Дело № 275-13-АЗ решение в отношении ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» и ОАО РСТК

Номер дела: 275-13-АЗ
Дата публикации: 24 февраля 2014, 15:34
Р Е Ш Е Н И Е
    г. Белгород
 
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 
председатель Комиссии: 
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России);
члены Комиссии:
начальник отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; 
ведущий специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; 
начальник территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел;
заведующий сектором правового обеспечения территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел;
 главный эксперт сектора правового обеспечения территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел,
при участии заявителя, представителя ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее – ОАО РСТК) (доверенность № 191 от 22.01.2014), в отсутствии представителей ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (о месте и времени рассмотрения дела извещено),
рассмотрев дело № 275-13-АЗ по признакам нарушения ОАО РСТК (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160) требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступило заявление физического лица (…) на действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». 
Как следует из материалов заявления, 26.04.2013 года в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», расположенного по адресу: 308010, г.Белгород, пр-т Богдана Хмельницкого, д.160, заявителю был продан пассажирский билет на пригородный маршрут  и  была осуществлена продажа полиса добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев (на время поездки) ОАО РСТК, без предварительного согласия заявителя на оказание данной услуги по добровольному страхованию.
Также из данного заявления следует, что договор перевозки пассажира автотранспорта и договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – кассиром ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» на единой кассовой ленте. Кроме факта навязывания услуги добровольного страхования пассажира автотранспорта, заявителю также не были разъяснены условия страхования пассажиров от несчастных случаев (на время поездки). Вышеописанные действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», по мнению заявителя, нарушают антимонопольное законодательство в части несоблюдения требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции». 
По данному факту с целью проверки достоверности сведений, указанных в заявлении и на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, Белгородским УФАС России проведены внеплановые выездные проверки ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160) и ОАО «Русская страховая транспортная компания» (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) в лице Белгородского филиала, расположенного по адресу: (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160).
Указанные заявителем признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135«О защите конкуренции», нашли свое подтверждение в ходе проведения проверок.
Как следует из пояснений представителей ответчика ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (…) (дов-ть от 09.01.2013 г.), (…)(дов-ть от 09.01.2013 г.), данных в ходе заседания Комиссии 08.08.2013 года, с заявленными требованиями представители ответчика не согласны. Полагают, что в действиях ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. 
Как следует из пояснений представителя ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (…), Обществом исполняются обязательства в соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 года добросовестно и в рамках соответствующего соглашения. Кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК разъясняются условия добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, также соблюдается и добровольность приобретения данной услуги при продаже проездного документа. Заявителю, по мнению ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», была оказана услуга по страхованию от несчастных случаев на время поездки в добровольном порядке. 
Как следует  из пояснений представителя ОАО РСТК (…), данных в ходе заседания Комиссии, навязывание услуг добровольного страхования материалами дела не подтверждается. Указал на наличие в здании ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АТОВОКЗАЛ» памяток с информацией о добровольном страховании, расположенных  на окне каждого кассира, вследствие чего у пассажира присутствует возможность ознакомления с правилами добровольного страхования от несчастных случаев. Реализация страхового продукта происходит как непосредственно в офисе ОАО РСТК, так и через агентов. В данном случае услуга добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев реализуется посредством агентского договора, заключенного с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Обращений по поводу навязывания добровольного страхования с момента возбуждения данного дела в ОАО РСТК не поступало, ОАО РСТК никогда не навязывало никому услугу добровольного страхования.
Также, как пояснил представитель ОАО РСТК в ходе заседания Комиссии, чем больше страхового продукта (полис добровольного страхования от несчастных случаев) будет реализовано ОАО РСТК, тем более положительный результат деятельности ОАО РСТК будет достигнут, реализация данного страхового продукта составляет от общего объема реализуемых страховых продуктов менее 20%.
Как следует из пояснений заявителя, данных в ходе рассмотрения дела, при покупке билета на пригородный маршрут в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», кассир не спрашивала согласия заявителя на приобретение полиса добровольного страхования, тем не менее полис был ей продан, полис добровольного страхования заявитель увидела только при посадке в автобусе. Также как следует их данных пояснений, заявитель обращался в кассу ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» за предоставлением только одной услуги, а кассиром были предоставлены две услуги – услуга добровольного страхования от несчастных случаев и продажа билета, также заявитель пояснил, что факт одновременной продажи ему двух услуг носит не разовый характер.
В ходе рассмотрения заявления и проведения проверок Белгородским УФАС России также было предложено гражданам и гостям города Белгорода и Белгородской области принять участие в опросе, касающемся автобусных междугородних и международных перевозок, осуществляющихся с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Для этих целей на официальном сайте Управления размещена анкета для заполнения пассажирами, пользующимися услугами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». 
В адрес Белгородского УФАС России поступило 10 заполненных анкет (в электронном виде), из которых в 8 случаях присутствует факт навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК пассажирам услуги по добровольному страхованию от несчастных случаев на время поездки, что также свидетельствует об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с Уставом ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предметом деятельности данного Общества являются, в том числе: деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.); деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; внутригородские, пригородные, междугородние, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. 
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» зарегистрировано 14.12.2010 года за основным государственным регистрационным номером 1103123015962 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Белгороду.
Согласно положениям договора № 42 от 01.12.2012 года, заключенному между ООО «Белгородский автовокзал» (арендодатель) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения (зал ожидания площадью 455,9 кв.м, кассы площадью 35 кв.м, кассы площадью 36,1 кв.м, коридор площадью 12,6 кв.м, кабинет площадью 10,4 кв.м, кабинет площадью 16,2 кв.м, расположенные на первом этаже в здании по адресу:  г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160 и часть земельного участка 11825 кв.м, находящиеся в собственности у ООО «Белгородский автовокзал», для использования под офисные помещения для размещения персонала.
В результате проведения Белгородским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), оказываемых на территории г.Белгорода в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено, что ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в географических границах муниципального образования городского округа «Город Белгород».
В соответствии с Уставом ОАО РСТК осуществляет деятельность по оказанию физическим и юридическим лицам услуг страхования, сострахования, перестрахования.
ОАО РСТК осуществляет добровольное страхование пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев в соответствии с лицензией С № 1852 50, выданной Федеральной службой страхового надзора 17 марта 2010 года на всей территории Российской Федерации.
Согласно положениям договора субаренды № 29 от 01.11.2012 года, заключенного между ООО «Белгородский Автовокзал» (арендодатель) и Белгородский филиал ОАО «Русская страховая транспортная компания» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения, расположенные на втором этаже общей площадью 45 кв.м в здании автовокзала по адресу: г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160, находящиеся в аренде ООО «Белгородский Автовокзал»,  под офисное помещение для размещения персонала.
В соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенным между ОАО «Русская страховая транспортная компания» («Принципал») и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» («Агент»), по настоящему договору Принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала действия по привлечению страхователей и заключению договоров добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, перевозимых автомобильным транспортом.
Агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, предусмотрена обязанность Агента по разъяснению пассажирам преимущества осуществления добровольного страхования от несчастных случаев на время поездки и соблюдение принципа добровольности при заключении договоров страхования.
В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора, Агент обязан заключать от имени и за счет Принципала договоры страхования пассажиров от несчастных случаев, путем оформления страховых полисов, форма которых содержится в Правилах страхования пассажиров от несчастных случаев.
В соответствии с п.1.4 данного договора для выполнения поручения, предусмотренного настоящим договором, Агент привлекает Субагентов, содержащихся в списке, прилагаемом к настоящему договору (Приложение №1). При выполнении поручения Субагенты действуют от имени и за счет Агента и несут ответственность перед ним.
Исходя из имеющихся материалов, субагент по договору № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 является сотрудником билетной кассы ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ».
Согласно п.3.2 данного договора размер вознаграждения зависит от количества договоров страхования, заключенных Агентом и Субагентами в соответствующем месяце. Вознаграждение начисляется ежемесячно в размере (…) процентов от объема собранных страховых взносов.
ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (далее - автовокзал) является агентом ОАО РСТК и получает агентское вознаграждение. Стороны Договора заинтересованы в реализации большего числа страховых полисов добровольного страхования, так как соответственно возрастает агентское вознаграждение автовокзала и доход ОАО РСТК.
29.06.2009 года ОАО РСТК утверждены Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта). 
В соответствии с пунктом 5.4 Правил Страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК, договор страхования заключается на основании устного заявления Страхователя при предъявлении им документов, удостоверяющих личность и перевозочного документа.
Таким образом, Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК от 29.06.2009 года утверждены в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 
страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
 В силу статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Частью 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страховые агенты - осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ (далее  - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
В силу части 2 статьи 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
Добровольное страхование в качестве основного критерия предусматривает волеизъявление потребителя на приобретение данной услуги.
В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» под соглашением понимается, в том числе договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Как следует из пояснений заявителя, заявителю в кассе одновременно был продан билет и была осуществлена продажа полиса добровольного страхования ОАО РСТК (полис добровольного страхования оформляется  на одной кассовой ленте с билетом) при отсутствии его согласия на оказание услуги по добровольному страхованию, которое непосредственно предусмотрено как действующим законодательством, так и правилами страхования пассажиров от несчастных случаев ОАО РСТК. Исходя из вышеизложенного, ОАО РСТК данными действиями нарушает Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта), утвержденные 29.06.2009 года.
Кроме того полис добровольного страхования не содержит фамилии, имени, отчества застрахованного лица, что может вызвать трудности при осуществлении страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение принципа добровольности волеизъявления покупателя – потенциального пассажира при осуществлении страхования от несчастных случае на время поездки. 
В данном случае, навязывание выражено в том, что при продаже автобусного билета покупателю дополнительно без предварительного уведомления и последующего получения согласия реализуется страховой полис.
В силу действующего законодательства у пассажиров, приобретающих билет на междугородние и международные маршруты в кассах ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствует обязанность знакомиться с информацией, размещенной в помещении автовокзала, такой способ информирования достаточным средством обеспечения добровольности приобретения пассажирами полисов добровольного страхования не является.
Таким образом, при заключении договора добровольного страхования у пассажира не только не спрашивается его согласие на страхование, пассажир вовсе не уведомляется о совершении сделки и ее условиях.
По мнению Комиссии, осуществление одними и теми же лицами функций работников ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» по продаже билетов на перевозку и обязанностей страховых субагентов в здании автовокзала создает объективную возможность по навязыванию пассажирам, заинтересованным в покупке в кассах автовокзала билета на проезд, страховых услуг, поскольку договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В рамках данного дела Белгородским УФАС России был направлен запрос о представлении информации в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе по всем страховым организациям, осуществляющим добровольное страхование пассажиров автотранспорта от несчастных случаев на территории Белгородской области (в том числе на территории г.Белгорода).
На запрос Белгородского УФАС России Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе представлены сведения, согласно которым на территории г.Белгорода деятельность по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев осуществляют 14 страховых организаций.
ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», обеспечивая ОАО «РСТК» возможность заключать договоры страхования, действуя через субагентов, которые являются работниками автовокзала и оформляют страховые полисы в основное рабочее время одновременно с исполнением непосредственных трудовых обязанностей по продаже билетов на проезд в транспорте, создает преимущества страховой компании в осуществлении им деятельности на рынке страховых услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на этом же рынке. Услуга добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, как следует из материалов дела, навязывается кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» при покупке проездного билета.
По мнению Комиссии, договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (соглашение) ущемляет интересы пассажиров, поскольку при приобретении билета на перевозку у кассира автовокзала, потребитель дополнительно получает навязываемую услугу, которую мог бы не приобретать в силу добровольности данного вида страхования либо приобретать у других страховых компаний с учетом условий страхования и других факторов, влияющих на свободу выбора покупателя.
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, Комиссией установлено, что исполнение данного агентского договора (соглашения) № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, поставлены в неравные условия по сравнению с ОАО РСТК. Осуществление кассирами автовокзала деятельности по продаже страховых полисов от имени иного хозяйствующего субъекта (страховой организации) – заключении договоров добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев создает препятствия для доступа на указанный рынок для страховых компаний.
При таких обстоятельствах, Комиссия расценивает данный договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», как нарушающий требования, установленные пунктом 1 части 4  статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» нарушившими требования, установленные пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предписание о прекращении действия договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного с ОАО «Русская страховая транспортная компания», исполнение которого, путем навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКОГО АВТОВОКЗАЛА» - субагентами ОАО РСТК договора добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, привело к ограничению конкуренции на рынке добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев.
3. Выдать ОАО «Русская страховая транспортная компания» предписание путем прекращения действия договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», исполнение которого, путем навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКОГО АВТОВОКЗАЛА» - субагентами ОАО РСТК договора добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, привело к ограничению конкуренции на рынке добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев.
 
Председатель Комиссии       
 
 
Члены комиссии       
 
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.
 
 
stdClass Object ( [vid] => 10386 [uid] => 5 [title] => Дело № 275-13-АЗ решение в отношении ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» и ОАО РСТК [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10386 [type] => solution [language] => ru [created] => 1393328196 [changed] => 1393328196 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1393328196 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
    г. Белгород
 
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 
председатель Комиссии: 
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России);
члены Комиссии:
начальник отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; 
ведущий специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; 
начальник территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел;
заведующий сектором правового обеспечения территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел;
 главный эксперт сектора правового обеспечения территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел,
при участии заявителя, представителя ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее – ОАО РСТК) (доверенность № 191 от 22.01.2014), в отсутствии представителей ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (о месте и времени рассмотрения дела извещено),
рассмотрев дело № 275-13-АЗ по признакам нарушения ОАО РСТК (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160) требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступило заявление физического лица (…) на действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». 
Как следует из материалов заявления, 26.04.2013 года в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», расположенного по адресу: 308010, г.Белгород, пр-т Богдана Хмельницкого, д.160, заявителю был продан пассажирский билет на пригородный маршрут  и  была осуществлена продажа полиса добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев (на время поездки) ОАО РСТК, без предварительного согласия заявителя на оказание данной услуги по добровольному страхованию.
Также из данного заявления следует, что договор перевозки пассажира автотранспорта и договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – кассиром ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» на единой кассовой ленте. Кроме факта навязывания услуги добровольного страхования пассажира автотранспорта, заявителю также не были разъяснены условия страхования пассажиров от несчастных случаев (на время поездки). Вышеописанные действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», по мнению заявителя, нарушают антимонопольное законодательство в части несоблюдения требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции». 
По данному факту с целью проверки достоверности сведений, указанных в заявлении и на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, Белгородским УФАС России проведены внеплановые выездные проверки ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160) и ОАО «Русская страховая транспортная компания» (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) в лице Белгородского филиала, расположенного по адресу: (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160).
Указанные заявителем признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135«О защите конкуренции», нашли свое подтверждение в ходе проведения проверок.
Как следует из пояснений представителей ответчика ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (…) (дов-ть от 09.01.2013 г.), (…)(дов-ть от 09.01.2013 г.), данных в ходе заседания Комиссии 08.08.2013 года, с заявленными требованиями представители ответчика не согласны. Полагают, что в действиях ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. 
Как следует из пояснений представителя ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (…), Обществом исполняются обязательства в соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 года добросовестно и в рамках соответствующего соглашения. Кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК разъясняются условия добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, также соблюдается и добровольность приобретения данной услуги при продаже проездного документа. Заявителю, по мнению ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», была оказана услуга по страхованию от несчастных случаев на время поездки в добровольном порядке. 
Как следует  из пояснений представителя ОАО РСТК (…), данных в ходе заседания Комиссии, навязывание услуг добровольного страхования материалами дела не подтверждается. Указал на наличие в здании ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АТОВОКЗАЛ» памяток с информацией о добровольном страховании, расположенных  на окне каждого кассира, вследствие чего у пассажира присутствует возможность ознакомления с правилами добровольного страхования от несчастных случаев. Реализация страхового продукта происходит как непосредственно в офисе ОАО РСТК, так и через агентов. В данном случае услуга добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев реализуется посредством агентского договора, заключенного с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Обращений по поводу навязывания добровольного страхования с момента возбуждения данного дела в ОАО РСТК не поступало, ОАО РСТК никогда не навязывало никому услугу добровольного страхования.
Также, как пояснил представитель ОАО РСТК в ходе заседания Комиссии, чем больше страхового продукта (полис добровольного страхования от несчастных случаев) будет реализовано ОАО РСТК, тем более положительный результат деятельности ОАО РСТК будет достигнут, реализация данного страхового продукта составляет от общего объема реализуемых страховых продуктов менее 20%.
Как следует из пояснений заявителя, данных в ходе рассмотрения дела, при покупке билета на пригородный маршрут в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», кассир не спрашивала согласия заявителя на приобретение полиса добровольного страхования, тем не менее полис был ей продан, полис добровольного страхования заявитель увидела только при посадке в автобусе. Также как следует их данных пояснений, заявитель обращался в кассу ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» за предоставлением только одной услуги, а кассиром были предоставлены две услуги – услуга добровольного страхования от несчастных случаев и продажа билета, также заявитель пояснил, что факт одновременной продажи ему двух услуг носит не разовый характер.
В ходе рассмотрения заявления и проведения проверок Белгородским УФАС России также было предложено гражданам и гостям города Белгорода и Белгородской области принять участие в опросе, касающемся автобусных междугородних и международных перевозок, осуществляющихся с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Для этих целей на официальном сайте Управления размещена анкета для заполнения пассажирами, пользующимися услугами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». 
В адрес Белгородского УФАС России поступило 10 заполненных анкет (в электронном виде), из которых в 8 случаях присутствует факт навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК пассажирам услуги по добровольному страхованию от несчастных случаев на время поездки, что также свидетельствует об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с Уставом ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предметом деятельности данного Общества являются, в том числе: деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.); деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; внутригородские, пригородные, междугородние, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. 
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» зарегистрировано 14.12.2010 года за основным государственным регистрационным номером 1103123015962 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Белгороду.
Согласно положениям договора № 42 от 01.12.2012 года, заключенному между ООО «Белгородский автовокзал» (арендодатель) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения (зал ожидания площадью 455,9 кв.м, кассы площадью 35 кв.м, кассы площадью 36,1 кв.м, коридор площадью 12,6 кв.м, кабинет площадью 10,4 кв.м, кабинет площадью 16,2 кв.м, расположенные на первом этаже в здании по адресу:  г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160 и часть земельного участка 11825 кв.м, находящиеся в собственности у ООО «Белгородский автовокзал», для использования под офисные помещения для размещения персонала.
В результате проведения Белгородским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), оказываемых на территории г.Белгорода в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено, что ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в географических границах муниципального образования городского округа «Город Белгород».
В соответствии с Уставом ОАО РСТК осуществляет деятельность по оказанию физическим и юридическим лицам услуг страхования, сострахования, перестрахования.
ОАО РСТК осуществляет добровольное страхование пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев в соответствии с лицензией С № 1852 50, выданной Федеральной службой страхового надзора 17 марта 2010 года на всей территории Российской Федерации.
Согласно положениям договора субаренды № 29 от 01.11.2012 года, заключенного между ООО «Белгородский Автовокзал» (арендодатель) и Белгородский филиал ОАО «Русская страховая транспортная компания» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения, расположенные на втором этаже общей площадью 45 кв.м в здании автовокзала по адресу: г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160, находящиеся в аренде ООО «Белгородский Автовокзал»,  под офисное помещение для размещения персонала.
В соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенным между ОАО «Русская страховая транспортная компания» («Принципал») и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» («Агент»), по настоящему договору Принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала действия по привлечению страхователей и заключению договоров добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, перевозимых автомобильным транспортом.
Агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, предусмотрена обязанность Агента по разъяснению пассажирам преимущества осуществления добровольного страхования от несчастных случаев на время поездки и соблюдение принципа добровольности при заключении договоров страхования.
В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора, Агент обязан заключать от имени и за счет Принципала договоры страхования пассажиров от несчастных случаев, путем оформления страховых полисов, форма которых содержится в Правилах страхования пассажиров от несчастных случаев.
В соответствии с п.1.4 данного договора для выполнения поручения, предусмотренного настоящим договором, Агент привлекает Субагентов, содержащихся в списке, прилагаемом к настоящему договору (Приложение №1). При выполнении поручения Субагенты действуют от имени и за счет Агента и несут ответственность перед ним.
Исходя из имеющихся материалов, субагент по договору № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 является сотрудником билетной кассы ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ».
Согласно п.3.2 данного договора размер вознаграждения зависит от количества договоров страхования, заключенных Агентом и Субагентами в соответствующем месяце. Вознаграждение начисляется ежемесячно в размере (…) процентов от объема собранных страховых взносов.
ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (далее - автовокзал) является агентом ОАО РСТК и получает агентское вознаграждение. Стороны Договора заинтересованы в реализации большего числа страховых полисов добровольного страхования, так как соответственно возрастает агентское вознаграждение автовокзала и доход ОАО РСТК.
29.06.2009 года ОАО РСТК утверждены Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта). 
В соответствии с пунктом 5.4 Правил Страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК, договор страхования заключается на основании устного заявления Страхователя при предъявлении им документов, удостоверяющих личность и перевозочного документа.
Таким образом, Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК от 29.06.2009 года утверждены в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 
страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
 В силу статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Частью 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страховые агенты - осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ (далее  - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
В силу части 2 статьи 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
Добровольное страхование в качестве основного критерия предусматривает волеизъявление потребителя на приобретение данной услуги.
В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» под соглашением понимается, в том числе договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Как следует из пояснений заявителя, заявителю в кассе одновременно был продан билет и была осуществлена продажа полиса добровольного страхования ОАО РСТК (полис добровольного страхования оформляется  на одной кассовой ленте с билетом) при отсутствии его согласия на оказание услуги по добровольному страхованию, которое непосредственно предусмотрено как действующим законодательством, так и правилами страхования пассажиров от несчастных случаев ОАО РСТК. Исходя из вышеизложенного, ОАО РСТК данными действиями нарушает Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта), утвержденные 29.06.2009 года.
Кроме того полис добровольного страхования не содержит фамилии, имени, отчества застрахованного лица, что может вызвать трудности при осуществлении страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение принципа добровольности волеизъявления покупателя – потенциального пассажира при осуществлении страхования от несчастных случае на время поездки. 
В данном случае, навязывание выражено в том, что при продаже автобусного билета покупателю дополнительно без предварительного уведомления и последующего получения согласия реализуется страховой полис.
В силу действующего законодательства у пассажиров, приобретающих билет на междугородние и международные маршруты в кассах ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствует обязанность знакомиться с информацией, размещенной в помещении автовокзала, такой способ информирования достаточным средством обеспечения добровольности приобретения пассажирами полисов добровольного страхования не является.
Таким образом, при заключении договора добровольного страхования у пассажира не только не спрашивается его согласие на страхование, пассажир вовсе не уведомляется о совершении сделки и ее условиях.
По мнению Комиссии, осуществление одними и теми же лицами функций работников ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» по продаже билетов на перевозку и обязанностей страховых субагентов в здании автовокзала создает объективную возможность по навязыванию пассажирам, заинтересованным в покупке в кассах автовокзала билета на проезд, страховых услуг, поскольку договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В рамках данного дела Белгородским УФАС России был направлен запрос о представлении информации в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе по всем страховым организациям, осуществляющим добровольное страхование пассажиров автотранспорта от несчастных случаев на территории Белгородской области (в том числе на территории г.Белгорода).
На запрос Белгородского УФАС России Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе представлены сведения, согласно которым на территории г.Белгорода деятельность по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев осуществляют 14 страховых организаций.
ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», обеспечивая ОАО «РСТК» возможность заключать договоры страхования, действуя через субагентов, которые являются работниками автовокзала и оформляют страховые полисы в основное рабочее время одновременно с исполнением непосредственных трудовых обязанностей по продаже билетов на проезд в транспорте, создает преимущества страховой компании в осуществлении им деятельности на рынке страховых услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на этом же рынке. Услуга добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, как следует из материалов дела, навязывается кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» при покупке проездного билета.
По мнению Комиссии, договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (соглашение) ущемляет интересы пассажиров, поскольку при приобретении билета на перевозку у кассира автовокзала, потребитель дополнительно получает навязываемую услугу, которую мог бы не приобретать в силу добровольности данного вида страхования либо приобретать у других страховых компаний с учетом условий страхования и других факторов, влияющих на свободу выбора покупателя.
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, Комиссией установлено, что исполнение данного агентского договора (соглашения) № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, поставлены в неравные условия по сравнению с ОАО РСТК. Осуществление кассирами автовокзала деятельности по продаже страховых полисов от имени иного хозяйствующего субъекта (страховой организации) – заключении договоров добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев создает препятствия для доступа на указанный рынок для страховых компаний.
При таких обстоятельствах, Комиссия расценивает данный договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», как нарушающий требования, установленные пунктом 1 части 4  статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» нарушившими требования, установленные пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предписание о прекращении действия договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного с ОАО «Русская страховая транспортная компания», исполнение которого, путем навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКОГО АВТОВОКЗАЛА» - субагентами ОАО РСТК договора добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, привело к ограничению конкуренции на рынке добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев.
3. Выдать ОАО «Русская страховая транспортная компания» предписание путем прекращения действия договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», исполнение которого, путем навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКОГО АВТОВОКЗАЛА» - субагентами ОАО РСТК договора добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, привело к ограничению конкуренции на рынке добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев.
 
Председатель Комиссии       
 
 
Члены комиссии       
 
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
    г. Белгород
 
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 
председатель Комиссии: 
руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России);
члены Комиссии:
начальник отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; 
ведущий специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; 
начальник территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел;
заведующий сектором правового обеспечения территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел;
 главный эксперт сектора правового обеспечения территориального отдела Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в г.Орел,
при участии заявителя, представителя ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее – ОАО РСТК) (доверенность № 191 от 22.01.2014), в отсутствии представителей ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (о месте и времени рассмотрения дела извещено),
рассмотрев дело № 275-13-АЗ по признакам нарушения ОАО РСТК (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160) требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступило заявление физического лица (…) на действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». 
Как следует из материалов заявления, 26.04.2013 года в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», расположенного по адресу: 308010, г.Белгород, пр-т Богдана Хмельницкого, д.160, заявителю был продан пассажирский билет на пригородный маршрут  и  была осуществлена продажа полиса добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев (на время поездки) ОАО РСТК, без предварительного согласия заявителя на оказание данной услуги по добровольному страхованию.
Также из данного заявления следует, что договор перевозки пассажира автотранспорта и договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – кассиром ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» на единой кассовой ленте. Кроме факта навязывания услуги добровольного страхования пассажира автотранспорта, заявителю также не были разъяснены условия страхования пассажиров от несчастных случаев (на время поездки). Вышеописанные действия ОАО РСТК и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», по мнению заявителя, нарушают антимонопольное законодательство в части несоблюдения требований пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции». 
По данному факту с целью проверки достоверности сведений, указанных в заявлении и на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, Белгородским УФАС России проведены внеплановые выездные проверки ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160) и ОАО «Русская страховая транспортная компания» (141400, Московская область, г.Химки, ул.Энгельса, д.7/15) в лице Белгородского филиала, расположенного по адресу: (308010, г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д.160).
Указанные заявителем признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135«О защите конкуренции», нашли свое подтверждение в ходе проведения проверок.
Как следует из пояснений представителей ответчика ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (…) (дов-ть от 09.01.2013 г.), (…)(дов-ть от 09.01.2013 г.), данных в ходе заседания Комиссии 08.08.2013 года, с заявленными требованиями представители ответчика не согласны. Полагают, что в действиях ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. 
Как следует из пояснений представителя ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (…), Обществом исполняются обязательства в соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 года добросовестно и в рамках соответствующего соглашения. Кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК разъясняются условия добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, также соблюдается и добровольность приобретения данной услуги при продаже проездного документа. Заявителю, по мнению ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», была оказана услуга по страхованию от несчастных случаев на время поездки в добровольном порядке. 
Как следует  из пояснений представителя ОАО РСТК (…), данных в ходе заседания Комиссии, навязывание услуг добровольного страхования материалами дела не подтверждается. Указал на наличие в здании ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АТОВОКЗАЛ» памяток с информацией о добровольном страховании, расположенных  на окне каждого кассира, вследствие чего у пассажира присутствует возможность ознакомления с правилами добровольного страхования от несчастных случаев. Реализация страхового продукта происходит как непосредственно в офисе ОАО РСТК, так и через агентов. В данном случае услуга добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев реализуется посредством агентского договора, заключенного с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Обращений по поводу навязывания добровольного страхования с момента возбуждения данного дела в ОАО РСТК не поступало, ОАО РСТК никогда не навязывало никому услугу добровольного страхования.
Также, как пояснил представитель ОАО РСТК в ходе заседания Комиссии, чем больше страхового продукта (полис добровольного страхования от несчастных случаев) будет реализовано ОАО РСТК, тем более положительный результат деятельности ОАО РСТК будет достигнут, реализация данного страхового продукта составляет от общего объема реализуемых страховых продуктов менее 20%.
Как следует из пояснений заявителя, данных в ходе рассмотрения дела, при покупке билета на пригородный маршрут в кассе ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», кассир не спрашивала согласия заявителя на приобретение полиса добровольного страхования, тем не менее полис был ей продан, полис добровольного страхования заявитель увидела только при посадке в автобусе. Также как следует их данных пояснений, заявитель обращался в кассу ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» за предоставлением только одной услуги, а кассиром были предоставлены две услуги – услуга добровольного страхования от несчастных случаев и продажа билета, также заявитель пояснил, что факт одновременной продажи ему двух услуг носит не разовый характер.
В ходе рассмотрения заявления и проведения проверок Белгородским УФАС России также было предложено гражданам и гостям города Белгорода и Белгородской области принять участие в опросе, касающемся автобусных междугородних и международных перевозок, осуществляющихся с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». Для этих целей на официальном сайте Управления размещена анкета для заполнения пассажирами, пользующимися услугами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ». 
В адрес Белгородского УФАС России поступило 10 заполненных анкет (в электронном виде), из которых в 8 случаях присутствует факт навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» - субагентами ОАО РСТК пассажирам услуги по добровольному страхованию от несчастных случаев на время поездки, что также свидетельствует об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с Уставом ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предметом деятельности данного Общества являются, в том числе: деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.); деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; внутригородские, пригородные, междугородние, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. 
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» зарегистрировано 14.12.2010 года за основным государственным регистрационным номером 1103123015962 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Белгороду.
Согласно положениям договора № 42 от 01.12.2012 года, заключенному между ООО «Белгородский автовокзал» (арендодатель) и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения (зал ожидания площадью 455,9 кв.м, кассы площадью 35 кв.м, кассы площадью 36,1 кв.м, коридор площадью 12,6 кв.м, кабинет площадью 10,4 кв.м, кабинет площадью 16,2 кв.м, расположенные на первом этаже в здании по адресу:  г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160 и часть земельного участка 11825 кв.м, находящиеся в собственности у ООО «Белгородский автовокзал», для использования под офисные помещения для размещения персонала.
В результате проведения Белгородским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), оказываемых на территории г.Белгорода в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено, что ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в географических границах муниципального образования городского округа «Город Белгород».
В соответствии с Уставом ОАО РСТК осуществляет деятельность по оказанию физическим и юридическим лицам услуг страхования, сострахования, перестрахования.
ОАО РСТК осуществляет добровольное страхование пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев в соответствии с лицензией С № 1852 50, выданной Федеральной службой страхового надзора 17 марта 2010 года на всей территории Российской Федерации.
Согласно положениям договора субаренды № 29 от 01.11.2012 года, заключенного между ООО «Белгородский Автовокзал» (арендодатель) и Белгородский филиал ОАО «Русская страховая транспортная компания» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения, расположенные на втором этаже общей площадью 45 кв.м в здании автовокзала по адресу: г.Белгород, пр-т Б-Хмельницкого, д.160, находящиеся в аренде ООО «Белгородский Автовокзал»,  под офисное помещение для размещения персонала.
В соответствии с агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенным между ОАО «Русская страховая транспортная компания» («Принципал») и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» («Агент»), по настоящему договору Принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала действия по привлечению страхователей и заключению договоров добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, перевозимых автомобильным транспортом.
Агентским договором № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, предусмотрена обязанность Агента по разъяснению пассажирам преимущества осуществления добровольного страхования от несчастных случаев на время поездки и соблюдение принципа добровольности при заключении договоров страхования.
В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора, Агент обязан заключать от имени и за счет Принципала договоры страхования пассажиров от несчастных случаев, путем оформления страховых полисов, форма которых содержится в Правилах страхования пассажиров от несчастных случаев.
В соответствии с п.1.4 данного договора для выполнения поручения, предусмотренного настоящим договором, Агент привлекает Субагентов, содержащихся в списке, прилагаемом к настоящему договору (Приложение №1). При выполнении поручения Субагенты действуют от имени и за счет Агента и несут ответственность перед ним.
Исходя из имеющихся материалов, субагент по договору № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013 является сотрудником билетной кассы ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ».
Согласно п.3.2 данного договора размер вознаграждения зависит от количества договоров страхования, заключенных Агентом и Субагентами в соответствующем месяце. Вознаграждение начисляется ежемесячно в размере (…) процентов от объема собранных страховых взносов.
ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (далее - автовокзал) является агентом ОАО РСТК и получает агентское вознаграждение. Стороны Договора заинтересованы в реализации большего числа страховых полисов добровольного страхования, так как соответственно возрастает агентское вознаграждение автовокзала и доход ОАО РСТК.
29.06.2009 года ОАО РСТК утверждены Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта). 
В соответствии с пунктом 5.4 Правил Страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК, договор страхования заключается на основании устного заявления Страхователя при предъявлении им документов, удостоверяющих личность и перевозочного документа.
Таким образом, Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта) ОАО РСТК от 29.06.2009 года утверждены в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 
страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
 В силу статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Частью 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страховые агенты - осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ (далее  - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
В силу части 2 статьи 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
Добровольное страхование в качестве основного критерия предусматривает волеизъявление потребителя на приобретение данной услуги.
В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» под соглашением понимается, в том числе договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Как следует из пояснений заявителя, заявителю в кассе одновременно был продан билет и была осуществлена продажа полиса добровольного страхования ОАО РСТК (полис добровольного страхования оформляется  на одной кассовой ленте с билетом) при отсутствии его согласия на оказание услуги по добровольному страхованию, которое непосредственно предусмотрено как действующим законодательством, так и правилами страхования пассажиров от несчастных случаев ОАО РСТК. Исходя из вышеизложенного, ОАО РСТК данными действиями нарушает Правила страхования пассажиров от несчастного случая (на всех видах транспорта), утвержденные 29.06.2009 года.
Кроме того полис добровольного страхования не содержит фамилии, имени, отчества застрахованного лица, что может вызвать трудности при осуществлении страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение принципа добровольности волеизъявления покупателя – потенциального пассажира при осуществлении страхования от несчастных случае на время поездки. 
В данном случае, навязывание выражено в том, что при продаже автобусного билета покупателю дополнительно без предварительного уведомления и последующего получения согласия реализуется страховой полис.
В силу действующего законодательства у пассажиров, приобретающих билет на междугородние и международные маршруты в кассах ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» отсутствует обязанность знакомиться с информацией, размещенной в помещении автовокзала, такой способ информирования достаточным средством обеспечения добровольности приобретения пассажирами полисов добровольного страхования не является.
Таким образом, при заключении договора добровольного страхования у пассажира не только не спрашивается его согласие на страхование, пассажир вовсе не уведомляется о совершении сделки и ее условиях.
По мнению Комиссии, осуществление одними и теми же лицами функций работников ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» по продаже билетов на перевозку и обязанностей страховых субагентов в здании автовокзала создает объективную возможность по навязыванию пассажирам, заинтересованным в покупке в кассах автовокзала билета на проезд, страховых услуг, поскольку договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В рамках данного дела Белгородским УФАС России был направлен запрос о представлении информации в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе по всем страховым организациям, осуществляющим добровольное страхование пассажиров автотранспорта от несчастных случаев на территории Белгородской области (в том числе на территории г.Белгорода).
На запрос Белгородского УФАС России Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе представлены сведения, согласно которым на территории г.Белгорода деятельность по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев осуществляют 14 страховых организаций.
ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», обеспечивая ОАО «РСТК» возможность заключать договоры страхования, действуя через субагентов, которые являются работниками автовокзала и оформляют страховые полисы в основное рабочее время одновременно с исполнением непосредственных трудовых обязанностей по продаже билетов на проезд в транспорте, создает преимущества страховой компании в осуществлении им деятельности на рынке страховых услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на этом же рынке. Услуга добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, как следует из материалов дела, навязывается кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» при покупке проездного билета.
По мнению Комиссии, договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» (соглашение) ущемляет интересы пассажиров, поскольку при приобретении билета на перевозку у кассира автовокзала, потребитель дополнительно получает навязываемую услугу, которую мог бы не приобретать в силу добровольности данного вида страхования либо приобретать у других страховых компаний с учетом условий страхования и других факторов, влияющих на свободу выбора покупателя.
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, Комиссией установлено, что исполнение данного агентского договора (соглашения) № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, поставлены в неравные условия по сравнению с ОАО РСТК. Осуществление кассирами автовокзала деятельности по продаже страховых полисов от имени иного хозяйствующего субъекта (страховой организации) – заключении договоров добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев создает препятствия для доступа на указанный рынок для страховых компаний.
При таких обстоятельствах, Комиссия расценивает данный договор № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенный между ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», как нарушающий требования, установленные пунктом 1 части 4  статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать ОАО «Русская страховая транспортная компания» и ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» нарушившими требования, установленные пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» предписание о прекращении действия договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного с ОАО «Русская страховая транспортная компания», исполнение которого, путем навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКОГО АВТОВОКЗАЛА» - субагентами ОАО РСТК договора добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, привело к ограничению конкуренции на рынке добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев.
3. Выдать ОАО «Русская страховая транспортная компания» предписание путем прекращения действия договора № 310-ДСП-000001/13 от 01.03.2013, заключенного с ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», исполнение которого, путем навязывания кассирами ООО «БЕЛГОРОДСКОГО АВТОВОКЗАЛА» - субагентами ОАО РСТК договора добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев, привело к ограничению конкуренции на рынке добровольного страхования пассажиров автотранспорта от несчастных случаев.
 
Председатель Комиссии       
 
 
Члены комиссии       
 
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 510/3 от 24.02.2014 [format] => [safe_value] => 510/3 от 24.02.2014 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 275-13-АЗ [format] => [safe_value] => 275-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-24 11:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-24 11:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1393328196 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )