КАНИСТРА С СЕКРЕТОМ

Весь первый квартал 2010 года цены на бензин вели себя относительно спокойно. Стабилизировавшись на уровне 20,3 рубля, стоимость «условного» литра (сводного показателя всех марок бензина и ДТ) почти три месяца не вызывала опасений у главных контроллеров рынка – Федеральной антимонопольной службы. Более того, в начале февраля руководитель белгородского УФАС Сергей Петров, в беседе с корреспондентами МЕДИАТРОНа отметил, что не стоит ожидать и сезонного роста, несмотря на то, что период в посевной кампании владельцы заправок традиционно пересматривают ценовую политику в сторону увеличения стоимости топлива. Между тем, всю последнюю неделю федеральные СМИ усиленно муссируют слухи о сразу десятипроцентном повышении, которое ожидается нынешним летом: в силу вступит новый техрегламент, переработчики будут вынуждены в авральном порядке вести техническое перевооружение, как следствие россиян ожидают дефицит бензина и новые ценники на АЗС.

В свою очередь, как отмечает «Российская газета», всероссийский расход бензина уже вырос на 10% по сравнению с годом предыдущим, невзирая на экономический спад: «Дефицит на рынке позволит компаниям завышать цены», — цитирует издание директора Русского топливного агентства Сергея Цукасова. К июню, по мнению экспертов, мы уже должны увидеть повышение цен.

Розничные реализаторы топлива относятся к таким прогнозам спокойно. Более того, продавцы считают рост цен вполне нормальным, а всю шумиху вокруг дефицита бензина – надуманной.

— Цена на топливо может зависеть только от нефтеперабатывающих заводов, — отмечает менеджер по продажам «Воронежской топливной компании» Илья Бубнов. — Я не могу говорить о бензине, но что касается дизельного топлива, то порой создаются такие условия, при которых предприятиям выгоднее продавать его за рубеж — когда падают пошлины, то и продукт можно продать быстрее и по более высокой цене. В России же, таким образом, создается искусственный ажиотаж вокруг дефицита топлива. Могу сказать, что в прошлом году были периоды, когда автозаправки работали себе в убыток, продавая бензин по оптовой цене, но сейчас на этом рынке — тишь да благодать. Что касается заявления о десятипроцентном повышении цен, то я к нему отношусь спокойно, это не так уж и много.

Грядущее повышение цен может серьезно ударить и по перевозчикам. Правда, коснется это, в первую очередь, не пассажирского транспорта, а грузового. В итоге подорожать могут товары народного потребления, в себестоимость которых закладывается и логистика.

— Тарифы на грузоперевозки и так низкие, — отмечает президент белгородского объединения добросовестных перевозчиков Валерий Юдин. — И если цена на топливо вырастет, тарифы тоже поднимутся. Что касается пассажирских перевозок, которые контролируются местными властями, то здесь, возможно, пассажир и не почувствует изменений — ведь такие перевозки дотируются из местного бюджета.

Тем временем, Росстат уже зафиксировал существенную коррекцию цен на топливо. Так, по данным на начало апреля, средняя стоимость литра бензина поднялась почти на 50 копеек, давая новую почву для авторов пессимистических прогнозов.

Максим Симон