Дело № 485-13-АЗ решение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

Номер дела: 485-13-АЗ
Дата публикации: 26 декабря 2013, 14:29
ЗАЯВИТЕЛЬ
ООО «Белрегионтеплоэнерго»  
309850, Белгородская обл., Яковлевский р-н, г. Строитель,               ул. 2-я Заводская, д. 3
 
ОТВЕТЧИК
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»
308000, г. Белгород, пр. Славы, 41 
 
ЛИЦО, РАСПОЛАГАЮЩЕЕ СВЕДЕНИЯМИ О РАССМАТРИВАЕМЫХ КОМИССИЕЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
ОАО «Газпром газораспределение Белгород»
308023, г. Белгород, 5-й Заводской пер., д. 38
 
Дело № 485-13-АЗ
 
 
 
    Р Е Ш Е Н И Е 
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2013 года                                   
Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года                                  г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 
 
При участии в заседании:
- от заявителя:  <...> (по доверенности)
- от ответчика: <...>, <...> (по доверенности)
- от лица, располагающего сведениями: <...> (по доверенности)
 
рассмотрев материалы дела № 485-13-АЗ, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г. Белгород, пр-т Славы, д. 41) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»), руководствуясь частью 1, 2 статьи 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 и 2 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), Комиссия
 
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило обращение (заявление) ООО «Белгородская теплоэнергетическая компания» (далее - ООО «Белрегионтеплоэнерго», теплосетевая организация, теплоснабжающая организация), которая просила проверить действия  ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (далее – газоснабжающая организация или предприятие), выразившиеся в несвоевременной подаче газа на объекты теплосетевого хозяйства предприятия, на соответствие их антимонопольному законодательству.
Заявитель указал на несвоевременность подачи газа на котельные городского поселения «город Строитель» 29 и 30 июля 2013 года. По мнению теплосетевой организации, причиной прекращения подачи энергоресурса является задолженность за период с 01.01.2013 года по 31.05.2013 года. Однако, за весь указанный период ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» не предпринимало никаких действий по урегулированию взаимоотношений между предприятиями относительно имеющейся задолженности. В порядке арбитражного судопроизводства исковое заявление газоснабжающей организацией было подано только в июне 2013 года. Данный спор урегулирован мировым соглашением от 05.08.2013 года.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что между ЗАО «Газпром межрегионгаз Белгород» и ООО «Белрегионтеплоэнерго» заключен договор от  01.11.2012 № 117-2-3739-Б на поставку газа, по условиям пункта 2.1 которого общество обязалось осуществлять поставку газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного (далее – газ, ресурс).
В начале июня 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» было уведомлено ООО «Белрегионтеплоэнерго» о том, что в целях плановой подготовки к отопительному периоду необходимо произвести остановку центральной котельной городского поселения «город Строитель» (далее – город Строитель), а так же котельных Яковлевского района Белгородской области. Основанием проведения соответствующих мероприятий было Распоряжение главы администрации муниципального района «Яковлевский район» от 06.06.2013 года № 688-р 
В соответствии с обращением ООО «Белрегионтеплоэнерго», которым было инициировано временное прекращение подачи ресурса, газоснабжающей организацией были согласованы действия территориальных служб поставщика и ОАО «Белгородоболгаз» (в соответствии с приказом № 377-п от 07.10.2013 переименовано в ОАО «Газпром газораспределение Белгород»)  по техническому обеспечению остановки объектов теплосетевого хозяйства на территории Яковлевского района. 
Письмами от 22.07.2013 года № 2113 и № 2114 ООО «Белрегионтеплоэнерго» просило газаснабжающую организацию разрешить подачу газа 28.07.2013 на объекты теплосетевого хозяйства Яковлевского района и города Строитель, которые обеспечивают горячим водоснабжением (далее - ГВС) социально значимые объекты инфраструктуры (жилые дома, больницы, детские сады, школы и т.д.).
Письмом от 30.07.2013 года ЮМ/4743 газоснабжающая организация дала согласие на подачу ресурса, срыв срока подачи газа произошел с 28 по 30 июля 2013 года. В обоснование своих действий  ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» указало на то, что дата возобновления поставки ресурса и готовности потребителя начать отбор газа назначена на выходной день (28.07.2013), проверка готовности газовых сетей, оборудования потребителя, а также готовность узлов учета проводилась в однодневный срок (29.07.2013) и по ее результатам согласована подача газа с 30.07.2013 года. Газоснабжающая организация указала на то, что нет ни одного нормативного предписания, обязывающего поставщика газа незамедлительно произвести пуск сразу после заявления потребителя о готовности начать отбор ресурса, без проверки состояния оборудования и узлов учета после периода длительной остановки.  В своем выступлении представителем было акцентировано внимание Комиссии на всех существенных условиях предоставленного в антимонопольный орган объяснения. Сама же ситуация вызвана объективными причинами, связанными с урегулированием настоящих обстоятельств, в связи с чем, по мнению представителя не содержит признаков нарушения положений Закона «О защите конкуренции».
Представитель ОАО «Газпром газораспределение Белгород» воздержался от оценки действий ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород». Дал пояснения относительно действиям ОАО «Газпром газораспределение Белгород», связанным с оперативностью осуществления всех зависящих от предприятия действий в процессе возобновления отбора ресурса ООО «Белрегионтеплоэнерго». Представлен наряд-допуска № 96 «На производство газоопасных работ» от 30 июля 2013 года. Согласно содержания настоящего документа работы были проведены на объекте по адресу город  Строитель, улица Октябрьская дом 22 30.07.2013 во временной промежуток с 13-00 по 17-00. 
Представитель заявителя в ходе заседания пояснил, что обстоятельства, ставшие предметом рассмотрения Комиссии антимонопольного органа в рамках настоящего дела, связанны с недобросовестным поведением ответчика, в связи с чем, считал что, формально имеются признаки нарушающие действующих запретов части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», направленные на недопущение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе направленных на ущемление интересов других лиц.  
Согласно статье 49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании. 
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Из анализа договора № 117-2-3739-Б от 23.12.2010, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» и ООО «Белрегионтеплоэнерго» следует, что он является договором поставки газа через присоединенную сеть.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Данный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Порядок направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей), обеспечение им права на получение топливно-энергетических ресурсов.
Согласно пункту 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что к числу коммунальных услуг отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг») коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 4 «Правил предоставления коммунальных услуг» под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. 
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 «Правил предоставления коммунальных услуг»). 
ООО «Белрегионтеплоэнерго» занимается оказанием услуг по передаче и распределению тепловой энергии в границах тепловых сетей, принадлежащих предприятию на территории Яковлевского района. На балансе предприятия находится 8 газовых котельных, которые задействованы в обеспечении ГВС абонентов, на территории Яковлевского района Белгородской области.  
Согласно Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 под газоиспользующим оборудованием понимаются котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.
В рассматриваемом случае газ является необходимым элементом (ресурсом) технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома (иные объекты инфраструктуры) и прекращение его подачи исключает возможность обеспечения абонентов, своевременно и добросовестно вносящих оплату за коммунальный ресурс (ГВС).
Применительно к сложившейся ситуации, несвоевременная подача ресурса со стороны газоснабжающей организации не имеет естественно-правового различия с ограничением поставки, так как своим логическим итогом подразумевает отсутствие у конечного потребителя возможности воспользоваться поставляемым ресурсом в своих хозяйственных целях. Различие названых ситуаций заключается в элементной составляющей субъективной и объективной стороны наступивших обстоятельств, итогом которых выступает наступление противоправного последствия. 
Доводы ответчика, связанные с календарной ошибкой (выходной день) даты подачи ресурса на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго»,  не могут быть приняты Комиссией, так как в рамках сложившихся договорных взаимоотношений, статуса и характера хозяйственной деятельности ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород», а так же важности поставки газа для хозяйствующего субъекта обусловлена необходимостью со стороны газоснабжающего предприятия проведения соответствующей работы по согласованию сроков. В связи, с чем законодательно предусмотрен определенных порядок в соответствии,  с которым является допустимым задействования определённых трудовых (служебных) ресурсов (статья  113 ТК РФ) для определенных целей предприятия. Названные объективные причины связанными с урегулированием настоящих обстоятельств по согласованию поставки газа являются не убедительными, так как в последующем даже практические газоопасные работы  были произведены в один день. 
ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» (предыдущее наименование ООО «Белгородская региональная компания по реализации газа») включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по виду услуг: услуги по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской  области с долей более 65 процентов (приказ Управления от 09.07.2003 N 97).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
В силу части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. 
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Кроме того учитывая социальную значимость теплоэнергетической компании, бездействия связанные с несвоевременной подачей ресурса на объекты теплосетевого хозяйства         ООО «Белрегионтеплоэнерго», привели к ненадлежащему исполнению возложенных на организацию обязательств по поставке коммунального ресурса, а как следствие жалобы потребителей и возможное применение мер государственного воздействия в отношении организации. В этой связи, по мнению Комиссии, имеются все обстоятельства указывающее на то что, именно бездействия ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» (могли) ущемили (-ть) интересы ООО «Белрегионтеплоэнерго», действующего на ресурса-зависящем (смежном) рынке по теплоснабжению и обеспечению горячим водоснабжением.
Учитывая вышеуказанное, применительно к рассматриваемым обстоятельствам со стороны ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» имело место противоправное бездействие со стороны газоснабжающей организации, выразившееся в несвоевременном согласовании подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго», что характеризуется как неосторожность, итог которой не только ущемление интересов определенного хозяйствующего субъекта, но и в  совокупности интересов неопределенного круга лиц (абонентов теплоснабжающей организации), а как следствие публичного интереса государства в обеспечении бесперебойной подачи коммунальных ресурсов на объекты инфраструктуры (в частности жилые дома).   
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
В силу основных положений жилищного законодательства никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).
Создание полноценных и комфортных условий для проживания в жилом строении, в том числе бесперебойное потребление коммунального ресурса по своему смыслу входит в состав субъективных основополагающих прав человека и в силу действующего законодательства не может быть ограничено (статья 55 Конституции РФ).
В силу статьи 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Неосторожное поведение ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород»  на товарном рынке услуги по обеспечению природным газом  хозяйствующих субъектов, связанное с небрежностью выстраивания договорного взаимодействия и пренебрежение ими, в сложившихся отношениях с контрагентом, привело к нарушению антимонопольного законодательства, заключающегося в непредвидении возможности проти¬воправных последствий от своего длительного бездействия, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Таким образом сущность вины ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» заключается в недостаточно внимательном отношении к своим обязательствам и как итог, отрицательном отношении субъекта к охраняемым законом и нарушаемым им общественным интересам.
В связи с тем, что фактически бездействие имело временной характер и было прекращено до фактического вынесения решения по делу, выразившегося в  согласовании поставки газа в отношении ООО «Белрегионтеплоэнерго», необходимого для включения в работу котельной города Строитель и котельных Яковлевского района. Комиссия полагает возможным расценить прекращение противоправного бездействия как добровольное, так как оно было связанно с волевым решением самого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке. 
В целях необходимости недопущения нарушения антимонопольного законодательства, совершенного ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород», а так же стимулирования хозяйствующего субъекта к должному поведению на рынке и исключению системности появления рассмотренной Комиссией ситуации в будущем, имеется необходимость в выдаче обязательного предписания,  которое своим итогом будет преследовать создание условий для эффективного функционирования товарного рынка и исключения небрежного поведения ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» по отношению к запретам антимонопольного законодательства. 
 
