Дело № 006-12-АЗ в отношении ООО «Яковлевостройдеталь»

Номер дела: № 006-12-АЗ
Дата публикации: 2 мая 2012, 15:17

Заявитель
ООО «Стойленский завод обогащения мела»

   

Ответчик
ООО «Яковлевостройдеталь»

ОАО «Белгородоблгаз»
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2012
Решение в полном объеме изготовлено 02.05.2012            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 006-12-АЗ, по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Яковлевостройдеталь» (309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. 3-я Заводская, 4) (далее – ООО «Яковлевостройдеталь») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А: 
В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС) на рассмотрение поступило заявление ООО «Стойленский завод обогащения мела»  (далее -  ООО «ЗОМ») на неправомерные действия со стороны ООО «Яковлевостройдеталь», по прекращению услуг по транспортированию газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Яковлевостройдеталь».
Из заявления следует, что  между ООО «ЗОМ» и ООО «Яковлевостройдеталь» заключен договор транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, которые принадлежат ООО «Яковлевостройдеталь», в соответствии с п. 2 которого, ООО «Яковлевостройдеталь» обязуется транспортировать газ по своим сетям от источника газоснабжения до границы раздела. Стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена ООО «Яковлевостройдеталь» в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС, при этом стоимость рассчитана владельцем газораспределительных сетей самостоятельно.
ООО «Яковлевостройдеталь» письмом  от 05.10.2011 №06/796 уведомило ООО «ЗОМ», что в связи с тем, что не выполняются обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами и транспортировки газа по  газораспределительным сетям, образовалась задолженность, в случае неуплаты эти услуги будут прекращены. С 07.10.2011 транспортировка газа была прекращена.
Заявитель считает, что такими действиями ООО «Яковлевостройдеталь» пытается истребовать спорную задолженность и считает эти действия неправомерными. 
Приказом Белгородского УФАС России от 24.01.2012 №14 в отношении ООО «Яковлевостройдеталь»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и создана Комиссия по рассмотрению дела №006-12-АЗ.      
Рассмотрение дела №006-12-АЗ   было назначено 16 февраля 2012 года. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено.
Определением от 16.02.2012, рассмотрение дела №006-12-АЗ было назначено на 22.03.2012. В целях необходимости получения дополнительных доказательств по данному делу и привлечения ООО «Белрегионгаз» и ОАО «Белгородоблгаз» в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, рассмотрение дела было отложено.
Определением от 22.03.2012 срок рассмотрения дела №006-12-АЗ продлен до  20.06.2012, рассмотрение дела назначено на 17.04.2012
Заявитель в ходе рассмотрения дела поддержал доводы, изложенные в заявлении, и сообщил, что  в результате действий  ООО «Яковлевостройдеталь»  по прекращению услуг по транспортированию газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Яковлевостройдеталь», ООО «ЗОМ» вынуждено было прекратить хозяйственную деятельность, вследствие чего предприятие понесло убытки по срыву международного контракта по поставкам мела. Начиная с января 2012 года ООО «ЗОМ», чтобы не зависеть от поставок газа, вынуждено было перейти на давальческое сырье.  В результате таких действий ООО «Яковлевостройдеталь» ООО «ЗОМ» потеряло половину своих потребителей продукции, и реализация продукции снизилась более чем в 2 раза. 
Представители ООО «Яковлевостройдеталь» на рассмотрение дела не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, уведомление №30588 о вручении определения  об отложении и продлении рассмотрения дела №006-12-АЗ от 22.03.2012 в материалах дела имеется.
В процессе рассмотрения дела представители ОАО «Белгородоблгаз» пояснили, что деятельность по транспортировке газа регулируется государством. Так, в частности, тариф на транспортировку газа устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ на основании обращения хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. Самостоятельное установление хозяйствующим субъектом цены на транспортировку газа не допускается и является нарушением действующего законодательства.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав нормативно-правовые акты, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела №006-12-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

На момент подачи заявления ООО «ЗОМ» имел прямые договорные отношения на поставку газа с ООО «Белрегионгаз» договор №117-2-14973-11 от 01.01.2011 и на транспортировку газа с ОАО «Белгородоблгаз» договор №117-2-14973-П-ТР от 01.01.2011 на 2011 год. Транспортирование газа до ООО «ЗОМ»  осуществлялось опосредованно, а именно, через газораспределительные сети, принадлежащие ООО «Яковлевостройдеталь». Как следует из материалов дела, между ООО «ЗОМ» и ООО «Яковлевостройдеталь» заключен договор транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, которые принадлежат ООО «Яковлевостройдеталь», в соответствии с п. 2 которого, ООО «Яковлевостройдеталь» обязуется транспортировать газ по своим сетям от источника газоснабжения до границы раздела. Стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена ООО «Яковлевостройдеталь» в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС, при этом стоимость рассчитана владельцем газораспределительных сетей самостоятельно.
Из договора №1/06-11 аренды оборудования и других технических средств от 01.01.2011 следует, что газопровод, через который осуществлялась транспортировка газа на ООО «ЗОМ» принадлежит на праве собственности ООО «Торговый дом  ЖБИ-3», с 01.01.2011 по 30.11.2011 этот  газопровод  находился во временном пользовании (в аренде) у ООО «Яковлевостройдеталь». Пунктом 1.3 данного договора  предусмотрено, использование арендованного оборудования не должно противоречить его целевому  назначению.
В ходе рассмотрения дела представители ООО «Яковлевостройдеталь» представили  копию Решения Арбитражного суда Белгородской области от 13.12.2011 по делу №А08-2149/2010, в соответствии с которым ООО «Яковлевостройдеталь» признано несостоятельным, конкурсным управляющим  утвержден <…>
ООО «Яковлевостройдеталь» письмом  от 05.10.2011 №06/796 уведомило ООО «ЗОМ», что в связи с тем, что не выполняются обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами и транспортировки газа по  газораспределительным сетям, образовалась задолженность, в случае неуплаты эти услуги будут прекращены.  С 07 октября 2011 года транспортировка газа была прекращена. В ответ на данное письмо  ООО «ЗОМ» письмом от 18.10.2011 сообщило, что не согласно с суммой предъявленной претензии и обращается с просьбой прекратить ультимативные действия в части препятствия пользования газом.  
Белгородским УФАС был направлен запрос ОАО «Белгородоблгаз»  от 05.12.2011 №5344/3 имеется ли техническая возможность оказывать услуги по транспортировке газа для нужд ООО «ЗОМ» без привлечения технических мощностей ООО «Яковлевостройдеталь» (поставлять газ до точки  подключения сетей ООО «Стойленский завод обогащения мела») в настоящее время и в перспективе.
ОАО «Белгородоблгаз»  в своем письме  от 22.12.2011 №ВП-19/5326 ответило, что для того чтобы оказывать данную услугу без привлечения технических мощностей ООО «Яковлевостройдеталь», для этого необходимо отключиться от газовых сетей ООО «Яковлевостройдеталь» и построить к своему газоиспользующему оборудованию новый газопровод.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ООО «Яковлевостройдеталь», осуществляя услуги по  транспортировке газа, в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является субъектом естественной монополии.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной    монополии.
Услуга, оказываемая ООО «Яковлевостройдеталь»  по транспортированию газа по газопроводу находящемуся во временном пользовании (в аренде), носит                               естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена другой услугой.      Следовательно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг в границах         принадлежащих этому субъекту сетей составляет 100%.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе нарушающие установленный нормативными актами порядок ценообразования.
В силу статьи 21 Закона № 69-ФЗ цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, и с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» вопросы рассмотрения ценообразования тарифов на транспортировку газа и их применения находятся в компетенции Федеральной службы по тарифам.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы на транспортировку газа подлежат государственному регулированию.
Как следует из договора транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена и рассчитана ООО «Яковлевостройдеталь» самостоятельно, в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС.
Белгородским УФАС России были направлены запросы в Федеральную службу по тарифам и в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области
Федеральная служба по тарифам в ответ на запрос Белгородского УФАС ответило (исх.№Н5-11017/9 от 28.12.2011), что деятельность по транспортировке газа по трубопроводам подлежит государственному регулированию и сообщило, что ООО «Яковлевостройдеталь» не обращалось в ФСТ России за установлением тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Согласно статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования
Таким образом, действия ООО «Яковлевостройдеталь» по самостоятельному установлению платы за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, находящихся во временном пользовании ООО «Яковлевостройдеталь», без согласования с ФСТ России, указывает на признаки злоупотребления своим  доминирующим положением. 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО «Яковлевостройдеталь» (309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. 3-я Заводская, 4), нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых является ущемление интересов других лиц, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. В связи с тем, что договора №1/06-11 аренды оборудования и других технических средств от 01.01.2011 между ООО «Яковлевостройдеталь» и ООО «ЗОМ» расторгнут, предписания не выдавать.
3. Передать материалы дела №006-12-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7462 [uid] => 5 [title] => Дело № 006-12-АЗ в отношении ООО «Яковлевостройдеталь» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7462 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336043926 [changed] => 1370528809 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528809 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Заявитель
ООО «Стойленский завод обогащения мела»

   

Ответчик
ООО «Яковлевостройдеталь»

ОАО «Белгородоблгаз»
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2012
Решение в полном объеме изготовлено 02.05.2012            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 006-12-АЗ, по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Яковлевостройдеталь» (309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. 3-я Заводская, 4) (далее – ООО «Яковлевостройдеталь») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А: 
В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС) на рассмотрение поступило заявление ООО «Стойленский завод обогащения мела»  (далее -  ООО «ЗОМ») на неправомерные действия со стороны ООО «Яковлевостройдеталь», по прекращению услуг по транспортированию газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Яковлевостройдеталь».
Из заявления следует, что  между ООО «ЗОМ» и ООО «Яковлевостройдеталь» заключен договор транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, которые принадлежат ООО «Яковлевостройдеталь», в соответствии с п. 2 которого, ООО «Яковлевостройдеталь» обязуется транспортировать газ по своим сетям от источника газоснабжения до границы раздела. Стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена ООО «Яковлевостройдеталь» в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС, при этом стоимость рассчитана владельцем газораспределительных сетей самостоятельно.
ООО «Яковлевостройдеталь» письмом  от 05.10.2011 №06/796 уведомило ООО «ЗОМ», что в связи с тем, что не выполняются обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами и транспортировки газа по  газораспределительным сетям, образовалась задолженность, в случае неуплаты эти услуги будут прекращены. С 07.10.2011 транспортировка газа была прекращена.
Заявитель считает, что такими действиями ООО «Яковлевостройдеталь» пытается истребовать спорную задолженность и считает эти действия неправомерными. 
Приказом Белгородского УФАС России от 24.01.2012 №14 в отношении ООО «Яковлевостройдеталь»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и создана Комиссия по рассмотрению дела №006-12-АЗ.      
Рассмотрение дела №006-12-АЗ   было назначено 16 февраля 2012 года. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено.
Определением от 16.02.2012, рассмотрение дела №006-12-АЗ было назначено на 22.03.2012. В целях необходимости получения дополнительных доказательств по данному делу и привлечения ООО «Белрегионгаз» и ОАО «Белгородоблгаз» в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, рассмотрение дела было отложено.
Определением от 22.03.2012 срок рассмотрения дела №006-12-АЗ продлен до  20.06.2012, рассмотрение дела назначено на 17.04.2012
Заявитель в ходе рассмотрения дела поддержал доводы, изложенные в заявлении, и сообщил, что  в результате действий  ООО «Яковлевостройдеталь»  по прекращению услуг по транспортированию газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Яковлевостройдеталь», ООО «ЗОМ» вынуждено было прекратить хозяйственную деятельность, вследствие чего предприятие понесло убытки по срыву международного контракта по поставкам мела. Начиная с января 2012 года ООО «ЗОМ», чтобы не зависеть от поставок газа, вынуждено было перейти на давальческое сырье.  В результате таких действий ООО «Яковлевостройдеталь» ООО «ЗОМ» потеряло половину своих потребителей продукции, и реализация продукции снизилась более чем в 2 раза. 
Представители ООО «Яковлевостройдеталь» на рассмотрение дела не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, уведомление №30588 о вручении определения  об отложении и продлении рассмотрения дела №006-12-АЗ от 22.03.2012 в материалах дела имеется.
В процессе рассмотрения дела представители ОАО «Белгородоблгаз» пояснили, что деятельность по транспортировке газа регулируется государством. Так, в частности, тариф на транспортировку газа устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ на основании обращения хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. Самостоятельное установление хозяйствующим субъектом цены на транспортировку газа не допускается и является нарушением действующего законодательства.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав нормативно-правовые акты, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела №006-12-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

На момент подачи заявления ООО «ЗОМ» имел прямые договорные отношения на поставку газа с ООО «Белрегионгаз» договор №117-2-14973-11 от 01.01.2011 и на транспортировку газа с ОАО «Белгородоблгаз» договор №117-2-14973-П-ТР от 01.01.2011 на 2011 год. Транспортирование газа до ООО «ЗОМ»  осуществлялось опосредованно, а именно, через газораспределительные сети, принадлежащие ООО «Яковлевостройдеталь». Как следует из материалов дела, между ООО «ЗОМ» и ООО «Яковлевостройдеталь» заключен договор транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, которые принадлежат ООО «Яковлевостройдеталь», в соответствии с п. 2 которого, ООО «Яковлевостройдеталь» обязуется транспортировать газ по своим сетям от источника газоснабжения до границы раздела. Стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена ООО «Яковлевостройдеталь» в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС, при этом стоимость рассчитана владельцем газораспределительных сетей самостоятельно.
Из договора №1/06-11 аренды оборудования и других технических средств от 01.01.2011 следует, что газопровод, через который осуществлялась транспортировка газа на ООО «ЗОМ» принадлежит на праве собственности ООО «Торговый дом  ЖБИ-3», с 01.01.2011 по 30.11.2011 этот  газопровод  находился во временном пользовании (в аренде) у ООО «Яковлевостройдеталь». Пунктом 1.3 данного договора  предусмотрено, использование арендованного оборудования не должно противоречить его целевому  назначению.
В ходе рассмотрения дела представители ООО «Яковлевостройдеталь» представили  копию Решения Арбитражного суда Белгородской области от 13.12.2011 по делу №А08-2149/2010, в соответствии с которым ООО «Яковлевостройдеталь» признано несостоятельным, конкурсным управляющим  утвержден <…>
ООО «Яковлевостройдеталь» письмом  от 05.10.2011 №06/796 уведомило ООО «ЗОМ», что в связи с тем, что не выполняются обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами и транспортировки газа по  газораспределительным сетям, образовалась задолженность, в случае неуплаты эти услуги будут прекращены.  С 07 октября 2011 года транспортировка газа была прекращена. В ответ на данное письмо  ООО «ЗОМ» письмом от 18.10.2011 сообщило, что не согласно с суммой предъявленной претензии и обращается с просьбой прекратить ультимативные действия в части препятствия пользования газом.  
Белгородским УФАС был направлен запрос ОАО «Белгородоблгаз»  от 05.12.2011 №5344/3 имеется ли техническая возможность оказывать услуги по транспортировке газа для нужд ООО «ЗОМ» без привлечения технических мощностей ООО «Яковлевостройдеталь» (поставлять газ до точки  подключения сетей ООО «Стойленский завод обогащения мела») в настоящее время и в перспективе.
ОАО «Белгородоблгаз»  в своем письме  от 22.12.2011 №ВП-19/5326 ответило, что для того чтобы оказывать данную услугу без привлечения технических мощностей ООО «Яковлевостройдеталь», для этого необходимо отключиться от газовых сетей ООО «Яковлевостройдеталь» и построить к своему газоиспользующему оборудованию новый газопровод.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ООО «Яковлевостройдеталь», осуществляя услуги по  транспортировке газа, в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является субъектом естественной монополии.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной    монополии.
Услуга, оказываемая ООО «Яковлевостройдеталь»  по транспортированию газа по газопроводу находящемуся во временном пользовании (в аренде), носит                               естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена другой услугой.      Следовательно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг в границах         принадлежащих этому субъекту сетей составляет 100%.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе нарушающие установленный нормативными актами порядок ценообразования.
В силу статьи 21 Закона № 69-ФЗ цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, и с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» вопросы рассмотрения ценообразования тарифов на транспортировку газа и их применения находятся в компетенции Федеральной службы по тарифам.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы на транспортировку газа подлежат государственному регулированию.
Как следует из договора транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена и рассчитана ООО «Яковлевостройдеталь» самостоятельно, в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС.
Белгородским УФАС России были направлены запросы в Федеральную службу по тарифам и в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области
Федеральная служба по тарифам в ответ на запрос Белгородского УФАС ответило (исх.№Н5-11017/9 от 28.12.2011), что деятельность по транспортировке газа по трубопроводам подлежит государственному регулированию и сообщило, что ООО «Яковлевостройдеталь» не обращалось в ФСТ России за установлением тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Согласно статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования
Таким образом, действия ООО «Яковлевостройдеталь» по самостоятельному установлению платы за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, находящихся во временном пользовании ООО «Яковлевостройдеталь», без согласования с ФСТ России, указывает на признаки злоупотребления своим  доминирующим положением. 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО «Яковлевостройдеталь» (309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. 3-я Заводская, 4), нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых является ущемление интересов других лиц, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. В связи с тем, что договора №1/06-11 аренды оборудования и других технических средств от 01.01.2011 между ООО «Яковлевостройдеталь» и ООО «ЗОМ» расторгнут, предписания не выдавать.
3. Передать материалы дела №006-12-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Заявитель
ООО «Стойленский завод обогащения мела»

   

Ответчик
ООО «Яковлевостройдеталь»

ОАО «Белгородоблгаз»
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

Р Е Ш Е Н И Е
(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2012
Решение в полном объеме изготовлено 02.05.2012            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 006-12-АЗ, по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Яковлевостройдеталь» (309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. 3-я Заводская, 4) (далее – ООО «Яковлевостройдеталь») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
У С Т А Н О В И Л А: 
В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС) на рассмотрение поступило заявление ООО «Стойленский завод обогащения мела»  (далее -  ООО «ЗОМ») на неправомерные действия со стороны ООО «Яковлевостройдеталь», по прекращению услуг по транспортированию газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Яковлевостройдеталь».
Из заявления следует, что  между ООО «ЗОМ» и ООО «Яковлевостройдеталь» заключен договор транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, которые принадлежат ООО «Яковлевостройдеталь», в соответствии с п. 2 которого, ООО «Яковлевостройдеталь» обязуется транспортировать газ по своим сетям от источника газоснабжения до границы раздела. Стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена ООО «Яковлевостройдеталь» в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС, при этом стоимость рассчитана владельцем газораспределительных сетей самостоятельно.
ООО «Яковлевостройдеталь» письмом  от 05.10.2011 №06/796 уведомило ООО «ЗОМ», что в связи с тем, что не выполняются обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами и транспортировки газа по  газораспределительным сетям, образовалась задолженность, в случае неуплаты эти услуги будут прекращены. С 07.10.2011 транспортировка газа была прекращена.
Заявитель считает, что такими действиями ООО «Яковлевостройдеталь» пытается истребовать спорную задолженность и считает эти действия неправомерными. 
Приказом Белгородского УФАС России от 24.01.2012 №14 в отношении ООО «Яковлевостройдеталь»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и создана Комиссия по рассмотрению дела №006-12-АЗ.      
Рассмотрение дела №006-12-АЗ   было назначено 16 февраля 2012 года. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено.
Определением от 16.02.2012, рассмотрение дела №006-12-АЗ было назначено на 22.03.2012. В целях необходимости получения дополнительных доказательств по данному делу и привлечения ООО «Белрегионгаз» и ОАО «Белгородоблгаз» в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, рассмотрение дела было отложено.
Определением от 22.03.2012 срок рассмотрения дела №006-12-АЗ продлен до  20.06.2012, рассмотрение дела назначено на 17.04.2012
Заявитель в ходе рассмотрения дела поддержал доводы, изложенные в заявлении, и сообщил, что  в результате действий  ООО «Яковлевостройдеталь»  по прекращению услуг по транспортированию газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Яковлевостройдеталь», ООО «ЗОМ» вынуждено было прекратить хозяйственную деятельность, вследствие чего предприятие понесло убытки по срыву международного контракта по поставкам мела. Начиная с января 2012 года ООО «ЗОМ», чтобы не зависеть от поставок газа, вынуждено было перейти на давальческое сырье.  В результате таких действий ООО «Яковлевостройдеталь» ООО «ЗОМ» потеряло половину своих потребителей продукции, и реализация продукции снизилась более чем в 2 раза. 
Представители ООО «Яковлевостройдеталь» на рассмотрение дела не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, уведомление №30588 о вручении определения  об отложении и продлении рассмотрения дела №006-12-АЗ от 22.03.2012 в материалах дела имеется.
В процессе рассмотрения дела представители ОАО «Белгородоблгаз» пояснили, что деятельность по транспортировке газа регулируется государством. Так, в частности, тариф на транспортировку газа устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ на основании обращения хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. Самостоятельное установление хозяйствующим субъектом цены на транспортировку газа не допускается и является нарушением действующего законодательства.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав нормативно-правовые акты, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела №006-12-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

На момент подачи заявления ООО «ЗОМ» имел прямые договорные отношения на поставку газа с ООО «Белрегионгаз» договор №117-2-14973-11 от 01.01.2011 и на транспортировку газа с ОАО «Белгородоблгаз» договор №117-2-14973-П-ТР от 01.01.2011 на 2011 год. Транспортирование газа до ООО «ЗОМ»  осуществлялось опосредованно, а именно, через газораспределительные сети, принадлежащие ООО «Яковлевостройдеталь». Как следует из материалов дела, между ООО «ЗОМ» и ООО «Яковлевостройдеталь» заключен договор транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, которые принадлежат ООО «Яковлевостройдеталь», в соответствии с п. 2 которого, ООО «Яковлевостройдеталь» обязуется транспортировать газ по своим сетям от источника газоснабжения до границы раздела. Стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена ООО «Яковлевостройдеталь» в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС, при этом стоимость рассчитана владельцем газораспределительных сетей самостоятельно.
Из договора №1/06-11 аренды оборудования и других технических средств от 01.01.2011 следует, что газопровод, через который осуществлялась транспортировка газа на ООО «ЗОМ» принадлежит на праве собственности ООО «Торговый дом  ЖБИ-3», с 01.01.2011 по 30.11.2011 этот  газопровод  находился во временном пользовании (в аренде) у ООО «Яковлевостройдеталь». Пунктом 1.3 данного договора  предусмотрено, использование арендованного оборудования не должно противоречить его целевому  назначению.
В ходе рассмотрения дела представители ООО «Яковлевостройдеталь» представили  копию Решения Арбитражного суда Белгородской области от 13.12.2011 по делу №А08-2149/2010, в соответствии с которым ООО «Яковлевостройдеталь» признано несостоятельным, конкурсным управляющим  утвержден <…>
ООО «Яковлевостройдеталь» письмом  от 05.10.2011 №06/796 уведомило ООО «ЗОМ», что в связи с тем, что не выполняются обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами и транспортировки газа по  газораспределительным сетям, образовалась задолженность, в случае неуплаты эти услуги будут прекращены.  С 07 октября 2011 года транспортировка газа была прекращена. В ответ на данное письмо  ООО «ЗОМ» письмом от 18.10.2011 сообщило, что не согласно с суммой предъявленной претензии и обращается с просьбой прекратить ультимативные действия в части препятствия пользования газом.  
Белгородским УФАС был направлен запрос ОАО «Белгородоблгаз»  от 05.12.2011 №5344/3 имеется ли техническая возможность оказывать услуги по транспортировке газа для нужд ООО «ЗОМ» без привлечения технических мощностей ООО «Яковлевостройдеталь» (поставлять газ до точки  подключения сетей ООО «Стойленский завод обогащения мела») в настоящее время и в перспективе.
ОАО «Белгородоблгаз»  в своем письме  от 22.12.2011 №ВП-19/5326 ответило, что для того чтобы оказывать данную услугу без привлечения технических мощностей ООО «Яковлевостройдеталь», для этого необходимо отключиться от газовых сетей ООО «Яковлевостройдеталь» и построить к своему газоиспользующему оборудованию новый газопровод.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ООО «Яковлевостройдеталь», осуществляя услуги по  транспортировке газа, в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», является субъектом естественной монополии.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной    монополии.
Услуга, оказываемая ООО «Яковлевостройдеталь»  по транспортированию газа по газопроводу находящемуся во временном пользовании (в аренде), носит                               естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена другой услугой.      Следовательно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг в границах         принадлежащих этому субъекту сетей составляет 100%.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе нарушающие установленный нормативными актами порядок ценообразования.
В силу статьи 21 Закона № 69-ФЗ цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, и с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» вопросы рассмотрения ценообразования тарифов на транспортировку газа и их применения находятся в компетенции Федеральной службы по тарифам.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы на транспортировку газа подлежат государственному регулированию.
Как следует из договора транспортировки газа №103/02 от 01.01.2011 по газораспределительным сетям, стоимость услуг по транспортировке газа на 2011 год была установлена и рассчитана ООО «Яковлевостройдеталь» самостоятельно, в размере 0,3969 руб. за 1 м. куб. без НДС.
Белгородским УФАС России были направлены запросы в Федеральную службу по тарифам и в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области
Федеральная служба по тарифам в ответ на запрос Белгородского УФАС ответило (исх.№Н5-11017/9 от 28.12.2011), что деятельность по транспортировке газа по трубопроводам подлежит государственному регулированию и сообщило, что ООО «Яковлевостройдеталь» не обращалось в ФСТ России за установлением тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Согласно статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования
Таким образом, действия ООО «Яковлевостройдеталь» по самостоятельному установлению платы за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, находящихся во временном пользовании ООО «Яковлевостройдеталь», без согласования с ФСТ России, указывает на признаки злоупотребления своим  доминирующим положением. 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО «Яковлевостройдеталь» (309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. 3-я Заводская, 4), нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых является ущемление интересов других лиц, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. В связи с тем, что договора №1/06-11 аренды оборудования и других технических средств от 01.01.2011 между ООО «Яковлевостройдеталь» и ООО «ЗОМ» расторгнут, предписания не выдавать.
3. Передать материалы дела №006-12-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 006-12-АЗ [format] => [safe_value] => № 006-12-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Дело № 006-12-АЗ в отношении ООО «Яковлевостройдеталь»

[format] => full_html [safe_value] =>

Дело № 006-12-АЗ в отношении ООО «Яковлевостройдеталь»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-02 11:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-17 11:17:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336043926 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )