Что за ФАСадом?

В юридической литературе часто встречается такой термин - «система сдержек и противовесов». Если перевести его на доступный массовой аудитории язык, то под ним понимается обеспечение стабильности и демократичности государственной власти путем ее разделения на три ветви, которые известны даже школьнику. Исполнительная, законодательная и судебная ветви власти должны «уравновешивать» друг друга - только так можно обеспечить демократический процесс.

 

Постсоветские годы продемонстрировали, что демократизацию невозможно обеспечить ни принятой на всенародном референдуме Конституцией, ни росчерком пера главы государства, который взял да и сказал, что отныне не будет цензуры, всевластия одной партии и преследований за убеждения. Как выяснилось опытным путем, демократизация - это не раз и навсегда устоявшийся результат, но длительный и сложный процесс.

Давайте мысленно переместимся в какой-нибудь небольшой отдаленный райцентр Белгородской области. Три ветви власти тут, несомненно, присутствуют: глава района, райсовет, суд. А теперь представьте, что глава района придумал какое-нибудь постановление, ограничивающее ваши права, райсовет его утвердил, а суд, куда вы обратились с требованием опротестовать это дело, дал вам от ворот поворот. Понятно, в маленьком райцентре по-другому быть просто не может: здесь все друг друга знают, и установление неформальных отношений неизбежно при любой власти. Но как обеспечить верховенство закона, если личные отношения накладываются на общественные интересы?

Задача, конечно, сложная, но решаемая. Я знаю немало случаев, когда люди отстаивали свои права в областной прокуратуре и в областном суде. Когда письмо, поступившее в здание, расположенное на Соборной площади, останавливало самодурство чиновников на местах. Когда вмешательство прессы заставляло официальных лиц отказаться от своих инициатив. К тому же существуют еще и федеральные структуры, которые не подчиняются региональным и тем паче местным властям.

Когда несколько лет назад в Белгороде появилась Федеральная антимонопольная служба, далеко не все представляли себе, зачем она нужна. Отчет за 2008 год, представленный на прошлой неделе, позволяет сделать вывод, что ныне ситуация изменилась кардинально. В прошлом году УФАС по Белгородской области рассмотрело 317 дел о нарушении антимонопольного законодательства. Подавляющее большинство из них - в отношении органов местного самоуправления.

Как функционирует система сдержек и противовесов? Антимонопольщики работают по простому принципу: меньше красивых слов - больше дела. Представьте себе закупку компьютеров для сельской школы. По закону объявляется тендер, на который подают заявку пять фирм. А затем четыре участника выбывают из этого конкурса по формальным причинам: у этого печать неразборчивая, а вон тот запятую не в том месте поставил, вот здесь тактико-технические характеристики процессоров не те. Остается один участник, который поставит в школу компьютеры по максимальной цене. Эти деньги вот-вот поступят из наших карманов - карманов тех, кто платит налоги.

И вдруг откуда ни возьмись появляются представители ФАС и наминают задавать неприятные вопросы. Интересуются, почему информация о тендере подавалась с нарушениями. Спрашивают, на каком основании комиссия придралась к запятой. Изучают документы. А потом выдают предписание об устранении нарушений, в результате чего компьютерная фирма, от которой чиновник рассчитывал «поиметь» откат, остается не у дел, а поступившие в школу компьютеры обходятся в полтора раза дешевле.

Помимо местных органов власти, в нашем регионе немало монополистов, которые активно лоббируют свои интересы в высоких коридорах. Но и им достается на орехи. Две компании повысили цены на бензин одновременно и необоснованно? Извольте платить штраф - 2,8 и 3,6 миллиона соответственно. Конечно, компании с таким раскладом не соглашаются и пытаются опротестовать решения в судах. Не исключено даже, что суд встанет на их сторону. Но впредь «акулам бизнеса» придется ограничивать аппетиты.

Со стенаниями о вмешательстве в деятельность органов власти и нарушении принципа свободы предпринимательства, но выдаваемые ФАС предписания постепенно выполняются. Так формируется правовая культура как граждан, которые видят дополнительную возможность отстаивания своих прав, так и власти с бизнесом, которые заглянут в сборник законов прежде, чем примут спорное решение или воспользуются своим монопольным положением на рынке. Так федеральная структура с грозным названием «ФАС» участвует в демократизации, которая немыслима без верховенства Закона.