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым для хозяйствующих субъектов установлены запреты на злоупотребление доминирующим положением.
Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
 
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать  СНТ «Бродок» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части уклонения от выдачи физическому лицу <...> акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей, в связи с тем, что такие действия прямо запрещены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
2. Выдать СНТ «Бродок» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, последнему, указать на необходимость составить и направить в адрес гражданки <...> акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
Члены комиссии:
<...>
 
<...>
 
<...>
 
<...>
 
stdClass Object ( [vid] => 9213 [uid] => 5 [title] => Дело № 178-13-АЗ решение в отношении СНТ "Бродок" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9213 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371630233 [changed] => 1371630990 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371630990 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
ЗАЯВИТЕЛЬ:
Физическое лицо <...>
 
 
ОТВЕТЧИК:
СНТ «Бродок»
308036, г. Белгород,
ул. Есенина, д. 24, кв.54 
 
 
Дело № 178-13-АЗ
 
 
   
 
 Р Е Ш Е Н И Е 
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2013 
В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2013                                   г. Белгород  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
при участии в рассмотрении 
от заявителя: не явилась (уведомлена надлежащим образом);  
от ответчика: <...> (председатель СНТ «Бродок»), <...> (по доверенности от 16.01.2013); 
рассмотрев дело № 178-13-АЗ, возбужденное 25.04.2013 по признакам нарушения  СНТ «Бродок» (308036, г. Белгород, ул. Есенина, д. 24, кв. 54)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»),
 
У С Т А Н О В И Л А:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России) поступило заявление от физического лица <...> на действия СНТ «Бродок» (далее - общество). По мнению заявителя, СНТ «Бродок» в нарушение действующего законодательства уклоняется от предоставления ему акта разграничения балансовой принадлежности сетей, который необходим ему для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Белгородская сбытовая компания».
В ходе рассмотрения заявления установлено, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в районе урочище «Проточное», садовое товарищество «Бродок» Белгород. СМУС треста «Белгородстальконструкция», массив №1, участок № 144 (свидетельство о государственной регистрации 31-АБ 282832). На территории названного земельного участка находится энергопринимающие устройство заявителя имеющее технологическое присоединение к электрическим сетам СНТ «Бродок».
21 февраля 2013 года заявитель письменно обратился в адрес СНТ «Бродок»  с просьбой выдать акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей между СНТ «Бродок» и <...> Письмо было получено председателем СНТ «Бродок» <...> 27 февраля 2013 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление. На указанный запрос СНТ «Бродок» не представила заявителю запрашиваемые документы, при этом отказ от предоставления документов обществом не мотивировался.
По признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» Белгородским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 178-13-АЗ в отношении СНТ «Бродок».
На заседании Комиссии, которое состоялось 04.06.2013 г. <...> в краткой форме изложил проблему с которой . 
В ходе заседания представители СНТ «Бродок» сообщили, что заявленные требования считают необоснованными, полагают, что СНТ «Бродок» не может составить и выдать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей. 
СНТ «Бродок» (НИИ 3123286860, ОГРН 1113123013992, 308036, город Белгород, ул. Есенина, д. 24, кв. 54) зарегистрировано 07 сентября 2011  года.
Согласно статье 1.1 Устава СНТ «Бродок», товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан – владельцев садовых земельных участков.
Согласно статье 1.2 Устава СНТ «Бродок», место нахождения товарищества: Белгородская область, Белгородский район, СТ «Бродок» в границах АО «Память Ленина».
Согласно статье 1.4. Устава СНТ «Бродок», товарищество является правопреемником садового товарищества «Бродок».
СНТ «Бродок», имеет технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» (далее - Белгородэнерго). Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Белгородэнерго и СНТ «Бродок» установлена в РУНН-0,4 кВ КТП-305 ПС «Никольская», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности № 00337 от 28.06.2010.  12 июля 2006 года между СТ «Бродок» и  ОАО «Белгородская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 3210142.  Являясь правопреемником СТ «Бродок» с 2011 года,  СНТ «Бродок», подписало дополнительным соглашением к договору энергоснабжения № 3210142, которым внесены изменения в части перемены стороны по договору (покупателя). Данный договор заключен в целях удовлетворения потребности граждан, ведущих садоводство, огородничество на территории СНТ «Бродок», в электроэнергии.
Указанные факты подтверждают, что СНТ «Бродок» имеет в установленном законом порядке технологическое присоединение к электрическим сетям Белгородэнерго.
Согласно статьи  49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассмотрении комиссией обстоятельствам; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442  «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утвердившим Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее -  «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии») и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств»).
Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; а потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
В силу абзацев 3, 4 пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Аналогичное требование содержится в пункте 6 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств», согласно которому, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Согласно приведённых норм права, ответственность за нарушение правил эксплуатации объектов возложено не только на сетевую организацию, но также на владельцев объектов электрохозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства. 
СНТ «Бродок» является  владельцем объектов электросетевого хозяйства и иного оборудования, к которому в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства <...>.
 Из вышесказанного следует, что между <...> и СНТ «Бродок», фактически сложились отношения по передаче и потреблению электрической энергии, а следовательно, требования Закона «Об электроэнергетике» и «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств» распространяются на вышеуказанных лиц в полном объёме.
Как следует из заявления и имеющих материалов, <...> имеет намерение заключить договор энергоснабжения с ОАО «Белгородская сбытовая компания».
В соответствии с пунктом 34 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и  соответствующий пакет документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора. 
Как следует из  пункта 36 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
В случае имеющегося опосредованного технологического присоединения, подтверждением будет, является акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности с владельцем электрических сетей. 
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, у <...> имеется единственная возможность получать электроэнергию для своего жилого дома, расположенного на земельном участке в границах СНТ «Бродок», только по электрическим сетям общества. Иной действующей схемы передачи электрической энергии для заявителя, кроме как через электросетевое хозяйство СНТ «Бродок», не имеется. 
Законодателем предусмотрена ситуация и порядок при котором заключение договора (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергоснабжения не ставится в зависимость от отсутствия документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (не предоставление документов). 
В этой связи, принимая во внимание, положение пункта 30 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» в соответствии с которым - если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Подпунктом «д» пункта 7 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств» предусмотрено составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, интерпретация основных понятий вышеуказанных правил под актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон понимаются документы, определяющие границы балансовой принадлежности и соответственно границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, отсутствие которых является затруднительным  в части надлежащего содержание сетей, и разделение ответственности между «цепочкой»  участников  рынка электроэнергетики.
 Обобщая сказанное, в данном случае со стороны СНТ «Бродок» по отношению к <...> осуществлялись запрещенные законом действия (бездействия), связанные с невыполнением норм действующего законодательства об электроэнергетике (части 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике»). 
Согласно пункту 9 статьи 25 Закона «Об электроэнергетике», пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
При этом нахождение субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не является определяющим признаком субъекта естественных монополий и не является обязательным условием для признания субъекта доминирующим на рынке соответствующего товара (услуги).
При этом, статьей 3 Закона «Об электроэнергетике», под услугой по передаче электрической энергии подразумевается комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технологические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»  товарный рынок в части услуг по передачи электроэнергии отнесен к состоянию естественной монополии. Таким образом, СНТ «Бродок» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии (по обеспечению перетопка) в границах расположения электрических сетей общества.
Согласно пункта 10 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» монополистической деятельностью, признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации, статьей 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Объективной стороной правового состава, указанного в данной статье охватывается сама возможность, (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
В соответствии с выше изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия СНТ «Бродок» связаны с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике при уклонении от удовлетворения требований <...>, и приводят к нарушению формальных требований, предусмотренных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым для хозяйствующих субъектов установлены запреты на злоупотребление доминирующим положением.
Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
 
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать  СНТ «Бродок» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части уклонения от выдачи физическому лицу <...> акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей, в связи с тем, что такие действия прямо запрещены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
2. Выдать СНТ «Бродок» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, последнему, указать на необходимость составить и направить в адрес гражданки <...> акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
Члены комиссии:
<...>
 
<...>
 
<...>
 
<...>
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
ЗАЯВИТЕЛЬ:
Физическое лицо <...>
 
 
ОТВЕТЧИК:
СНТ «Бродок»
308036, г. Белгород,
ул. Есенина, д. 24, кв.54 
 
 
Дело № 178-13-АЗ
 
 
   
 
 Р Е Ш Е Н И Е 
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2013 
В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2013                                   г. Белгород  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
при участии в рассмотрении 
от заявителя: не явилась (уведомлена надлежащим образом);  
от ответчика: <...> (председатель СНТ «Бродок»), <...> (по доверенности от 16.01.2013); 
рассмотрев дело № 178-13-АЗ, возбужденное 25.04.2013 по признакам нарушения  СНТ «Бродок» (308036, г. Белгород, ул. Есенина, д. 24, кв. 54)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»),
 
У С Т А Н О В И Л А:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России) поступило заявление от физического лица <...> на действия СНТ «Бродок» (далее - общество). По мнению заявителя, СНТ «Бродок» в нарушение действующего законодательства уклоняется от предоставления ему акта разграничения балансовой принадлежности сетей, который необходим ему для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Белгородская сбытовая компания».
В ходе рассмотрения заявления установлено, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в районе урочище «Проточное», садовое товарищество «Бродок» Белгород. СМУС треста «Белгородстальконструкция», массив №1, участок № 144 (свидетельство о государственной регистрации 31-АБ 282832). На территории названного земельного участка находится энергопринимающие устройство заявителя имеющее технологическое присоединение к электрическим сетам СНТ «Бродок».
21 февраля 2013 года заявитель письменно обратился в адрес СНТ «Бродок»  с просьбой выдать акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей между СНТ «Бродок» и <...> Письмо было получено председателем СНТ «Бродок» <...> 27 февраля 2013 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление. На указанный запрос СНТ «Бродок» не представила заявителю запрашиваемые документы, при этом отказ от предоставления документов обществом не мотивировался.
По признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» Белгородским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 178-13-АЗ в отношении СНТ «Бродок».
На заседании Комиссии, которое состоялось 04.06.2013 г. <...> в краткой форме изложил проблему с которой . 
В ходе заседания представители СНТ «Бродок» сообщили, что заявленные требования считают необоснованными, полагают, что СНТ «Бродок» не может составить и выдать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей. 
СНТ «Бродок» (НИИ 3123286860, ОГРН 1113123013992, 308036, город Белгород, ул. Есенина, д. 24, кв. 54) зарегистрировано 07 сентября 2011  года.
Согласно статье 1.1 Устава СНТ «Бродок», товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан – владельцев садовых земельных участков.
Согласно статье 1.2 Устава СНТ «Бродок», место нахождения товарищества: Белгородская область, Белгородский район, СТ «Бродок» в границах АО «Память Ленина».
Согласно статье 1.4. Устава СНТ «Бродок», товарищество является правопреемником садового товарищества «Бродок».
СНТ «Бродок», имеет технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» (далее - Белгородэнерго). Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Белгородэнерго и СНТ «Бродок» установлена в РУНН-0,4 кВ КТП-305 ПС «Никольская», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности № 00337 от 28.06.2010.  12 июля 2006 года между СТ «Бродок» и  ОАО «Белгородская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 3210142.  Являясь правопреемником СТ «Бродок» с 2011 года,  СНТ «Бродок», подписало дополнительным соглашением к договору энергоснабжения № 3210142, которым внесены изменения в части перемены стороны по договору (покупателя). Данный договор заключен в целях удовлетворения потребности граждан, ведущих садоводство, огородничество на территории СНТ «Бродок», в электроэнергии.
Указанные факты подтверждают, что СНТ «Бродок» имеет в установленном законом порядке технологическое присоединение к электрическим сетям Белгородэнерго.
Согласно статьи  49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассмотрении комиссией обстоятельствам; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442  «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утвердившим Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее -  «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии») и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств»).
Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; а потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
В силу абзацев 3, 4 пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Аналогичное требование содержится в пункте 6 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств», согласно которому, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Согласно приведённых норм права, ответственность за нарушение правил эксплуатации объектов возложено не только на сетевую организацию, но также на владельцев объектов электрохозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства. 
СНТ «Бродок» является  владельцем объектов электросетевого хозяйства и иного оборудования, к которому в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства <...>.
 Из вышесказанного следует, что между <...> и СНТ «Бродок», фактически сложились отношения по передаче и потреблению электрической энергии, а следовательно, требования Закона «Об электроэнергетике» и «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств» распространяются на вышеуказанных лиц в полном объёме.
Как следует из заявления и имеющих материалов, <...> имеет намерение заключить договор энергоснабжения с ОАО «Белгородская сбытовая компания».
В соответствии с пунктом 34 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и  соответствующий пакет документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора. 
Как следует из  пункта 36 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
В случае имеющегося опосредованного технологического присоединения, подтверждением будет, является акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности с владельцем электрических сетей. 
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, у <...> имеется единственная возможность получать электроэнергию для своего жилого дома, расположенного на земельном участке в границах СНТ «Бродок», только по электрическим сетям общества. Иной действующей схемы передачи электрической энергии для заявителя, кроме как через электросетевое хозяйство СНТ «Бродок», не имеется. 
Законодателем предусмотрена ситуация и порядок при котором заключение договора (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергоснабжения не ставится в зависимость от отсутствия документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (не предоставление документов). 
В этой связи, принимая во внимание, положение пункта 30 «Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии» в соответствии с которым - если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Подпунктом «д» пункта 7 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств» предусмотрено составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, интерпретация основных понятий вышеуказанных правил под актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон понимаются документы, определяющие границы балансовой принадлежности и соответственно границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, отсутствие которых является затруднительным  в части надлежащего содержание сетей, и разделение ответственности между «цепочкой»  участников  рынка электроэнергетики.
 Обобщая сказанное, в данном случае со стороны СНТ «Бродок» по отношению к <...> осуществлялись запрещенные законом действия (бездействия), связанные с невыполнением норм действующего законодательства об электроэнергетике (части 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике»). 
Согласно пункту 9 статьи 25 Закона «Об электроэнергетике», пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
При этом нахождение субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не является определяющим признаком субъекта естественных монополий и не является обязательным условием для признания субъекта доминирующим на рынке соответствующего товара (услуги).
При этом, статьей 3 Закона «Об электроэнергетике», под услугой по передаче электрической энергии подразумевается комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технологические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»  товарный рынок в части услуг по передачи электроэнергии отнесен к состоянию естественной монополии. Таким образом, СНТ «Бродок» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии (по обеспечению перетопка) в границах расположения электрических сетей общества.
Согласно пункта 10 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» монополистической деятельностью, признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации, статьей 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Объективной стороной правового состава, указанного в данной статье охватывается сама возможность, (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
В соответствии с выше изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия СНТ «Бродок» связаны с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике при уклонении от удовлетворения требований <...>, и приводят к нарушению формальных требований, предусмотренных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым для хозяйствующих субъектов установлены запреты на злоупотребление доминирующим положением.
Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
 
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать  СНТ «Бродок» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части уклонения от выдачи физическому лицу <...> акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей, в связи с тем, что такие действия прямо запрещены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
2. Выдать СНТ «Бродок» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, последнему, указать на необходимость составить и направить в адрес гражданки <...> акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
Члены комиссии:
<...>
 
<...>
 
<...>
 
<...>
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 178-13-АЗ [format] => [safe_value] => 178-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-17 08:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-04 08:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371630233 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )