Дело № 084-13-АЗ решение в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт»

Номер дела: 084-13-АЗ
Дата публикации: 11 июня 2013, 15:02
ЗАЯВИТЕЛЬ
Физическое лицо <...>
 
ОТВЕТЧИК
ОАО «Белгородская сбытовая компания»
308009, г. Белгород,
ул. Николая Чумичова, д. 37
 
 
 
 
Дело № 084-13-АЗ
 
 
    Р Е Ш Е Н И Е 
   (извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2013 
В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2013                                     г. Белгород  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при участии в рассмотрении:от заявителя: <...> (по доверенности); от ответчика: <...> (по доверенности);
 
рассмотрев дело № 084-13-АЗ, возбужденное 11.03.2013 года по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания» (308009, г. Белгород, ул. Николая Чумичова, д. 37) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон «О защите конкуренции»),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданина <...> на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания» (далее - ОАО «Белгородэнергосбыт»). По мнению заявителя, ОАО «Белгородэнергосбыт» в нарушение законодательства не заключает с ним договор энергоснабжения в отношении принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, садовое товарищество «Родничок»  Белгородского цементного завода, АО «Красный Октябрь», участок № 46. 
Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 091 от 03.04.2013 года в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 084-13-АЗ.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 084-13-АЗ, состоявшегося 03.04.2013г., присутствующий представитель заявителя на доводах своего доверителя, изложенных в заявлении, настаивал. Пояснил, что им не усматривается причин для затягивания сроков заключения договора энергоснабжения, к которым прибегает ОАО «Белгородэнергосбыт».
Представитель ОАО «Белгородэнергосбыт» против доводов заявителя возражал. По обстоятельствам дела о нарушении антимонопольного законодательства пояснил следующее. До настоящего времени между ОАО «Белгородэнергосбыт» и СНТ «Родничок» действует договор энергоснабжения от 03.06.2011 № 3211817. По условиям данного договора Гарантирующий поставщик обязался поставлять электрическую энергию до границ балансовой принадлежности электрических сетей, сетевой организации и СНТ «Родничок», а потребитель обязался оплачивать полученную электрическую энергию. Точка поставки электрической энергии по договору определена в Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, который  является неотъемлемой частью договора, и установлена на КТП – 615 ПС на вводе в СНТ «Родничок». Указанный договор на сегодняшний день исполняется полностью, поставка электрической энергии осуществляется, оплата за потребленную энергию производится со стороны СНТ «Родничок». Сославшись на действующее законодательство и на то, что земельный участок находится на территории СНТ «Родничок», указал, что точка поставки по договору электроснабжения, о заключении которого просит физическое лицо, будет установлена на КТП – 615 ПС, расположенном на вводе в СНТ. При этом  фактически будет два договора энергоснабжения в отношении одной точки поставки, что является недопустимым ввиду действующего законодательства об электроснабжении. Кроме того пояснил, что в ходе подачи заявления физическое лицо не соблюло порядок подачи документов, необходимых для рассмотрения заявки о заключения договора энергоснабжения, а именно документы, подтверждающие технологическое присоединение к электрическим сетям, а также копию документа, удостоверяющего личность заявителя. В ходе своего выступления просил приобщить к материалам дела свою письменную позицию по делу № 084-13-АЗ.
В этой связи Комиссия, посовещавшись на месте, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела № 084-13-АЗ.
В ходе следующего рассмотрения дела, состоявшегося  31.05.2013, представители сторон по делу о нарушении антимонопольного законодательства кратко изложили свою позицию по делу, высказанную в ходе предыдущего заседания. На вопрос Комиссии о представлении <...> недостающих документов в адрес ОАО «Белгородэнергосбыт», представитель заявителя по делу пояснил, что в дополнение к данной заявке направлен не весь перечень документов. Представитель ответчика прояснил, что <...> представлена лишь копия документа, удостоверяющего личность, при этом нерешенным остался вопрос о предоставлении документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям (акт разграничения балансовой принадлежности).
В соответствии со статьей 49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассмотрении комиссией обстоятельствах; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушения в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании.
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту — «Правила розничных рынков электрической энергии»).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 32 «Правил розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого, в установленном порядке, присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем):
1) отсутствие возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств;
2) нахождение энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства  вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В связи с отказом от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.
Согласно пункту 39 «Правил розничных рынков электрической энергии» в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Как следует из пункта 34 «Правил розничных рынков электрической энергии Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, сопутствующий (определенный) пакет документов.
При этом в статье имеются отсылочные указания на определенный порядок, распространяющийся на случаи, указанные в нескольких пунктах документа. 
В пункте 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» для граждан, имеющих намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком,  определен порядок по его заключению.
Так, гражданин - потребитель электрической энергии направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора, в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Как следует из положения части 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Как установлено Комиссией, постановлением Правительства Белгородской области N 204-пп от 29.09.2006 г. ОАО «Белгородская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Точка поставки на розничном рынке, в отношении которой гражданин  <...> намеревается заключить договор энергоснабжения, находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Белгородэнергосбыт».
Таким образом, в связи с вышеизложенным,  действия ОАО «Белгородэнергосбыт» в части не направления в адрес заявителя в тридцатидневный срок со дня получения заявки проекта договора энергоснабжения, а также уклонение от заключения договора энергоснабжения на основании отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям,  а так же иных оснований,  противоречат требованиям пункта 32, 39, 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» и положениям статьи 26 Закона «Об электроэнергетике».
При этом доводы представителя о неправомерности заключения с гражданином договора энергоснабжения, по мнению Комиссии, подлежат отклонению в связи со следующим. 
В пункте 2 «Правил розничных рынков электрической энергии» под «точкой поставки на розничном рынке» понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Таким образом, условие о точке поставки до составления акта разграничения балансовой принадлежности может быть урегулировано законом.
Как следует из основных понятий, данных в пункте  2 «Правил технологического присоединения», «точка присоединения к электрической сети» - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункту 5 данных Правил, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, точка поставки по договору с гражданином <...> будет являться не КТП – 615 ПС,  являющейся точкой поставки для СНТ «Родничок», а именно точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства СНТ «Родничок».
В этой связи также Комиссией не принимается довод ответчика (изложенный в письменной позиции), в соответствии с которым в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, так как в данном случае речь идет не об одном энергопринимающем устройстве. 
В соответствии с пунктом 25(1) «Правил технологического присоединения» точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя. При интерпретации данной нормы Комиссия делает  вывод, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка, ввиду чего доводы ОАО «Белгородэнергосбыт», изложенные в письменной позиции также, подлежат отклонению.
Согласно положениям статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» объектом антимонопольного контроля являются действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих исключительное положение на указанных рынках.
В силу статьи 3 Закона «О защите конкуренции» сферой применения Закона о защите конкуренции являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 №45 ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ИНН 3123110760) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обобщая сказанное, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Белгородэнегосбыт» своими действиями, связанными с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике в части нарушения сроков и порядка заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, ущемило его интересы.  
Комиссия установила, что ОАО «Белгородэнергосбыт» до момента рассмотрения дела № 084-13-АЗ и в его процессе не предприняло никаких действий, связанных с добровольным устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в ходе его рассмотрения не смогло представить доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с вышеизложенным, а также руководствуясь статьями 41,48 Закона «О защите конкуренции» и выявленными обстоятельствами по делу, Комиссия приходит к выводу, что оснований для прекращения рассмотрения дела на момент вынесения решения не имеется.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с тем, что его действия по нарушению срока и порядка заключения договора энергоснабжения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приводят к ущемлению интересов гражданина <...>.;
2. В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства на основании части 2 статьи 23 и статьи 50 Закона «О защите конкуренции» выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
Члены комиссии: <...>
<...>
<...>
 
 
stdClass Object ( [vid] => 9200 [uid] => 5 [title] => Дело № 084-13-АЗ решение в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9200 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371208075 [changed] => 1371208355 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371208355 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
ЗАЯВИТЕЛЬ
Физическое лицо <...>
 
ОТВЕТЧИК
ОАО «Белгородская сбытовая компания»
308009, г. Белгород,
ул. Николая Чумичова, д. 37
 
 
 
 
Дело № 084-13-АЗ
 
 
    Р Е Ш Е Н И Е 
   (извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2013 
В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2013                                     г. Белгород  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при участии в рассмотрении:от заявителя: <...> (по доверенности); от ответчика: <...> (по доверенности);
 
рассмотрев дело № 084-13-АЗ, возбужденное 11.03.2013 года по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания» (308009, г. Белгород, ул. Николая Чумичова, д. 37) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон «О защите конкуренции»),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданина <...> на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания» (далее - ОАО «Белгородэнергосбыт»). По мнению заявителя, ОАО «Белгородэнергосбыт» в нарушение законодательства не заключает с ним договор энергоснабжения в отношении принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, садовое товарищество «Родничок»  Белгородского цементного завода, АО «Красный Октябрь», участок № 46. 
Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 091 от 03.04.2013 года в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 084-13-АЗ.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 084-13-АЗ, состоявшегося 03.04.2013г., присутствующий представитель заявителя на доводах своего доверителя, изложенных в заявлении, настаивал. Пояснил, что им не усматривается причин для затягивания сроков заключения договора энергоснабжения, к которым прибегает ОАО «Белгородэнергосбыт».
Представитель ОАО «Белгородэнергосбыт» против доводов заявителя возражал. По обстоятельствам дела о нарушении антимонопольного законодательства пояснил следующее. До настоящего времени между ОАО «Белгородэнергосбыт» и СНТ «Родничок» действует договор энергоснабжения от 03.06.2011 № 3211817. По условиям данного договора Гарантирующий поставщик обязался поставлять электрическую энергию до границ балансовой принадлежности электрических сетей, сетевой организации и СНТ «Родничок», а потребитель обязался оплачивать полученную электрическую энергию. Точка поставки электрической энергии по договору определена в Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, который  является неотъемлемой частью договора, и установлена на КТП – 615 ПС на вводе в СНТ «Родничок». Указанный договор на сегодняшний день исполняется полностью, поставка электрической энергии осуществляется, оплата за потребленную энергию производится со стороны СНТ «Родничок». Сославшись на действующее законодательство и на то, что земельный участок находится на территории СНТ «Родничок», указал, что точка поставки по договору электроснабжения, о заключении которого просит физическое лицо, будет установлена на КТП – 615 ПС, расположенном на вводе в СНТ. При этом  фактически будет два договора энергоснабжения в отношении одной точки поставки, что является недопустимым ввиду действующего законодательства об электроснабжении. Кроме того пояснил, что в ходе подачи заявления физическое лицо не соблюло порядок подачи документов, необходимых для рассмотрения заявки о заключения договора энергоснабжения, а именно документы, подтверждающие технологическое присоединение к электрическим сетям, а также копию документа, удостоверяющего личность заявителя. В ходе своего выступления просил приобщить к материалам дела свою письменную позицию по делу № 084-13-АЗ.
В этой связи Комиссия, посовещавшись на месте, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела № 084-13-АЗ.
В ходе следующего рассмотрения дела, состоявшегося  31.05.2013, представители сторон по делу о нарушении антимонопольного законодательства кратко изложили свою позицию по делу, высказанную в ходе предыдущего заседания. На вопрос Комиссии о представлении <...> недостающих документов в адрес ОАО «Белгородэнергосбыт», представитель заявителя по делу пояснил, что в дополнение к данной заявке направлен не весь перечень документов. Представитель ответчика прояснил, что <...> представлена лишь копия документа, удостоверяющего личность, при этом нерешенным остался вопрос о предоставлении документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям (акт разграничения балансовой принадлежности).
В соответствии со статьей 49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассмотрении комиссией обстоятельствах; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушения в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании.
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту — «Правила розничных рынков электрической энергии»).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 32 «Правил розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого, в установленном порядке, присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем):
1) отсутствие возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств;
2) нахождение энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства  вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В связи с отказом от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.
Согласно пункту 39 «Правил розничных рынков электрической энергии» в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Как следует из пункта 34 «Правил розничных рынков электрической энергии Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, сопутствующий (определенный) пакет документов.
При этом в статье имеются отсылочные указания на определенный порядок, распространяющийся на случаи, указанные в нескольких пунктах документа. 
В пункте 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» для граждан, имеющих намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком,  определен порядок по его заключению.
Так, гражданин - потребитель электрической энергии направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора, в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Как следует из положения части 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Как установлено Комиссией, постановлением Правительства Белгородской области N 204-пп от 29.09.2006 г. ОАО «Белгородская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Точка поставки на розничном рынке, в отношении которой гражданин  <...> намеревается заключить договор энергоснабжения, находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Белгородэнергосбыт».
Таким образом, в связи с вышеизложенным,  действия ОАО «Белгородэнергосбыт» в части не направления в адрес заявителя в тридцатидневный срок со дня получения заявки проекта договора энергоснабжения, а также уклонение от заключения договора энергоснабжения на основании отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям,  а так же иных оснований,  противоречат требованиям пункта 32, 39, 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» и положениям статьи 26 Закона «Об электроэнергетике».
При этом доводы представителя о неправомерности заключения с гражданином договора энергоснабжения, по мнению Комиссии, подлежат отклонению в связи со следующим. 
В пункте 2 «Правил розничных рынков электрической энергии» под «точкой поставки на розничном рынке» понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Таким образом, условие о точке поставки до составления акта разграничения балансовой принадлежности может быть урегулировано законом.
Как следует из основных понятий, данных в пункте  2 «Правил технологического присоединения», «точка присоединения к электрической сети» - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункту 5 данных Правил, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, точка поставки по договору с гражданином <...> будет являться не КТП – 615 ПС,  являющейся точкой поставки для СНТ «Родничок», а именно точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства СНТ «Родничок».
В этой связи также Комиссией не принимается довод ответчика (изложенный в письменной позиции), в соответствии с которым в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, так как в данном случае речь идет не об одном энергопринимающем устройстве. 
В соответствии с пунктом 25(1) «Правил технологического присоединения» точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя. При интерпретации данной нормы Комиссия делает  вывод, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка, ввиду чего доводы ОАО «Белгородэнергосбыт», изложенные в письменной позиции также, подлежат отклонению.
Согласно положениям статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» объектом антимонопольного контроля являются действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих исключительное положение на указанных рынках.
В силу статьи 3 Закона «О защите конкуренции» сферой применения Закона о защите конкуренции являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 №45 ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ИНН 3123110760) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обобщая сказанное, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Белгородэнегосбыт» своими действиями, связанными с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике в части нарушения сроков и порядка заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, ущемило его интересы.  
Комиссия установила, что ОАО «Белгородэнергосбыт» до момента рассмотрения дела № 084-13-АЗ и в его процессе не предприняло никаких действий, связанных с добровольным устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в ходе его рассмотрения не смогло представить доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с вышеизложенным, а также руководствуясь статьями 41,48 Закона «О защите конкуренции» и выявленными обстоятельствами по делу, Комиссия приходит к выводу, что оснований для прекращения рассмотрения дела на момент вынесения решения не имеется.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с тем, что его действия по нарушению срока и порядка заключения договора энергоснабжения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приводят к ущемлению интересов гражданина <...>.;
2. В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства на основании части 2 статьи 23 и статьи 50 Закона «О защите конкуренции» выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
Члены комиссии: <...>
<...>
<...>
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
ЗАЯВИТЕЛЬ
Физическое лицо <...>
 
ОТВЕТЧИК
ОАО «Белгородская сбытовая компания»
308009, г. Белгород,
ул. Николая Чумичова, д. 37
 
 
 
 
Дело № 084-13-АЗ
 
 
    Р Е Ш Е Н И Е 
   (извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2013 
В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2013                                     г. Белгород  
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при участии в рассмотрении:от заявителя: <...> (по доверенности); от ответчика: <...> (по доверенности);
 
рассмотрев дело № 084-13-АЗ, возбужденное 11.03.2013 года по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания» (308009, г. Белгород, ул. Николая Чумичова, д. 37) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон «О защите конкуренции»),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданина <...> на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания» (далее - ОАО «Белгородэнергосбыт»). По мнению заявителя, ОАО «Белгородэнергосбыт» в нарушение законодательства не заключает с ним договор энергоснабжения в отношении принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, садовое товарищество «Родничок»  Белгородского цементного завода, АО «Красный Октябрь», участок № 46. 
Приказом руководителя Белгородского УФАС России № 091 от 03.04.2013 года в отношении ОАО «Белгородэнергосбыт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 084-13-АЗ.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 084-13-АЗ, состоявшегося 03.04.2013г., присутствующий представитель заявителя на доводах своего доверителя, изложенных в заявлении, настаивал. Пояснил, что им не усматривается причин для затягивания сроков заключения договора энергоснабжения, к которым прибегает ОАО «Белгородэнергосбыт».
Представитель ОАО «Белгородэнергосбыт» против доводов заявителя возражал. По обстоятельствам дела о нарушении антимонопольного законодательства пояснил следующее. До настоящего времени между ОАО «Белгородэнергосбыт» и СНТ «Родничок» действует договор энергоснабжения от 03.06.2011 № 3211817. По условиям данного договора Гарантирующий поставщик обязался поставлять электрическую энергию до границ балансовой принадлежности электрических сетей, сетевой организации и СНТ «Родничок», а потребитель обязался оплачивать полученную электрическую энергию. Точка поставки электрической энергии по договору определена в Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, который  является неотъемлемой частью договора, и установлена на КТП – 615 ПС на вводе в СНТ «Родничок». Указанный договор на сегодняшний день исполняется полностью, поставка электрической энергии осуществляется, оплата за потребленную энергию производится со стороны СНТ «Родничок». Сославшись на действующее законодательство и на то, что земельный участок находится на территории СНТ «Родничок», указал, что точка поставки по договору электроснабжения, о заключении которого просит физическое лицо, будет установлена на КТП – 615 ПС, расположенном на вводе в СНТ. При этом  фактически будет два договора энергоснабжения в отношении одной точки поставки, что является недопустимым ввиду действующего законодательства об электроснабжении. Кроме того пояснил, что в ходе подачи заявления физическое лицо не соблюло порядок подачи документов, необходимых для рассмотрения заявки о заключения договора энергоснабжения, а именно документы, подтверждающие технологическое присоединение к электрическим сетям, а также копию документа, удостоверяющего личность заявителя. В ходе своего выступления просил приобщить к материалам дела свою письменную позицию по делу № 084-13-АЗ.
В этой связи Комиссия, посовещавшись на месте, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела № 084-13-АЗ.
В ходе следующего рассмотрения дела, состоявшегося  31.05.2013, представители сторон по делу о нарушении антимонопольного законодательства кратко изложили свою позицию по делу, высказанную в ходе предыдущего заседания. На вопрос Комиссии о представлении <...> недостающих документов в адрес ОАО «Белгородэнергосбыт», представитель заявителя по делу пояснил, что в дополнение к данной заявке направлен не весь перечень документов. Представитель ответчика прояснил, что <...> представлена лишь копия документа, удостоверяющего личность, при этом нерешенным остался вопрос о предоставлении документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям (акт разграничения балансовой принадлежности).
В соответствии со статьей 49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассмотрении комиссией обстоятельствах; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушения в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании.
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) с потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»), Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту — «Правила розничных рынков электрической энергии»).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 32 «Правил розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого, в установленном порядке, присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
При этом данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем):
1) отсутствие возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств;
2) нахождение энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства  вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В связи с отказом от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора.
Согласно пункту 39 «Правил розничных рынков электрической энергии» в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Как следует из пункта 34 «Правил розничных рынков электрической энергии Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, сопутствующий (определенный) пакет документов.
При этом в статье имеются отсылочные указания на определенный порядок, распространяющийся на случаи, указанные в нескольких пунктах документа. 
В пункте 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» для граждан, имеющих намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком,  определен порядок по его заключению.
Так, гражданин - потребитель электрической энергии направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора, в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Как следует из положения части 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Как установлено Комиссией, постановлением Правительства Белгородской области N 204-пп от 29.09.2006 г. ОАО «Белгородская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Точка поставки на розничном рынке, в отношении которой гражданин  <...> намеревается заключить договор энергоснабжения, находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Белгородэнергосбыт».
Таким образом, в связи с вышеизложенным,  действия ОАО «Белгородэнергосбыт» в части не направления в адрес заявителя в тридцатидневный срок со дня получения заявки проекта договора энергоснабжения, а также уклонение от заключения договора энергоснабжения на основании отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям,  а так же иных оснований,  противоречат требованиям пункта 32, 39, 74 «Правил розничных рынков электрической энергии» и положениям статьи 26 Закона «Об электроэнергетике».
При этом доводы представителя о неправомерности заключения с гражданином договора энергоснабжения, по мнению Комиссии, подлежат отклонению в связи со следующим. 
В пункте 2 «Правил розничных рынков электрической энергии» под «точкой поставки на розничном рынке» понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Таким образом, условие о точке поставки до составления акта разграничения балансовой принадлежности может быть урегулировано законом.
Как следует из основных понятий, данных в пункте  2 «Правил технологического присоединения», «точка присоединения к электрической сети» - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Согласно пункту 5 данных Правил, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, точка поставки по договору с гражданином <...> будет являться не КТП – 615 ПС,  являющейся точкой поставки для СНТ «Родничок», а именно точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства СНТ «Родничок».
В этой связи также Комиссией не принимается довод ответчика (изложенный в письменной позиции), в соответствии с которым в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, так как в данном случае речь идет не об одном энергопринимающем устройстве. 
В соответствии с пунктом 25(1) «Правил технологического присоединения» точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя. При интерпретации данной нормы Комиссия делает  вывод, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка, ввиду чего доводы ОАО «Белгородэнергосбыт», изложенные в письменной позиции также, подлежат отклонению.
Согласно положениям статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» объектом антимонопольного контроля являются действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих исключительное положение на указанных рынках.
В силу статьи 3 Закона «О защите конкуренции» сферой применения Закона о защите конкуренции являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 №45 ОАО «Белгородская сбытовая компания» (ИНН 3123110760) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обобщая сказанное, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Белгородэнегосбыт» своими действиями, связанными с несоблюдением действующего законодательства об электроэнергетике в части нарушения сроков и порядка заключения договора энергоснабжения с гражданином <...>, ущемило его интересы.  
Комиссия установила, что ОАО «Белгородэнергосбыт» до момента рассмотрения дела № 084-13-АЗ и в его процессе не предприняло никаких действий, связанных с добровольным устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в ходе его рассмотрения не смогло представить доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с вышеизложенным, а также руководствуясь статьями 41,48 Закона «О защите конкуренции» и выявленными обстоятельствами по делу, Комиссия приходит к выводу, что оснований для прекращения рассмотрения дела на момент вынесения решения не имеется.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать ОАО «Белгородская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с тем, что его действия по нарушению срока и порядка заключения договора энергоснабжения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приводят к ущемлению интересов гражданина <...>.;
2. В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства на основании части 2 статьи 23 и статьи 50 Закона «О защите конкуренции» выдать ОАО «Белгородская сбытовая компания» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии: <...>
 
Члены комиссии: <...>
<...>
<...>
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 084-13-АЗ [format] => [safe_value] => 084-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-11 11:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-31 11:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371208075 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )