Дело № 522-13-АЗ в отношении ОАО «МРСК Центра»

Номер дела: 522-13-АЗ
Дата публикации: 24 апреля 2014, 11:30
заявитель 
«…»
 
ответчик
ОАО «МРСК Центра» 
127018, Россия, г. Москва, 
ул. 2-я Ямская, д. 4
 
Дело № 522-13-A3
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014
В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2014                                     г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: «…»  – заместитель руководителя Белгородского УФАС России; члены Комиссии: «…» – заместитель начальника отдела рынков и естественных монополий; «…»  – ведущий специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий; при участии в заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела: от заявителя – «…», «…» по доверенности от 20.01.2014 № 2 действительна до 31.12.2014, от ответчика – «…» по доверенности от 03.06.2013 действительна до 01.06.2014, 
рассмотрев дело № 522-13-АЗ, возбужденное 09.12.2013 г. по признакам нарушения  ОАО «МРСК Центра» (127018, Россия, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, ОГРН: 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП: 997450001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) обратилась «…» (далее - заявитель), с заявлением (вх. № 2913 от 09.10.2013) на действия ОАО «МРСК Центра» (ответчик, сетевая организация), выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение к электросетям ее участка, расположенного по адресу: «…».
Приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э ОАО «МРСК Центра» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» за № 77.1.25.ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» осуществляет услуги по передаче электрической энергии в границах Белгородской области. Данный вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесен к естественной монополии.
По смыслу определения статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), повторное заключение такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Следовательно, ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» – «Белгородэнерго» занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии Белгородской области, в границах принадлежащих ему технологических сетей.
Анализ изложенных в заявлении сведений, а также приложенных к нему документов позволил сделать вывод о наличии в описываемых действиях ответчика признаков нарушения  пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 18.10.2013 ОАО «МРСК Центра» было выдано Предупреждение  о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 4105/3). В соответствии с данным Предупреждением, Белгородское УФАС России предупредило ответчика о наличии в действиях (бездействии) ОАО «МРСК Центра», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции, выразившихся в экономически или технологически необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с гражданкой «…»  на основании поданной ею заявки от 24.06.2013 № 15690463, в связи с чем, ОАО «МРСК Центра» предупреждено о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем направления в адрес «…» для подписания заполненного и подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения настоящего предупреждения.
Предупреждение получено ОАО «МРСК Центра» 18.10.2013. 
30.10.2013 письмом № МРСК-БЛ/23/8439 ОАО «МРСК Центра» сообщило в адрес Белгородского УФАС России, что ознакомившись с предупреждением считает, что в данном случае не допущено нарушений  действующего законодательства, регулирующего основание, порядок и условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, которые установлены федеральными нормативно-правовыми актами, а, следовательно, не допущено нарушения антимонопольного законодательства,  в частности пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006, поскольку были соблюдены требования, предусматривающие основание, порядок и условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Приказом руководителя Белгородского УФАС России от 09 декабря 2013 года № 463, в отношении  ОАО «МРСК Центра»  возбуждено дело № 522-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 09.12.2013 рассмотрение дела № 522-13-АЗ назначено на 30.01.2014 в 14 часов 00 минут.
На заседании Комиссии состоявшегося 30.01.2014 принято определение об отложении рассмотрения настоящего дела на 18 февраля 2014 года в 10 часов 00 минут.
Следующие заседание Комиссии, по рассмотрению настоящего дела, состоялось 18.02.2014 в 10 часов 00 минут. Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия, с целью необходимости получения  дополнительной информации, в соответствии  с частями 1,   5 статьи  47 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила отложить рассмотрение дела № 522-13-АЗ на 22 апреля 2014 года в 10 часов 00 минут, а также продлить срок рассмотрения настоящего дела на шесть месяцев.
22.04.2014 на заседании Комиссии с участием заявителя, его представителя по доверенности, а также представителя ответчика по доверенности, лица, участвующие в рассмотрении настоящего дела, поддержали изложенную ранее позицию.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, а также проанализировав имеющиеся материалы дела № 522-13-АЗ, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях) ОАО «МРСК Центра», при этом комиссия исходила из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, связанные с выполнением мероприятий по осуществлению технологического присоединения, определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), а также Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения). 
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Пунктом 1 Правил технологического присоединения определено, что настоящие правила определяют:
- порядок технологического присоединения энергопринимаюших устройств потребителей энергии к электрическим сетям;
- существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- устанавливают требования к выдаче технических условий;
- критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
По смыслу пункта 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. 
Из пункта 3 Правил технологического присоединения следует, что сетевая  организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
«…» является физическим лицом, гражданином РФ, имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: «…» (свидетельство о праве собственности «…»), то есть относиться к категории заявителей определенных пунктом 14 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
24 июня 2013 года в адрес ОАО «МРСК Центра» поступила заявка № 15690463 «…» на технологическое присоединение к электрическим сетям, энергопринимающих устройств расположенных по адресу: «…», в связи с необходимостью получения электрической энергии для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с указанием в заявке: максимальная мощность – 15 кВт, класс напряжения электрических сетей к которым планируется осуществить технологическое присоединение – 0,4 кВ, III категория надежности.
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения (в редакции, действующей на дату подачи заявителем заявки в сетевую организацию), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
18.07.2013 в адрес «…» ОАО «МРСК Центра» направило письмо № БЛ/Р8/629.  В своем письме, сетевая организация сообщила, что правовое положение садовых участков, расположенных на территории СО «Мечта» Яковлевского района Белгородской области полностью попадает под действия Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон о СНТ). Обеспечение социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в том числе электроснабжение дачных участков) – главная цель создания садоводческого некоммерческого товарищества. Исполнение договоров о пользовании объектами инфраструктуры садоводческого некоммерческого товарищества, заключенных с гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на территории СО «Мечта», также обязанность СО «Мечта».
16 августа 2013 года «…» обратилась в сетевую организацию с письмом, в котором выразило свое несогласие с направленным в ее адрес ответом, обосновывая свою позицию действующим законодательством, и с требованием выслать в ее адрес заполненный и подписанный проект типового договора на осуществление технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору. Дополнительно пояснила, что она не является членом каких-либо садовых товариществ, в том числе СО «Мечта».
В своем ответе от 29.08.2013 № БЛ/Р8/778 ответчик пояснил, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…», в отношении которых была подана заявка, было осуществлено от электрических сетей СТ «Металлург 90», что подтверждает справка данного товарищества и новое технологическое присоединение  в соответствии с требованиями пункта 2 Правил технологического присоединения не требуется. Следовательно, у филиала ОАО «МРСК Центра»- «Белгородэнерго» отсутствуют правовые основания для заключения договора об осуществлении технологического присоединения с целью повторного технологического присоединения.
Заполненный и подписанный проект типового договора на осуществление технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору гражданке «…» направлен не был.
В адрес председателя СТ «Металлург-90» Белгородским УФАС России направлен запрос о предоставлении информации № 4664/3 от 08.11.2013, в соответствии с которым запрошена информация о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств «…» к электрическим сетям СТ «Металлург-90».
В своем ответе (вх. № 3691 от 26.12.2013) председатель СТ «Металлург-90» «…» пояснила, что часть энергопринимающих устройств, расположенных на территории СТ «Мечта», в том числе гражданки «…», были присоединены к электрическим сетям СТ «Металлург-90». В настоящее время потребление электрической энергии «…» осуществляется, оплата производиться. 
Таким образом, как установлено на заседании Комиссии, на момент подачи «…» заявки № 15690463 от 24.06.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», энергопринимающие устройства, в отношении которых подана настоящая заявка, уже имели технологическое присоединение к электрическим сетям СТ «Металлург-90» и потребление электрической энергии осуществляется. Данный факт подтверждается материалами настоящего дела и не оспаривается лицами, участвующими в настоящем деле. 
Как указывалось ранее, действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Анализ содержания заявки № 15690463 от 24.06.2013 показал, что названная заявка подана с намерением осуществить технологическое присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
 Основываясь на принципе однократности технологического присоединения, закрепленного статьей 26 Закона об электроэнергетике, руководствуясь положениями Правил технологического присоединения, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 522-13-АЗ приходит к следующему выводу.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых «…» подана заявка № 15690463 от 24.06.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», действия ответчика не могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства, а именно как злоупотребление доминирующим положением.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48,  Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
 
РЕШИЛА:
 
1. Производство по делу прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях) ОАО «МРСК Центра».
 
 
Председатель Комиссии: «…»
Члены Комиссии: «…»
«…»
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 52 Закона о защите конкуренции.
 
stdClass Object ( [vid] => 10604 [uid] => 5 [title] => Дело № 522-13-АЗ в отношении ОАО «МРСК Центра» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10604 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398411105 [changed] => 1398411105 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398411105 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
заявитель 
«…»
 
ответчик
ОАО «МРСК Центра» 
127018, Россия, г. Москва, 
ул. 2-я Ямская, д. 4
 
Дело № 522-13-A3
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014
В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2014                                     г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: «…»  – заместитель руководителя Белгородского УФАС России; члены Комиссии: «…» – заместитель начальника отдела рынков и естественных монополий; «…»  – ведущий специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий; при участии в заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела: от заявителя – «…», «…» по доверенности от 20.01.2014 № 2 действительна до 31.12.2014, от ответчика – «…» по доверенности от 03.06.2013 действительна до 01.06.2014, 
рассмотрев дело № 522-13-АЗ, возбужденное 09.12.2013 г. по признакам нарушения  ОАО «МРСК Центра» (127018, Россия, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, ОГРН: 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП: 997450001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) обратилась «…» (далее - заявитель), с заявлением (вх. № 2913 от 09.10.2013) на действия ОАО «МРСК Центра» (ответчик, сетевая организация), выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение к электросетям ее участка, расположенного по адресу: «…».
Приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э ОАО «МРСК Центра» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» за № 77.1.25.ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» осуществляет услуги по передаче электрической энергии в границах Белгородской области. Данный вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесен к естественной монополии.
По смыслу определения статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), повторное заключение такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Следовательно, ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» – «Белгородэнерго» занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии Белгородской области, в границах принадлежащих ему технологических сетей.
Анализ изложенных в заявлении сведений, а также приложенных к нему документов позволил сделать вывод о наличии в описываемых действиях ответчика признаков нарушения  пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 18.10.2013 ОАО «МРСК Центра» было выдано Предупреждение  о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 4105/3). В соответствии с данным Предупреждением, Белгородское УФАС России предупредило ответчика о наличии в действиях (бездействии) ОАО «МРСК Центра», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции, выразившихся в экономически или технологически необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с гражданкой «…»  на основании поданной ею заявки от 24.06.2013 № 15690463, в связи с чем, ОАО «МРСК Центра» предупреждено о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем направления в адрес «…» для подписания заполненного и подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения настоящего предупреждения.
Предупреждение получено ОАО «МРСК Центра» 18.10.2013. 
30.10.2013 письмом № МРСК-БЛ/23/8439 ОАО «МРСК Центра» сообщило в адрес Белгородского УФАС России, что ознакомившись с предупреждением считает, что в данном случае не допущено нарушений  действующего законодательства, регулирующего основание, порядок и условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, которые установлены федеральными нормативно-правовыми актами, а, следовательно, не допущено нарушения антимонопольного законодательства,  в частности пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006, поскольку были соблюдены требования, предусматривающие основание, порядок и условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Приказом руководителя Белгородского УФАС России от 09 декабря 2013 года № 463, в отношении  ОАО «МРСК Центра»  возбуждено дело № 522-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 09.12.2013 рассмотрение дела № 522-13-АЗ назначено на 30.01.2014 в 14 часов 00 минут.
На заседании Комиссии состоявшегося 30.01.2014 принято определение об отложении рассмотрения настоящего дела на 18 февраля 2014 года в 10 часов 00 минут.
Следующие заседание Комиссии, по рассмотрению настоящего дела, состоялось 18.02.2014 в 10 часов 00 минут. Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия, с целью необходимости получения  дополнительной информации, в соответствии  с частями 1,   5 статьи  47 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила отложить рассмотрение дела № 522-13-АЗ на 22 апреля 2014 года в 10 часов 00 минут, а также продлить срок рассмотрения настоящего дела на шесть месяцев.
22.04.2014 на заседании Комиссии с участием заявителя, его представителя по доверенности, а также представителя ответчика по доверенности, лица, участвующие в рассмотрении настоящего дела, поддержали изложенную ранее позицию.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, а также проанализировав имеющиеся материалы дела № 522-13-АЗ, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях) ОАО «МРСК Центра», при этом комиссия исходила из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, связанные с выполнением мероприятий по осуществлению технологического присоединения, определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), а также Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения). 
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Пунктом 1 Правил технологического присоединения определено, что настоящие правила определяют:
- порядок технологического присоединения энергопринимаюших устройств потребителей энергии к электрическим сетям;
- существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- устанавливают требования к выдаче технических условий;
- критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
По смыслу пункта 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. 
Из пункта 3 Правил технологического присоединения следует, что сетевая  организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
«…» является физическим лицом, гражданином РФ, имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: «…» (свидетельство о праве собственности «…»), то есть относиться к категории заявителей определенных пунктом 14 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
24 июня 2013 года в адрес ОАО «МРСК Центра» поступила заявка № 15690463 «…» на технологическое присоединение к электрическим сетям, энергопринимающих устройств расположенных по адресу: «…», в связи с необходимостью получения электрической энергии для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с указанием в заявке: максимальная мощность – 15 кВт, класс напряжения электрических сетей к которым планируется осуществить технологическое присоединение – 0,4 кВ, III категория надежности.
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения (в редакции, действующей на дату подачи заявителем заявки в сетевую организацию), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
18.07.2013 в адрес «…» ОАО «МРСК Центра» направило письмо № БЛ/Р8/629.  В своем письме, сетевая организация сообщила, что правовое положение садовых участков, расположенных на территории СО «Мечта» Яковлевского района Белгородской области полностью попадает под действия Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон о СНТ). Обеспечение социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в том числе электроснабжение дачных участков) – главная цель создания садоводческого некоммерческого товарищества. Исполнение договоров о пользовании объектами инфраструктуры садоводческого некоммерческого товарищества, заключенных с гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на территории СО «Мечта», также обязанность СО «Мечта».
16 августа 2013 года «…» обратилась в сетевую организацию с письмом, в котором выразило свое несогласие с направленным в ее адрес ответом, обосновывая свою позицию действующим законодательством, и с требованием выслать в ее адрес заполненный и подписанный проект типового договора на осуществление технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору. Дополнительно пояснила, что она не является членом каких-либо садовых товариществ, в том числе СО «Мечта».
В своем ответе от 29.08.2013 № БЛ/Р8/778 ответчик пояснил, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…», в отношении которых была подана заявка, было осуществлено от электрических сетей СТ «Металлург 90», что подтверждает справка данного товарищества и новое технологическое присоединение  в соответствии с требованиями пункта 2 Правил технологического присоединения не требуется. Следовательно, у филиала ОАО «МРСК Центра»- «Белгородэнерго» отсутствуют правовые основания для заключения договора об осуществлении технологического присоединения с целью повторного технологического присоединения.
Заполненный и подписанный проект типового договора на осуществление технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору гражданке «…» направлен не был.
В адрес председателя СТ «Металлург-90» Белгородским УФАС России направлен запрос о предоставлении информации № 4664/3 от 08.11.2013, в соответствии с которым запрошена информация о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств «…» к электрическим сетям СТ «Металлург-90».
В своем ответе (вх. № 3691 от 26.12.2013) председатель СТ «Металлург-90» «…» пояснила, что часть энергопринимающих устройств, расположенных на территории СТ «Мечта», в том числе гражданки «…», были присоединены к электрическим сетям СТ «Металлург-90». В настоящее время потребление электрической энергии «…» осуществляется, оплата производиться. 
Таким образом, как установлено на заседании Комиссии, на момент подачи «…» заявки № 15690463 от 24.06.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», энергопринимающие устройства, в отношении которых подана настоящая заявка, уже имели технологическое присоединение к электрическим сетям СТ «Металлург-90» и потребление электрической энергии осуществляется. Данный факт подтверждается материалами настоящего дела и не оспаривается лицами, участвующими в настоящем деле. 
Как указывалось ранее, действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Анализ содержания заявки № 15690463 от 24.06.2013 показал, что названная заявка подана с намерением осуществить технологическое присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
 Основываясь на принципе однократности технологического присоединения, закрепленного статьей 26 Закона об электроэнергетике, руководствуясь положениями Правил технологического присоединения, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 522-13-АЗ приходит к следующему выводу.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых «…» подана заявка № 15690463 от 24.06.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», действия ответчика не могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства, а именно как злоупотребление доминирующим положением.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48,  Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
 
РЕШИЛА:
 
1. Производство по делу прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях) ОАО «МРСК Центра».
 
 
Председатель Комиссии: «…»
Члены Комиссии: «…»
«…»
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 52 Закона о защите конкуренции.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
заявитель 
«…»
 
ответчик
ОАО «МРСК Центра» 
127018, Россия, г. Москва, 
ул. 2-я Ямская, д. 4
 
Дело № 522-13-A3
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014
В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2014                                     г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: «…»  – заместитель руководителя Белгородского УФАС России; члены Комиссии: «…» – заместитель начальника отдела рынков и естественных монополий; «…»  – ведущий специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий; при участии в заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела: от заявителя – «…», «…» по доверенности от 20.01.2014 № 2 действительна до 31.12.2014, от ответчика – «…» по доверенности от 03.06.2013 действительна до 01.06.2014, 
рассмотрев дело № 522-13-АЗ, возбужденное 09.12.2013 г. по признакам нарушения  ОАО «МРСК Центра» (127018, Россия, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, ОГРН: 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП: 997450001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) обратилась «…» (далее - заявитель), с заявлением (вх. № 2913 от 09.10.2013) на действия ОАО «МРСК Центра» (ответчик, сетевая организация), выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение к электросетям ее участка, расположенного по адресу: «…».
Приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э ОАО «МРСК Центра» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» за № 77.1.25.ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» осуществляет услуги по передаче электрической энергии в границах Белгородской области. Данный вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесен к естественной монополии.
По смыслу определения статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), повторное заключение такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Следовательно, ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» – «Белгородэнерго» занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии Белгородской области, в границах принадлежащих ему технологических сетей.
Анализ изложенных в заявлении сведений, а также приложенных к нему документов позволил сделать вывод о наличии в описываемых действиях ответчика признаков нарушения  пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 18.10.2013 ОАО «МРСК Центра» было выдано Предупреждение  о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 4105/3). В соответствии с данным Предупреждением, Белгородское УФАС России предупредило ответчика о наличии в действиях (бездействии) ОАО «МРСК Центра», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции, выразившихся в экономически или технологически необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с гражданкой «…»  на основании поданной ею заявки от 24.06.2013 № 15690463, в связи с чем, ОАО «МРСК Центра» предупреждено о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем направления в адрес «…» для подписания заполненного и подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения настоящего предупреждения.
Предупреждение получено ОАО «МРСК Центра» 18.10.2013. 
30.10.2013 письмом № МРСК-БЛ/23/8439 ОАО «МРСК Центра» сообщило в адрес Белгородского УФАС России, что ознакомившись с предупреждением считает, что в данном случае не допущено нарушений  действующего законодательства, регулирующего основание, порядок и условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, которые установлены федеральными нормативно-правовыми актами, а, следовательно, не допущено нарушения антимонопольного законодательства,  в частности пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006, поскольку были соблюдены требования, предусматривающие основание, порядок и условия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Приказом руководителя Белгородского УФАС России от 09 декабря 2013 года № 463, в отношении  ОАО «МРСК Центра»  возбуждено дело № 522-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 09.12.2013 рассмотрение дела № 522-13-АЗ назначено на 30.01.2014 в 14 часов 00 минут.
На заседании Комиссии состоявшегося 30.01.2014 принято определение об отложении рассмотрения настоящего дела на 18 февраля 2014 года в 10 часов 00 минут.
Следующие заседание Комиссии, по рассмотрению настоящего дела, состоялось 18.02.2014 в 10 часов 00 минут. Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия, с целью необходимости получения  дополнительной информации, в соответствии  с частями 1,   5 статьи  47 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила отложить рассмотрение дела № 522-13-АЗ на 22 апреля 2014 года в 10 часов 00 минут, а также продлить срок рассмотрения настоящего дела на шесть месяцев.
22.04.2014 на заседании Комиссии с участием заявителя, его представителя по доверенности, а также представителя ответчика по доверенности, лица, участвующие в рассмотрении настоящего дела, поддержали изложенную ранее позицию.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, а также проанализировав имеющиеся материалы дела № 522-13-АЗ, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях) ОАО «МРСК Центра», при этом комиссия исходила из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, связанные с выполнением мероприятий по осуществлению технологического присоединения, определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), а также Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения). 
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Пунктом 1 Правил технологического присоединения определено, что настоящие правила определяют:
- порядок технологического присоединения энергопринимаюших устройств потребителей энергии к электрическим сетям;
- существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- устанавливают требования к выдаче технических условий;
- критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
По смыслу пункта 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. 
Из пункта 3 Правил технологического присоединения следует, что сетевая  организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
«…» является физическим лицом, гражданином РФ, имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: «…» (свидетельство о праве собственности «…»), то есть относиться к категории заявителей определенных пунктом 14 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
24 июня 2013 года в адрес ОАО «МРСК Центра» поступила заявка № 15690463 «…» на технологическое присоединение к электрическим сетям, энергопринимающих устройств расположенных по адресу: «…», в связи с необходимостью получения электрической энергии для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с указанием в заявке: максимальная мощность – 15 кВт, класс напряжения электрических сетей к которым планируется осуществить технологическое присоединение – 0,4 кВ, III категория надежности.
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения (в редакции, действующей на дату подачи заявителем заявки в сетевую организацию), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
18.07.2013 в адрес «…» ОАО «МРСК Центра» направило письмо № БЛ/Р8/629.  В своем письме, сетевая организация сообщила, что правовое положение садовых участков, расположенных на территории СО «Мечта» Яковлевского района Белгородской области полностью попадает под действия Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон о СНТ). Обеспечение социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в том числе электроснабжение дачных участков) – главная цель создания садоводческого некоммерческого товарищества. Исполнение договоров о пользовании объектами инфраструктуры садоводческого некоммерческого товарищества, заключенных с гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на территории СО «Мечта», также обязанность СО «Мечта».
16 августа 2013 года «…» обратилась в сетевую организацию с письмом, в котором выразило свое несогласие с направленным в ее адрес ответом, обосновывая свою позицию действующим законодательством, и с требованием выслать в ее адрес заполненный и подписанный проект типового договора на осуществление технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору. Дополнительно пояснила, что она не является членом каких-либо садовых товариществ, в том числе СО «Мечта».
В своем ответе от 29.08.2013 № БЛ/Р8/778 ответчик пояснил, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…», в отношении которых была подана заявка, было осуществлено от электрических сетей СТ «Металлург 90», что подтверждает справка данного товарищества и новое технологическое присоединение  в соответствии с требованиями пункта 2 Правил технологического присоединения не требуется. Следовательно, у филиала ОАО «МРСК Центра»- «Белгородэнерго» отсутствуют правовые основания для заключения договора об осуществлении технологического присоединения с целью повторного технологического присоединения.
Заполненный и подписанный проект типового договора на осуществление технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору гражданке «…» направлен не был.
В адрес председателя СТ «Металлург-90» Белгородским УФАС России направлен запрос о предоставлении информации № 4664/3 от 08.11.2013, в соответствии с которым запрошена информация о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств «…» к электрическим сетям СТ «Металлург-90».
В своем ответе (вх. № 3691 от 26.12.2013) председатель СТ «Металлург-90» «…» пояснила, что часть энергопринимающих устройств, расположенных на территории СТ «Мечта», в том числе гражданки «…», были присоединены к электрическим сетям СТ «Металлург-90». В настоящее время потребление электрической энергии «…» осуществляется, оплата производиться. 
Таким образом, как установлено на заседании Комиссии, на момент подачи «…» заявки № 15690463 от 24.06.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», энергопринимающие устройства, в отношении которых подана настоящая заявка, уже имели технологическое присоединение к электрическим сетям СТ «Металлург-90» и потребление электрической энергии осуществляется. Данный факт подтверждается материалами настоящего дела и не оспаривается лицами, участвующими в настоящем деле. 
Как указывалось ранее, действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Анализ содержания заявки № 15690463 от 24.06.2013 показал, что названная заявка подана с намерением осуществить технологическое присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
 Основываясь на принципе однократности технологического присоединения, закрепленного статьей 26 Закона об электроэнергетике, руководствуясь положениями Правил технологического присоединения, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела № 522-13-АЗ приходит к следующему выводу.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых «…» подана заявка № 15690463 от 24.06.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра», действия ответчика не могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства, а именно как злоупотребление доминирующим положением.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48,  Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
 
РЕШИЛА:
 
1. Производство по делу прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях) ОАО «МРСК Центра».
 
 
Председатель Комиссии: «…»
Члены Комиссии: «…»
«…»
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 52 Закона о защите конкуренции.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 522-13-АЗ [format] => [safe_value] => 522-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-24 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-24 07:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398411105 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )