Антимонопольное законодательство: новые правила


  
    В конце июля Президент РФ Дмитрий Медведев подписал новый пакет законопроектов, так называемый «второй антимонопольный пакет», направленный на совершенствование антимонопольного законодательства. О нововведениях мы попросили рассказать руководителя Белгородского УФАС Сергея Петрова.
Поправки внесены в закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях, статью 178 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты. До конца октября все изменения вступят в законную силу. Очень надеемся, что они будут способствовать поддержанию благоприятной конкурентной среды в стране в целом и в Белгородской области в частности.
Среди основных нововведений руководитель Белгородского УФАС отметил снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта.

- Раньше монополистом могла быть признана организация, занимающая не менее 35% рынка, - сообщил Сергей Петров. - Теперь этот порог снят. Мы можем признать предприятие монополистом, если оно диктует свои условия остальным участникам рынка, независимо от занимаемой им доли. Однако антимонопольной службе предстоит доказать, что компания злоупотребляет своим положением.
     Еще одна поправка, о которой рассказал руководитель Белгородского УФАС, касается порядка определения монопольно высокой и монопольно низкой цены. Теперь для определения такой цены наряду с методом сопоставимых рынков (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке) может применяться затратный метод (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли).

- С 1 июля этого года вступили в силу изменения 41-й статьи ФЗ №94, известного как «Закон о госзаказе», - отметил собеседник. - Благодаря им госзаказ в большей степени будем переориентирован на малый бизнес. Преобразования также коснулись проведения торгов на электронных торговых площадках.
Теперь онлайн-торги станут строго конфиденциальными - участники аукциона будут выступать под номерами, а название победившей компании станет известно лишь после завершения торгов.

- Уверен, эта мера позволит эффективнее бороться с коррупцией.
За нарушение чиновниками этих и других нововведений в сфере размещения государственного или муниципального заказа поправками в Кодекс об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В частности, ответственность ожидает должностных лиц за не размещение заказов на поставки товаров и оказание услуг у субъектов малого предпринимательства, за разглашение сведений об участнике размещения заказа, за нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке, за непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта и т. д.

В конце октября начнут действовать поправки в Уголовный кодекс РФ. Обновленная 178 статья устанавливает уголовную ответственность за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, ограничение доступа на рынок.

- Эти действия, если они причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, будут наказываться штрафами и даже лишением свободы, - отметил глава ведомства.
Кроме того, в качестве меры пресечения вводится дисквалификация, то есть лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Максимальные наказания, предусмотренные статьей, грозят в том случае, если вышеназванные нарушения были совершены лицом с использованием своего служебного положения, либо сопряжены с уничтожением или повреждением чужого имущества, либо повлекли за собой причинение особо крупного ущерба (более 3 млн. рублей) или извлечение дохода в особо крупном размере (более 25 млн. рублей).

- Если суд признает такое лицо виновным по одному или нескольким пунктам его вполне могут ожидай, лишение свободы до 6 лет, штраф до 1 млн. или в размере зарплаты за период до пяти лет, дисквалификация на срок от одного года до трех лет, - сообщил С. Петров. - Правда, правонарушитель, может избежать уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, если в них не было иного состава преступления.

Среди наиболее значимых нововведений Сергей Петров назвал также предоставление антимонопольным органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций и определение порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства.