Дело № 451-13-АЗ решение в отношении Администрации города Валуйки

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 451-13-АЗ
Дата публикации: 25 декабря 2013, 12:24
 
 
24.12.2013 № 5319/5
 
 
 
 
Администрация городского поселения «Город Валуйки» Белгородской области
ул. Горького, 1 г. Валуйки, Белгородская область, 309996
 
 
 
ООО «Восток-Управляющая компания»
ул. Чапаева, 64, г. Валуйки, Белгородская область, 309996
 
 
РЕШЕНИЕ
 
г. Белгород
 
Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2013 года.
 
 
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, с участием представителей заявителя: <...> – генеральный директор (приказ о приеме на работу от 01.12.2010 № 25); <...> (доверенность от 11.12.2013 № 476); представителей администрации городского поселения «Город Валуйки»: <...> (доверенность от 19.11.2013 № 2554), <...> (доверенность от 19.11.2013 № 2555), рассмотрев дело № 451-13-АЗ по признакам нарушения администрацией городского поселения «Город Валуйки» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области (далее – Администрация) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России из Валуйской межрайонной прокуратуры поступило обращение генерального директора ООО «Восток Управляющая компания» о нарушении законодательства о защите конкуренции и отсутствия равных условий на территории г. Валуйки для функционирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.
При рассмотрении обращения, приложенных документов, информации, поступившей из Администрации, были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункта 6 Поручений, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» С.В. Стрекозовым на планерном совещании 12.08.2013 года (№ 1691 от 13.08.13) главу должны информировать о проводимой с населением работе по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компанией «Городок».
Из вышеуказанного следует, что Администрацией ведется работа с населением по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компанией «Городок».
В связи с чем управляющие компании «Коммунальщик» и «Городок» получили преимущественные условия доступа на рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что может привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, согласно письменному пояснению Администрации от 19.09.2013 № 1982 в настоящие время часть домов находится в управлении управляющих компаний без надлежаще оформленных договоров, то есть находится в их управлении лишь фактически.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ  орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В случае не проведения органом местного самоуправления конкурса, в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, в бездействии указанных органов усматриваются признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции
В соответствии с ч.4 ст.44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 29.10.2013 № 412 возбуждено настоящее дело в отношении Администрации по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали требования, указанные в заявлении. Как следует из заявления, Администрация инициирует и проводит собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, с которыми у ООО «Восток-Управляющая компания» сложились договорные отношения. Повесткой собраний является расторжение договоров с ООО «Восток-Управляющая компания» и выбор новой управляющей организацией ООО «Коммунальщик». При этом ООО «Восток-Управляющая компания» об указанных собраниях не информируется, что является нарушением её прав, а также прав граждан. Кроме того, сотрудники Администрации оказывают поддержку ООО «Коммунальщик» в виде изготовления протоколов собраний собственников жилых помещений и сопроводительных документов.
По мнению заявителя, действия сотрудников Администрации обусловлены поручением главы Администрации, данные на планерном совещании 12.08.2013 года.
Комиссии представлены: копия Поручений, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» <...> на планерном совещании 12.08.2013 года; копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, копии уведомлений о расторжении договоров.
Представители ответчика пояснили Комиссии, что призывов сменить управляющую организацию, выбрать иную управляющую организацию со стороны Администрации и её работников никогда не звучало. Смена управляющей организации является результатом инициативы собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Общие собрания собственников помещений проводились по их инициативе, а не по инициативе Администрации.
Поддержку ООО «Коммунальщик» Администрация не оказывает. Для нужд непосредственно ООО «Коммунальщик» никакие документы не составляются. Вместе с тем, в Администрации разработана типовая форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку жители  г. Валуйки часто обращаются с просьбой оказать помощь в составлении протокола. 
Помощь в оформлении документов оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве организации, управляющей многоквартирным домом, ООО «Восток Управляющая компания» или ООО «Управляющая компания-Городок».
Поручение главы Администрации информировать о проводимой с населением работе по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компании «Городок» не предписывает работникам Администрации выполнять какие-либо действия по перезаключению договоров, а предписывает информировать главу Администрации о том, какую работу по перезаключению договоров провели ООО «Коммунальщик» и ООО «Управляющая компания-Городок».
Перезаключение договоров подразумевает в данном поручении их приведение в соответствие с действующим законодательством, регламентации в договорах периодичности выполнения работ по содержанию многоквартирных домов.
Собственники помещений в многоквартирных домах имеют возможность выбора любой управляющей организации, отказавшись от договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей компанией. Это право было реализовано собственниками помещений ряда многоквартирных жилых домов, отказавшихся от исполнения услуг ООО «Восток-Управляющая компания» в связи с ненадлежащим выполнением обязательств и избравших в качестве управляющей организации ООО «Коммунальщик». От части управления некоторыми многоквартирными домами ООО «Восток-Управляющая компания» отказалось по собственной инициативе.
Относительно проведения конкурсов по отбору управляющих организаций представители ответчика пояснили, что полномочия по проведению указанных конкурсов возникли у Администрации начиная с 25 июня 2012 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В настоящее время на территории городского поселения «Город Валуйки» в большинстве многоквартирных домов заключены договора на управление многоквартирными домами в письменной форме. Собственники помещений подтвердили статус управляющий организаций, с которыми у них ранее сложились фактические договорные отношения, некоторые собственники избрали другую управляющую организацию, избрали иной способ управления.. В оставшейся части многоквартирных домов в настоящие время существуют фактически сложившиеся договорные отношения по управлению многоквартирными домами. С конца 2008 года управляющие организации оказывают услуги и выполняют работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а собственники помещений оплачивают оказанные услуги и выполненные работы. Фактически сложившиеся договорные отношения являются свидетельством фактической реализации гражданами способа управления многоквартирным домом. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет недействительность такой сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (ст. 162  ГК РФ).
При таких обстоятельствах проведение конкурса по отбору управляющий организаций нарушает права собственников помещений в многоквартирных домах, которыми фактически реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, пришла к следующим выводам.
Ст. 161 Жилищного кодекса РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
П. 2 ст. 162 Жилищного кодекса определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
П. 8 ст. 162 Жилищного кодекса указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
П. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию.
Протоколами общих собраний, представленных Комиссии, подтверждается воля собственников на прекращение обязательств по договорам управления многоквартирными домами, заключенными с ООО «Восток-Управляющая компания», а также при отсутствии доказательств недействительности решения общего собрания собственников помещений, оформленных указанными протоколами, Комиссия пришла к выводу о правомерности одностороннего отказа собственников помещений от исполнения заключенных с заявителем договоров.
Из представленных Комиссии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах следует, что собственники в 11 многоквартирных домах отказались от услуг ООО «Восток-Управляющая компания» до 12.08.2013 и в 3 домах после 12.08.2013.
Данное обстоятельство указывает на то, что смена организации по управлению многоквартирными домами не связана с Поручениями, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» С.В. Стрекозовым на планерном совещании 12.08.2013 года.
Других доказательств о действиях Администрации, направленных на работу с населением по смене организации по управлению многоквартирными домами и выбора иной управляющей организации, а также иных действиях, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссии не представлено.
Как следует из пояснений Администрации, в части многоквартирных домов в настоящее время существуют фактически сложившиеся договорные отношения по управлению домами с 2008 года, управляющие организации оказывают услуги и выполняют работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, а собственники помещений оплачивают оказанные услуги и выполненные работы, что указывает на реализацию гражданами способа управления многоквартирным домом.
В силу ст. 162 Гражданского кодекса РФ несоблюдение письменной формы сделки влечет недействительность такой сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Признание договора по управлению многоквартирным домом недействительным при несоблюдении письменной формы жилищным законодательством РФ не предусмотрено. Следовательно, Администрация не в праве вмешиваться в сложившиеся отношения между собственниками помещений в многоквартирных домах и управляющих организаций.
Данный довод заявителем не оспаривается.
При указанных обстоятельствах Комиссии не находит нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации.
 
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
Прекратить рассмотрение дела № 451-13-АЗ в отношении администрации городского поселения «Город Валуйки» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
 
 
Председатель Комиссии <...>
 
Члены Комиссии <...>
 
<...>
 
<...>
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
 
stdClass Object ( [vid] => 10189 [uid] => 5 [title] => Дело № 451-13-АЗ решение в отношении Администрации города Валуйки [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10189 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387960075 [changed] => 1387960075 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387960075 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
 
24.12.2013 № 5319/5
 
 
 
 
Администрация городского поселения «Город Валуйки» Белгородской области
ул. Горького, 1 г. Валуйки, Белгородская область, 309996
 
 
 
ООО «Восток-Управляющая компания»
ул. Чапаева, 64, г. Валуйки, Белгородская область, 309996
 
 
РЕШЕНИЕ
 
г. Белгород
 
Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2013 года.
 
 
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, с участием представителей заявителя: <...> – генеральный директор (приказ о приеме на работу от 01.12.2010 № 25); <...> (доверенность от 11.12.2013 № 476); представителей администрации городского поселения «Город Валуйки»: <...> (доверенность от 19.11.2013 № 2554), <...> (доверенность от 19.11.2013 № 2555), рассмотрев дело № 451-13-АЗ по признакам нарушения администрацией городского поселения «Город Валуйки» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области (далее – Администрация) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России из Валуйской межрайонной прокуратуры поступило обращение генерального директора ООО «Восток Управляющая компания» о нарушении законодательства о защите конкуренции и отсутствия равных условий на территории г. Валуйки для функционирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.
При рассмотрении обращения, приложенных документов, информации, поступившей из Администрации, были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункта 6 Поручений, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» С.В. Стрекозовым на планерном совещании 12.08.2013 года (№ 1691 от 13.08.13) главу должны информировать о проводимой с населением работе по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компанией «Городок».
Из вышеуказанного следует, что Администрацией ведется работа с населением по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компанией «Городок».
В связи с чем управляющие компании «Коммунальщик» и «Городок» получили преимущественные условия доступа на рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что может привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, согласно письменному пояснению Администрации от 19.09.2013 № 1982 в настоящие время часть домов находится в управлении управляющих компаний без надлежаще оформленных договоров, то есть находится в их управлении лишь фактически.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ  орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В случае не проведения органом местного самоуправления конкурса, в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, в бездействии указанных органов усматриваются признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции
В соответствии с ч.4 ст.44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 29.10.2013 № 412 возбуждено настоящее дело в отношении Администрации по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали требования, указанные в заявлении. Как следует из заявления, Администрация инициирует и проводит собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, с которыми у ООО «Восток-Управляющая компания» сложились договорные отношения. Повесткой собраний является расторжение договоров с ООО «Восток-Управляющая компания» и выбор новой управляющей организацией ООО «Коммунальщик». При этом ООО «Восток-Управляющая компания» об указанных собраниях не информируется, что является нарушением её прав, а также прав граждан. Кроме того, сотрудники Администрации оказывают поддержку ООО «Коммунальщик» в виде изготовления протоколов собраний собственников жилых помещений и сопроводительных документов.
По мнению заявителя, действия сотрудников Администрации обусловлены поручением главы Администрации, данные на планерном совещании 12.08.2013 года.
Комиссии представлены: копия Поручений, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» <...> на планерном совещании 12.08.2013 года; копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, копии уведомлений о расторжении договоров.
Представители ответчика пояснили Комиссии, что призывов сменить управляющую организацию, выбрать иную управляющую организацию со стороны Администрации и её работников никогда не звучало. Смена управляющей организации является результатом инициативы собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Общие собрания собственников помещений проводились по их инициативе, а не по инициативе Администрации.
Поддержку ООО «Коммунальщик» Администрация не оказывает. Для нужд непосредственно ООО «Коммунальщик» никакие документы не составляются. Вместе с тем, в Администрации разработана типовая форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку жители  г. Валуйки часто обращаются с просьбой оказать помощь в составлении протокола. 
Помощь в оформлении документов оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве организации, управляющей многоквартирным домом, ООО «Восток Управляющая компания» или ООО «Управляющая компания-Городок».
Поручение главы Администрации информировать о проводимой с населением работе по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компании «Городок» не предписывает работникам Администрации выполнять какие-либо действия по перезаключению договоров, а предписывает информировать главу Администрации о том, какую работу по перезаключению договоров провели ООО «Коммунальщик» и ООО «Управляющая компания-Городок».
Перезаключение договоров подразумевает в данном поручении их приведение в соответствие с действующим законодательством, регламентации в договорах периодичности выполнения работ по содержанию многоквартирных домов.
Собственники помещений в многоквартирных домах имеют возможность выбора любой управляющей организации, отказавшись от договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей компанией. Это право было реализовано собственниками помещений ряда многоквартирных жилых домов, отказавшихся от исполнения услуг ООО «Восток-Управляющая компания» в связи с ненадлежащим выполнением обязательств и избравших в качестве управляющей организации ООО «Коммунальщик». От части управления некоторыми многоквартирными домами ООО «Восток-Управляющая компания» отказалось по собственной инициативе.
Относительно проведения конкурсов по отбору управляющих организаций представители ответчика пояснили, что полномочия по проведению указанных конкурсов возникли у Администрации начиная с 25 июня 2012 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В настоящее время на территории городского поселения «Город Валуйки» в большинстве многоквартирных домов заключены договора на управление многоквартирными домами в письменной форме. Собственники помещений подтвердили статус управляющий организаций, с которыми у них ранее сложились фактические договорные отношения, некоторые собственники избрали другую управляющую организацию, избрали иной способ управления.. В оставшейся части многоквартирных домов в настоящие время существуют фактически сложившиеся договорные отношения по управлению многоквартирными домами. С конца 2008 года управляющие организации оказывают услуги и выполняют работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а собственники помещений оплачивают оказанные услуги и выполненные работы. Фактически сложившиеся договорные отношения являются свидетельством фактической реализации гражданами способа управления многоквартирным домом. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет недействительность такой сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (ст. 162  ГК РФ).
При таких обстоятельствах проведение конкурса по отбору управляющий организаций нарушает права собственников помещений в многоквартирных домах, которыми фактически реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, пришла к следующим выводам.
Ст. 161 Жилищного кодекса РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
П. 2 ст. 162 Жилищного кодекса определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
П. 8 ст. 162 Жилищного кодекса указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
П. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию.
Протоколами общих собраний, представленных Комиссии, подтверждается воля собственников на прекращение обязательств по договорам управления многоквартирными домами, заключенными с ООО «Восток-Управляющая компания», а также при отсутствии доказательств недействительности решения общего собрания собственников помещений, оформленных указанными протоколами, Комиссия пришла к выводу о правомерности одностороннего отказа собственников помещений от исполнения заключенных с заявителем договоров.
Из представленных Комиссии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах следует, что собственники в 11 многоквартирных домах отказались от услуг ООО «Восток-Управляющая компания» до 12.08.2013 и в 3 домах после 12.08.2013.
Данное обстоятельство указывает на то, что смена организации по управлению многоквартирными домами не связана с Поручениями, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» С.В. Стрекозовым на планерном совещании 12.08.2013 года.
Других доказательств о действиях Администрации, направленных на работу с населением по смене организации по управлению многоквартирными домами и выбора иной управляющей организации, а также иных действиях, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссии не представлено.
Как следует из пояснений Администрации, в части многоквартирных домов в настоящее время существуют фактически сложившиеся договорные отношения по управлению домами с 2008 года, управляющие организации оказывают услуги и выполняют работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, а собственники помещений оплачивают оказанные услуги и выполненные работы, что указывает на реализацию гражданами способа управления многоквартирным домом.
В силу ст. 162 Гражданского кодекса РФ несоблюдение письменной формы сделки влечет недействительность такой сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Признание договора по управлению многоквартирным домом недействительным при несоблюдении письменной формы жилищным законодательством РФ не предусмотрено. Следовательно, Администрация не в праве вмешиваться в сложившиеся отношения между собственниками помещений в многоквартирных домах и управляющих организаций.
Данный довод заявителем не оспаривается.
При указанных обстоятельствах Комиссии не находит нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации.
 
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
Прекратить рассмотрение дела № 451-13-АЗ в отношении администрации городского поселения «Город Валуйки» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
 
 
Председатель Комиссии <...>
 
Члены Комиссии <...>
 
<...>
 
<...>
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
 
24.12.2013 № 5319/5
 
 
 
 
Администрация городского поселения «Город Валуйки» Белгородской области
ул. Горького, 1 г. Валуйки, Белгородская область, 309996
 
 
 
ООО «Восток-Управляющая компания»
ул. Чапаева, 64, г. Валуйки, Белгородская область, 309996
 
 
РЕШЕНИЕ
 
г. Белгород
 
Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2013 года.
 
 
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, с участием представителей заявителя: <...> – генеральный директор (приказ о приеме на работу от 01.12.2010 № 25); <...> (доверенность от 11.12.2013 № 476); представителей администрации городского поселения «Город Валуйки»: <...> (доверенность от 19.11.2013 № 2554), <...> (доверенность от 19.11.2013 № 2555), рассмотрев дело № 451-13-АЗ по признакам нарушения администрацией городского поселения «Город Валуйки» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области (далее – Администрация) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России из Валуйской межрайонной прокуратуры поступило обращение генерального директора ООО «Восток Управляющая компания» о нарушении законодательства о защите конкуренции и отсутствия равных условий на территории г. Валуйки для функционирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.
При рассмотрении обращения, приложенных документов, информации, поступившей из Администрации, были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункта 6 Поручений, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» С.В. Стрекозовым на планерном совещании 12.08.2013 года (№ 1691 от 13.08.13) главу должны информировать о проводимой с населением работе по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компанией «Городок».
Из вышеуказанного следует, что Администрацией ведется работа с населением по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компанией «Городок».
В связи с чем управляющие компании «Коммунальщик» и «Городок» получили преимущественные условия доступа на рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что может привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, согласно письменному пояснению Администрации от 19.09.2013 № 1982 в настоящие время часть домов находится в управлении управляющих компаний без надлежаще оформленных договоров, то есть находится в их управлении лишь фактически.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ  орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В случае не проведения органом местного самоуправления конкурса, в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, в бездействии указанных органов усматриваются признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции
В соответствии с ч.4 ст.44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 29.10.2013 № 412 возбуждено настоящее дело в отношении Администрации по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали требования, указанные в заявлении. Как следует из заявления, Администрация инициирует и проводит собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, с которыми у ООО «Восток-Управляющая компания» сложились договорные отношения. Повесткой собраний является расторжение договоров с ООО «Восток-Управляющая компания» и выбор новой управляющей организацией ООО «Коммунальщик». При этом ООО «Восток-Управляющая компания» об указанных собраниях не информируется, что является нарушением её прав, а также прав граждан. Кроме того, сотрудники Администрации оказывают поддержку ООО «Коммунальщик» в виде изготовления протоколов собраний собственников жилых помещений и сопроводительных документов.
По мнению заявителя, действия сотрудников Администрации обусловлены поручением главы Администрации, данные на планерном совещании 12.08.2013 года.
Комиссии представлены: копия Поручений, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» <...> на планерном совещании 12.08.2013 года; копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, копии уведомлений о расторжении договоров.
Представители ответчика пояснили Комиссии, что призывов сменить управляющую организацию, выбрать иную управляющую организацию со стороны Администрации и её работников никогда не звучало. Смена управляющей организации является результатом инициативы собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Общие собрания собственников помещений проводились по их инициативе, а не по инициативе Администрации.
Поддержку ООО «Коммунальщик» Администрация не оказывает. Для нужд непосредственно ООО «Коммунальщик» никакие документы не составляются. Вместе с тем, в Администрации разработана типовая форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку жители  г. Валуйки часто обращаются с просьбой оказать помощь в составлении протокола. 
Помощь в оформлении документов оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве организации, управляющей многоквартирным домом, ООО «Восток Управляющая компания» или ООО «Управляющая компания-Городок».
Поручение главы Администрации информировать о проводимой с населением работе по перезаключению договоров на управление домами с управляющей компанией «Коммунальщик» и управляющей компании «Городок» не предписывает работникам Администрации выполнять какие-либо действия по перезаключению договоров, а предписывает информировать главу Администрации о том, какую работу по перезаключению договоров провели ООО «Коммунальщик» и ООО «Управляющая компания-Городок».
Перезаключение договоров подразумевает в данном поручении их приведение в соответствие с действующим законодательством, регламентации в договорах периодичности выполнения работ по содержанию многоквартирных домов.
Собственники помещений в многоквартирных домах имеют возможность выбора любой управляющей организации, отказавшись от договора управления многоквартирным домом с прежней управляющей компанией. Это право было реализовано собственниками помещений ряда многоквартирных жилых домов, отказавшихся от исполнения услуг ООО «Восток-Управляющая компания» в связи с ненадлежащим выполнением обязательств и избравших в качестве управляющей организации ООО «Коммунальщик». От части управления некоторыми многоквартирными домами ООО «Восток-Управляющая компания» отказалось по собственной инициативе.
Относительно проведения конкурсов по отбору управляющих организаций представители ответчика пояснили, что полномочия по проведению указанных конкурсов возникли у Администрации начиная с 25 июня 2012 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В настоящее время на территории городского поселения «Город Валуйки» в большинстве многоквартирных домов заключены договора на управление многоквартирными домами в письменной форме. Собственники помещений подтвердили статус управляющий организаций, с которыми у них ранее сложились фактические договорные отношения, некоторые собственники избрали другую управляющую организацию, избрали иной способ управления.. В оставшейся части многоквартирных домов в настоящие время существуют фактически сложившиеся договорные отношения по управлению многоквартирными домами. С конца 2008 года управляющие организации оказывают услуги и выполняют работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а собственники помещений оплачивают оказанные услуги и выполненные работы. Фактически сложившиеся договорные отношения являются свидетельством фактической реализации гражданами способа управления многоквартирным домом. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет недействительность такой сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (ст. 162  ГК РФ).
При таких обстоятельствах проведение конкурса по отбору управляющий организаций нарушает права собственников помещений в многоквартирных домах, которыми фактически реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, пришла к следующим выводам.
Ст. 161 Жилищного кодекса РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
П. 2 ст. 162 Жилищного кодекса определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
П. 8 ст. 162 Жилищного кодекса указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
П. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию.
Протоколами общих собраний, представленных Комиссии, подтверждается воля собственников на прекращение обязательств по договорам управления многоквартирными домами, заключенными с ООО «Восток-Управляющая компания», а также при отсутствии доказательств недействительности решения общего собрания собственников помещений, оформленных указанными протоколами, Комиссия пришла к выводу о правомерности одностороннего отказа собственников помещений от исполнения заключенных с заявителем договоров.
Из представленных Комиссии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах следует, что собственники в 11 многоквартирных домах отказались от услуг ООО «Восток-Управляющая компания» до 12.08.2013 и в 3 домах после 12.08.2013.
Данное обстоятельство указывает на то, что смена организации по управлению многоквартирными домами не связана с Поручениями, данные главой администрации городского поселения «Город Валуйки» С.В. Стрекозовым на планерном совещании 12.08.2013 года.
Других доказательств о действиях Администрации, направленных на работу с населением по смене организации по управлению многоквартирными домами и выбора иной управляющей организации, а также иных действиях, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссии не представлено.
Как следует из пояснений Администрации, в части многоквартирных домов в настоящее время существуют фактически сложившиеся договорные отношения по управлению домами с 2008 года, управляющие организации оказывают услуги и выполняют работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, а собственники помещений оплачивают оказанные услуги и выполненные работы, что указывает на реализацию гражданами способа управления многоквартирным домом.
В силу ст. 162 Гражданского кодекса РФ несоблюдение письменной формы сделки влечет недействительность такой сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Признание договора по управлению многоквартирным домом недействительным при несоблюдении письменной формы жилищным законодательством РФ не предусмотрено. Следовательно, Администрация не в праве вмешиваться в сложившиеся отношения между собственниками помещений в многоквартирных домах и управляющих организаций.
Данный довод заявителем не оспаривается.
При указанных обстоятельствах Комиссии не находит нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации.
 
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
Прекратить рассмотрение дела № 451-13-АЗ в отношении администрации городского поселения «Город Валуйки» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
 
 
Председатель Комиссии <...>
 
Члены Комиссии <...>
 
<...>
 
<...>
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 24.12.2013 № 5319/5 [format] => [safe_value] => 24.12.2013 № 5319/5 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 451-13-АЗ [format] => [safe_value] => 451-13-АЗ ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-25 08:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-24 08:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387960075 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Белгородское УФАС России )