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части бездействий (действий) выразившихся в несвоевременном (экономически, технологически или иным образом необоснованном) согласовании подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго».
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 485-13-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства и его последствий. 
3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым указать последнему, на недопустимость бездействий (действий), которые привели к нарушению антимонопольного законодательства, в рамках рассмотренных Комиссией антимонопольного органа обстоятельств по делу № 485-13-АЗ, а именно о недопущение действий (бездействий) выраженных в несвоевременном (экономически, технологически или иным образом необоснованного) согласования подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго», задействованные в производстве социально значимого товара  (коммунальной услуги), если при этом могут пострадать интересы других лиц.
 
 
Председатель Комиссии: <...>
            Члены Комиссии:              <...>
<...>
<...>                                                                                               
 
stdClass Object ( [vid] => 10207 [uid] => 5 [title] => Дело № 485-13-АЗ решение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10207 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388140318 [changed] => 1388140318 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388140318 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
ЗАЯВИТЕЛЬ
ООО «Белрегионтеплоэнерго»  
309850, Белгородская обл., Яковлевский р-н, г. Строитель,               ул. 2-я Заводская, д. 3
 
ОТВЕТЧИК
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»
308000, г. Белгород, пр. Славы, 41 
 
ЛИЦО, РАСПОЛАГАЮЩЕЕ СВЕДЕНИЯМИ О РАССМАТРИВАЕМЫХ КОМИССИЕЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
ОАО «Газпром газораспределение Белгород»
308023, г. Белгород, 5-й Заводской пер., д. 38
 
Дело № 485-13-АЗ
 
 
 
    Р Е Ш Е Н И Е 
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2013 года                                   
Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года                                  г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 
 
При участии в заседании:
- от заявителя:  <...> (по доверенности)
- от ответчика: <...>, <...> (по доверенности)
- от лица, располагающего сведениями: <...> (по доверенности)
 
рассмотрев материалы дела № 485-13-АЗ, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г. Белгород, пр-т Славы, д. 41) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»), руководствуясь частью 1, 2 статьи 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 и 2 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), Комиссия
 
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило обращение (заявление) ООО «Белгородская теплоэнергетическая компания» (далее - ООО «Белрегионтеплоэнерго», теплосетевая организация, теплоснабжающая организация), которая просила проверить действия  ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (далее – газоснабжающая организация или предприятие), выразившиеся в несвоевременной подаче газа на объекты теплосетевого хозяйства предприятия, на соответствие их антимонопольному законодательству.
Заявитель указал на несвоевременность подачи газа на котельные городского поселения «город Строитель» 29 и 30 июля 2013 года. По мнению теплосетевой организации, причиной прекращения подачи энергоресурса является задолженность за период с 01.01.2013 года по 31.05.2013 года. Однако, за весь указанный период ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» не предпринимало никаких действий по урегулированию взаимоотношений между предприятиями относительно имеющейся задолженности. В порядке арбитражного судопроизводства исковое заявление газоснабжающей организацией было подано только в июне 2013 года. Данный спор урегулирован мировым соглашением от 05.08.2013 года.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что между ЗАО «Газпром межрегионгаз Белгород» и ООО «Белрегионтеплоэнерго» заключен договор от  01.11.2012 № 117-2-3739-Б на поставку газа, по условиям пункта 2.1 которого общество обязалось осуществлять поставку газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного (далее – газ, ресурс).
В начале июня 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» было уведомлено ООО «Белрегионтеплоэнерго» о том, что в целях плановой подготовки к отопительному периоду необходимо произвести остановку центральной котельной городского поселения «город Строитель» (далее – город Строитель), а так же котельных Яковлевского района Белгородской области. Основанием проведения соответствующих мероприятий было Распоряжение главы администрации муниципального района «Яковлевский район» от 06.06.2013 года № 688-р 
В соответствии с обращением ООО «Белрегионтеплоэнерго», которым было инициировано временное прекращение подачи ресурса, газоснабжающей организацией были согласованы действия территориальных служб поставщика и ОАО «Белгородоболгаз» (в соответствии с приказом № 377-п от 07.10.2013 переименовано в ОАО «Газпром газораспределение Белгород»)  по техническому обеспечению остановки объектов теплосетевого хозяйства на территории Яковлевского района. 
Письмами от 22.07.2013 года № 2113 и № 2114 ООО «Белрегионтеплоэнерго» просило газаснабжающую организацию разрешить подачу газа 28.07.2013 на объекты теплосетевого хозяйства Яковлевского района и города Строитель, которые обеспечивают горячим водоснабжением (далее - ГВС) социально значимые объекты инфраструктуры (жилые дома, больницы, детские сады, школы и т.д.).
Письмом от 30.07.2013 года ЮМ/4743 газоснабжающая организация дала согласие на подачу ресурса, срыв срока подачи газа произошел с 28 по 30 июля 2013 года. В обоснование своих действий  ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» указало на то, что дата возобновления поставки ресурса и готовности потребителя начать отбор газа назначена на выходной день (28.07.2013), проверка готовности газовых сетей, оборудования потребителя, а также готовность узлов учета проводилась в однодневный срок (29.07.2013) и по ее результатам согласована подача газа с 30.07.2013 года. Газоснабжающая организация указала на то, что нет ни одного нормативного предписания, обязывающего поставщика газа незамедлительно произвести пуск сразу после заявления потребителя о готовности начать отбор ресурса, без проверки состояния оборудования и узлов учета после периода длительной остановки.  В своем выступлении представителем было акцентировано внимание Комиссии на всех существенных условиях предоставленного в антимонопольный орган объяснения. Сама же ситуация вызвана объективными причинами, связанными с урегулированием настоящих обстоятельств, в связи с чем, по мнению представителя не содержит признаков нарушения положений Закона «О защите конкуренции».
Представитель ОАО «Газпром газораспределение Белгород» воздержался от оценки действий ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород». Дал пояснения относительно действиям ОАО «Газпром газораспределение Белгород», связанным с оперативностью осуществления всех зависящих от предприятия действий в процессе возобновления отбора ресурса ООО «Белрегионтеплоэнерго». Представлен наряд-допуска № 96 «На производство газоопасных работ» от 30 июля 2013 года. Согласно содержания настоящего документа работы были проведены на объекте по адресу город  Строитель, улица Октябрьская дом 22 30.07.2013 во временной промежуток с 13-00 по 17-00. 
Представитель заявителя в ходе заседания пояснил, что обстоятельства, ставшие предметом рассмотрения Комиссии антимонопольного органа в рамках настоящего дела, связанны с недобросовестным поведением ответчика, в связи с чем, считал что, формально имеются признаки нарушающие действующих запретов части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», направленные на недопущение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе направленных на ущемление интересов других лиц.  
Согласно статье 49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании. 
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Из анализа договора № 117-2-3739-Б от 23.12.2010, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» и ООО «Белрегионтеплоэнерго» следует, что он является договором поставки газа через присоединенную сеть.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Данный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Порядок направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей), обеспечение им права на получение топливно-энергетических ресурсов.
Согласно пункту 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что к числу коммунальных услуг отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг») коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 4 «Правил предоставления коммунальных услуг» под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. 
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 «Правил предоставления коммунальных услуг»). 
ООО «Белрегионтеплоэнерго» занимается оказанием услуг по передаче и распределению тепловой энергии в границах тепловых сетей, принадлежащих предприятию на территории Яковлевского района. На балансе предприятия находится 8 газовых котельных, которые задействованы в обеспечении ГВС абонентов, на территории Яковлевского района Белгородской области.  
Согласно Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 под газоиспользующим оборудованием понимаются котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.
В рассматриваемом случае газ является необходимым элементом (ресурсом) технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома (иные объекты инфраструктуры) и прекращение его подачи исключает возможность обеспечения абонентов, своевременно и добросовестно вносящих оплату за коммунальный ресурс (ГВС).
Применительно к сложившейся ситуации, несвоевременная подача ресурса со стороны газоснабжающей организации не имеет естественно-правового различия с ограничением поставки, так как своим логическим итогом подразумевает отсутствие у конечного потребителя возможности воспользоваться поставляемым ресурсом в своих хозяйственных целях. Различие названых ситуаций заключается в элементной составляющей субъективной и объективной стороны наступивших обстоятельств, итогом которых выступает наступление противоправного последствия. 
Доводы ответчика, связанные с календарной ошибкой (выходной день) даты подачи ресурса на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго»,  не могут быть приняты Комиссией, так как в рамках сложившихся договорных взаимоотношений, статуса и характера хозяйственной деятельности ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород», а так же важности поставки газа для хозяйствующего субъекта обусловлена необходимостью со стороны газоснабжающего предприятия проведения соответствующей работы по согласованию сроков. В связи, с чем законодательно предусмотрен определенных порядок в соответствии,  с которым является допустимым задействования определённых трудовых (служебных) ресурсов (статья  113 ТК РФ) для определенных целей предприятия. Названные объективные причины связанными с урегулированием настоящих обстоятельств по согласованию поставки газа являются не убедительными, так как в последующем даже практические газоопасные работы  были произведены в один день. 
ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» (предыдущее наименование ООО «Белгородская региональная компания по реализации газа») включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по виду услуг: услуги по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской  области с долей более 65 процентов (приказ Управления от 09.07.2003 N 97).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
В силу части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. 
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Кроме того учитывая социальную значимость теплоэнергетической компании, бездействия связанные с несвоевременной подачей ресурса на объекты теплосетевого хозяйства         ООО «Белрегионтеплоэнерго», привели к ненадлежащему исполнению возложенных на организацию обязательств по поставке коммунального ресурса, а как следствие жалобы потребителей и возможное применение мер государственного воздействия в отношении организации. В этой связи, по мнению Комиссии, имеются все обстоятельства указывающее на то что, именно бездействия ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» (могли) ущемили (-ть) интересы ООО «Белрегионтеплоэнерго», действующего на ресурса-зависящем (смежном) рынке по теплоснабжению и обеспечению горячим водоснабжением.
Учитывая вышеуказанное, применительно к рассматриваемым обстоятельствам со стороны ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» имело место противоправное бездействие со стороны газоснабжающей организации, выразившееся в несвоевременном согласовании подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго», что характеризуется как неосторожность, итог которой не только ущемление интересов определенного хозяйствующего субъекта, но и в  совокупности интересов неопределенного круга лиц (абонентов теплоснабжающей организации), а как следствие публичного интереса государства в обеспечении бесперебойной подачи коммунальных ресурсов на объекты инфраструктуры (в частности жилые дома).   
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
В силу основных положений жилищного законодательства никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).
Создание полноценных и комфортных условий для проживания в жилом строении, в том числе бесперебойное потребление коммунального ресурса по своему смыслу входит в состав субъективных основополагающих прав человека и в силу действующего законодательства не может быть ограничено (статья 55 Конституции РФ).
В силу статьи 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Неосторожное поведение ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород»  на товарном рынке услуги по обеспечению природным газом  хозяйствующих субъектов, связанное с небрежностью выстраивания договорного взаимодействия и пренебрежение ими, в сложившихся отношениях с контрагентом, привело к нарушению антимонопольного законодательства, заключающегося в непредвидении возможности проти¬воправных последствий от своего длительного бездействия, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Таким образом сущность вины ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» заключается в недостаточно внимательном отношении к своим обязательствам и как итог, отрицательном отношении субъекта к охраняемым законом и нарушаемым им общественным интересам.
В связи с тем, что фактически бездействие имело временной характер и было прекращено до фактического вынесения решения по делу, выразившегося в  согласовании поставки газа в отношении ООО «Белрегионтеплоэнерго», необходимого для включения в работу котельной города Строитель и котельных Яковлевского района. Комиссия полагает возможным расценить прекращение противоправного бездействия как добровольное, так как оно было связанно с волевым решением самого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке. 
В целях необходимости недопущения нарушения антимонопольного законодательства, совершенного ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород», а так же стимулирования хозяйствующего субъекта к должному поведению на рынке и исключению системности появления рассмотренной Комиссией ситуации в будущем, имеется необходимость в выдаче обязательного предписания,  которое своим итогом будет преследовать создание условий для эффективного функционирования товарного рынка и исключения небрежного поведения ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» по отношению к запретам антимонопольного законодательства. 
 
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части бездействий (действий) выразившихся в несвоевременном (экономически, технологически или иным образом необоснованном) согласовании подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго».
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 485-13-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства и его последствий. 
3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым указать последнему, на недопустимость бездействий (действий), которые привели к нарушению антимонопольного законодательства, в рамках рассмотренных Комиссией антимонопольного органа обстоятельств по делу № 485-13-АЗ, а именно о недопущение действий (бездействий) выраженных в несвоевременном (экономически, технологически или иным образом необоснованного) согласования подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго», задействованные в производстве социально значимого товара  (коммунальной услуги), если при этом могут пострадать интересы других лиц.
 
 
Председатель Комиссии: <...>
            Члены Комиссии:              <...>
<...>
<...>                                                                                               
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
ЗАЯВИТЕЛЬ
ООО «Белрегионтеплоэнерго»  
309850, Белгородская обл., Яковлевский р-н, г. Строитель,               ул. 2-я Заводская, д. 3
 
ОТВЕТЧИК
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»
308000, г. Белгород, пр. Славы, 41 
 
ЛИЦО, РАСПОЛАГАЮЩЕЕ СВЕДЕНИЯМИ О РАССМАТРИВАЕМЫХ КОМИССИЕЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
ОАО «Газпром газораспределение Белгород»
308023, г. Белгород, 5-й Заводской пер., д. 38
 
Дело № 485-13-АЗ
 
 
 
    Р Е Ш Е Н И Е 
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2013 года                                   
Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года                                  г. Белгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 
 
При участии в заседании:
- от заявителя:  <...> (по доверенности)
- от ответчика: <...>, <...> (по доверенности)
- от лица, располагающего сведениями: <...> (по доверенности)
 
рассмотрев материалы дела № 485-13-АЗ, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г. Белгород, пр-т Славы, д. 41) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»), руководствуясь частью 1, 2 статьи 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 и 2 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), Комиссия
 
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило обращение (заявление) ООО «Белгородская теплоэнергетическая компания» (далее - ООО «Белрегионтеплоэнерго», теплосетевая организация, теплоснабжающая организация), которая просила проверить действия  ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (далее – газоснабжающая организация или предприятие), выразившиеся в несвоевременной подаче газа на объекты теплосетевого хозяйства предприятия, на соответствие их антимонопольному законодательству.
Заявитель указал на несвоевременность подачи газа на котельные городского поселения «город Строитель» 29 и 30 июля 2013 года. По мнению теплосетевой организации, причиной прекращения подачи энергоресурса является задолженность за период с 01.01.2013 года по 31.05.2013 года. Однако, за весь указанный период ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» не предпринимало никаких действий по урегулированию взаимоотношений между предприятиями относительно имеющейся задолженности. В порядке арбитражного судопроизводства исковое заявление газоснабжающей организацией было подано только в июне 2013 года. Данный спор урегулирован мировым соглашением от 05.08.2013 года.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что между ЗАО «Газпром межрегионгаз Белгород» и ООО «Белрегионтеплоэнерго» заключен договор от  01.11.2012 № 117-2-3739-Б на поставку газа, по условиям пункта 2.1 которого общество обязалось осуществлять поставку газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного (далее – газ, ресурс).
В начале июня 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» было уведомлено ООО «Белрегионтеплоэнерго» о том, что в целях плановой подготовки к отопительному периоду необходимо произвести остановку центральной котельной городского поселения «город Строитель» (далее – город Строитель), а так же котельных Яковлевского района Белгородской области. Основанием проведения соответствующих мероприятий было Распоряжение главы администрации муниципального района «Яковлевский район» от 06.06.2013 года № 688-р 
В соответствии с обращением ООО «Белрегионтеплоэнерго», которым было инициировано временное прекращение подачи ресурса, газоснабжающей организацией были согласованы действия территориальных служб поставщика и ОАО «Белгородоболгаз» (в соответствии с приказом № 377-п от 07.10.2013 переименовано в ОАО «Газпром газораспределение Белгород»)  по техническому обеспечению остановки объектов теплосетевого хозяйства на территории Яковлевского района. 
Письмами от 22.07.2013 года № 2113 и № 2114 ООО «Белрегионтеплоэнерго» просило газаснабжающую организацию разрешить подачу газа 28.07.2013 на объекты теплосетевого хозяйства Яковлевского района и города Строитель, которые обеспечивают горячим водоснабжением (далее - ГВС) социально значимые объекты инфраструктуры (жилые дома, больницы, детские сады, школы и т.д.).
Письмом от 30.07.2013 года ЮМ/4743 газоснабжающая организация дала согласие на подачу ресурса, срыв срока подачи газа произошел с 28 по 30 июля 2013 года. В обоснование своих действий  ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» указало на то, что дата возобновления поставки ресурса и готовности потребителя начать отбор газа назначена на выходной день (28.07.2013), проверка готовности газовых сетей, оборудования потребителя, а также готовность узлов учета проводилась в однодневный срок (29.07.2013) и по ее результатам согласована подача газа с 30.07.2013 года. Газоснабжающая организация указала на то, что нет ни одного нормативного предписания, обязывающего поставщика газа незамедлительно произвести пуск сразу после заявления потребителя о готовности начать отбор ресурса, без проверки состояния оборудования и узлов учета после периода длительной остановки.  В своем выступлении представителем было акцентировано внимание Комиссии на всех существенных условиях предоставленного в антимонопольный орган объяснения. Сама же ситуация вызвана объективными причинами, связанными с урегулированием настоящих обстоятельств, в связи с чем, по мнению представителя не содержит признаков нарушения положений Закона «О защите конкуренции».
Представитель ОАО «Газпром газораспределение Белгород» воздержался от оценки действий ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород». Дал пояснения относительно действиям ОАО «Газпром газораспределение Белгород», связанным с оперативностью осуществления всех зависящих от предприятия действий в процессе возобновления отбора ресурса ООО «Белрегионтеплоэнерго». Представлен наряд-допуска № 96 «На производство газоопасных работ» от 30 июля 2013 года. Согласно содержания настоящего документа работы были проведены на объекте по адресу город  Строитель, улица Октябрьская дом 22 30.07.2013 во временной промежуток с 13-00 по 17-00. 
Представитель заявителя в ходе заседания пояснил, что обстоятельства, ставшие предметом рассмотрения Комиссии антимонопольного органа в рамках настоящего дела, связанны с недобросовестным поведением ответчика, в связи с чем, считал что, формально имеются признаки нарушающие действующих запретов части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», направленные на недопущение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе направленных на ущемление интересов других лиц.  
Согласно статье 49 Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле; оценивает заключения  и пояснения экспертов, а так же лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах; определяет нормы антимонопольного законодательства РФ, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых Комиссией действиях (бездействиях); устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; разрешает вопрос о выдаче предписания и об их содержании. 
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Из анализа договора № 117-2-3739-Б от 23.12.2010, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» и ООО «Белрегионтеплоэнерго» следует, что он является договором поставки газа через присоединенную сеть.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Данный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Порядок направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей), обеспечение им права на получение топливно-энергетических ресурсов.
Согласно пункту 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что к числу коммунальных услуг отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг») коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 4 «Правил предоставления коммунальных услуг» под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. 
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 «Правил предоставления коммунальных услуг»). 
ООО «Белрегионтеплоэнерго» занимается оказанием услуг по передаче и распределению тепловой энергии в границах тепловых сетей, принадлежащих предприятию на территории Яковлевского района. На балансе предприятия находится 8 газовых котельных, которые задействованы в обеспечении ГВС абонентов, на территории Яковлевского района Белгородской области.  
Согласно Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 под газоиспользующим оборудованием понимаются котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.
В рассматриваемом случае газ является необходимым элементом (ресурсом) технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома (иные объекты инфраструктуры) и прекращение его подачи исключает возможность обеспечения абонентов, своевременно и добросовестно вносящих оплату за коммунальный ресурс (ГВС).
Применительно к сложившейся ситуации, несвоевременная подача ресурса со стороны газоснабжающей организации не имеет естественно-правового различия с ограничением поставки, так как своим логическим итогом подразумевает отсутствие у конечного потребителя возможности воспользоваться поставляемым ресурсом в своих хозяйственных целях. Различие названых ситуаций заключается в элементной составляющей субъективной и объективной стороны наступивших обстоятельств, итогом которых выступает наступление противоправного последствия. 
Доводы ответчика, связанные с календарной ошибкой (выходной день) даты подачи ресурса на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго»,  не могут быть приняты Комиссией, так как в рамках сложившихся договорных взаимоотношений, статуса и характера хозяйственной деятельности ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород», а так же важности поставки газа для хозяйствующего субъекта обусловлена необходимостью со стороны газоснабжающего предприятия проведения соответствующей работы по согласованию сроков. В связи, с чем законодательно предусмотрен определенных порядок в соответствии,  с которым является допустимым задействования определённых трудовых (служебных) ресурсов (статья  113 ТК РФ) для определенных целей предприятия. Названные объективные причины связанными с урегулированием настоящих обстоятельств по согласованию поставки газа являются не убедительными, так как в последующем даже практические газоопасные работы  были произведены в один день. 
ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» (предыдущее наименование ООО «Белгородская региональная компания по реализации газа») включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по виду услуг: услуги по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской  области с долей более 65 процентов (приказ Управления от 09.07.2003 N 97).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
В силу части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. 
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Кроме того учитывая социальную значимость теплоэнергетической компании, бездействия связанные с несвоевременной подачей ресурса на объекты теплосетевого хозяйства         ООО «Белрегионтеплоэнерго», привели к ненадлежащему исполнению возложенных на организацию обязательств по поставке коммунального ресурса, а как следствие жалобы потребителей и возможное применение мер государственного воздействия в отношении организации. В этой связи, по мнению Комиссии, имеются все обстоятельства указывающее на то что, именно бездействия ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» (могли) ущемили (-ть) интересы ООО «Белрегионтеплоэнерго», действующего на ресурса-зависящем (смежном) рынке по теплоснабжению и обеспечению горячим водоснабжением.
Учитывая вышеуказанное, применительно к рассматриваемым обстоятельствам со стороны ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» имело место противоправное бездействие со стороны газоснабжающей организации, выразившееся в несвоевременном согласовании подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго», что характеризуется как неосторожность, итог которой не только ущемление интересов определенного хозяйствующего субъекта, но и в  совокупности интересов неопределенного круга лиц (абонентов теплоснабжающей организации), а как следствие публичного интереса государства в обеспечении бесперебойной подачи коммунальных ресурсов на объекты инфраструктуры (в частности жилые дома).   
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
В силу основных положений жилищного законодательства никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).
Создание полноценных и комфортных условий для проживания в жилом строении, в том числе бесперебойное потребление коммунального ресурса по своему смыслу входит в состав субъективных основополагающих прав человека и в силу действующего законодательства не может быть ограничено (статья 55 Конституции РФ).
В силу статьи 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Неосторожное поведение ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород»  на товарном рынке услуги по обеспечению природным газом  хозяйствующих субъектов, связанное с небрежностью выстраивания договорного взаимодействия и пренебрежение ими, в сложившихся отношениях с контрагентом, привело к нарушению антимонопольного законодательства, заключающегося в непредвидении возможности проти¬воправных последствий от своего длительного бездействия, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Таким образом сущность вины ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» заключается в недостаточно внимательном отношении к своим обязательствам и как итог, отрицательном отношении субъекта к охраняемым законом и нарушаемым им общественным интересам.
В связи с тем, что фактически бездействие имело временной характер и было прекращено до фактического вынесения решения по делу, выразившегося в  согласовании поставки газа в отношении ООО «Белрегионтеплоэнерго», необходимого для включения в работу котельной города Строитель и котельных Яковлевского района. Комиссия полагает возможным расценить прекращение противоправного бездействия как добровольное, так как оно было связанно с волевым решением самого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке. 
В целях необходимости недопущения нарушения антимонопольного законодательства, совершенного ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород», а так же стимулирования хозяйствующего субъекта к должному поведению на рынке и исключению системности появления рассмотренной Комиссией ситуации в будущем, имеется необходимость в выдаче обязательного предписания,  которое своим итогом будет преследовать создание условий для эффективного функционирования товарного рынка и исключения небрежного поведения ОАО «Газпром межрегионгаз Белгород» по отношению к запретам антимонопольного законодательства. 
 
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части бездействий (действий) выразившихся в несвоевременном (экономически, технологически или иным образом необоснованном) согласовании подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго».
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 485-13-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства и его последствий. 
3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым указать последнему, на недопустимость бездействий (действий), которые привели к нарушению антимонопольного законодательства, в рамках рассмотренных Комиссией антимонопольного органа обстоятельств по делу № 485-13-АЗ, а именно о недопущение действий (бездействий) выраженных в несвоевременном (экономически, технологически или иным образом необоснованного) согласования подачи газа на объекты ООО «Белрегионтеплоэнерго», задействованные в производстве социально значимого товара  (коммунальной услуги), если при этом могут пострадать интересы других лиц.
 
 
Председатель Комиссии: <...>
            Члены Комиссии:              <...>
<...>
<...>                                                                                               
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 485-13-АЗ [format] => [safe_value] => 485-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-26 10:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-26 10:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388140318 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )