«Неправильная» реклама

«Неправильная» реклама 

Более 145 тысячрублей штрафов уплатили в первом полугодии белгородские нарушители законодательства в сфере рекламы. Как правильно рекламировать товары и услуги, чтобы не нанести ущерб бюджету своей компании, мы решили выяснить у руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области С. В. Петрова.
 
- Сергей Владимирович, на какие виды рекламируемых услуг и товаров приходится большая часть нарушений?
-Если говорить в целом о картине, которая складывается в области «неправильной» рекламы, то больше всего нарушений приходится на медицинские услуги. Напомню, что во всех без исключения СМИ можно рекламировать лишь изделия медицинского назначения для использования которых не требуется специальная подготовка  и лекарства, отпускаемые без рецепта врача. Остальные медицинские товары и услуги должны рекламироваться в специализированных медицинских изданиях.
Кроме того, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста. В противном случае она считается ненадлежащей. Много нарушений приходится на долю салонов красоты, которые «забывают» сообщить в рекламе косметологических услуг (перманентный макияж, пирсинг и др.) об имеющихся противопоказаниях. Этим же грешат и стоматологические клиники.
Вызывает нарекания и реклама «чудодейственных» приборов, методов лечения и «чудо-препаратов» способных «излечить любые болезни». Чаще всего за такими обещаниями стоит реклама массажеров, биологически активных добавок, к которой предъявляются соответствующие требования.
Много нарушений закона приходится и на финансовые услуги. Реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением, которая содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика.
 
-Образно говоря, если рекламодатель сказал «а», должен сказать и «б»?
-Совершенно верно. Потребителю должна быть предоставлена исчерпывающая информация, отражающая все условия договора. На практике же кредитные организации часто ограничиваются в рекламе своих финансовых продуктов лишь самыми лакомыми кусочками либо указывают недостоверную информацию. За подобные нарушения мы уже привлекли в этом году к административной ответственности несколько организаций, в том числе и ОАО «Банк УралСиб». В рекламном сообщении этой финансовой организации были указаны определенные условия оказания услуг (срок вклада, процентная ставка по вкладу), но отсутствовала информация о размере процентной ставки, которую получит вкладчик в случае досрочного востребования вклада. В 50000 рублей обошлась подобная неосведомленность и ООО «1-ый оконный Комбинат», который, рекламируя свою продукцию, указал в объявлении «… Кредит  Без первоначального взноса. Оформление на месте за 15 минут, годовая ставка 0%, 5 разновидностей кредита…». Мало того, что производитель окон указал неполную информацию об условиях предоставления кредита банком-партнером, так еще и недостоверную, как в части размера первоначального взноса, так и годовой ставки.
 
-Сергей Владимирович, а как должно выглядеть «правильное» объявление торговой или производственной компании, имеющей возможность реализовать свою продукцию в кредит?
- Ни торговая, ни производственная фирма не являются финансовой организацией, поэтому не могут оказывать финансовые услуги, к которым относится и кредит. В рекламном объявлении такие фирмы должны указать наименование лица, которое оказывает финансовую услугу. Звучать объявление того же производителя окон должно примерно так: «Пластиковые окна. Кредит и наименование финансовой организации. А дальше либо указать все условия по кредиту, либо вообще ничего не указывать.
 
-В Белгородской области достаточно активно развивается строительный рынок. Если рекламодатель привлекает денежные средства населения к строительству жилья, какие сведения должны содержаться в рекламном обращении?
- В этом случае в рекламе должны содержаться сведения о месте и способах получения проектной декларации. А сама проектная декларация должна быть опубликована в СМИ.
 
-Многие регионы России сегодня сталкиваются с засильем рекламы на иностранном языке. Все чаще слово sale можно встретить и в витринах белгородских магазинов, чьи вывески также пестрят англоязычными словами. Что по этому поводу говорит закон «О рекламе»?
- В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Однако непонятно, чем руководствоваться, чтобы определить «искажается смысл информации» или нет. К примеру, для той части потребителей рекламы, которая владеет иностранным языком, информация не искажается, для не владеющих иностранным языком – тоже не искажается, поскольку они такую информацию попросту не понимают. Вдобавок законодательно не установлено лицо, которое может быть привлечено к ответственности за неисполнение п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе», поскольку статьей 38 ФЗ «О рекламе» не предусмотрено, кто из субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) отвечает за нарушение п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона. Такой пробел в законодательстве затрудняет практическое применение данной нормы, и делает невозможным привлечение субъекта (рекламопроизводителя, рекламораспространителя, рекламодателя) к административной ответственности. Лично я считаю такой законодательный пробел губительным для нашего общества. И если депутаты Госдумы не обратят на эту проблему внимания, через пару лет наши торговые улицы превратятся в сплошные «triumph», «house» и «pasta».
 
- Сергей Владимирович, имеет ли право рекламодательиспользовать в рекламных целях изображение известных актеров, певцов, шоуменов, политиков без их ведома?
-Вопросы использования исключительных прав на изображение регулирует не закон «О рекламе», а Гражданский Кодекс. Теоретически каждый человек может заявить исключительные права на использование своего изображения в рекламных целях, и нарушитель будет отвечать за свое самовольство в суде. Ну а поскольку звезды шоубизнеса и политики в российских глубинках бывают нечасто, реклама с использованием их изображений, как правило, остается на совести рекламодателя.
 
-Во сколько в среднем обходится незнание законодательства о рекламе?
-Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе согласно статьи 14.3 КоАП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей. Работа по выявлению нарушителей в сфере рекламы нашим ведомством ведется достаточно активно: мониторим печатные СМИ и наружную рекламу, анализируем рекламную деятельность местных электронных СМИ, телевидения и радио. В первом полугодии 2008 годаУправлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области выдано 32 предписания за нарушение норм законодательства о рекламе. Буквально на днях мы создали Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в состав которого вошли представители органов власти и общественных организаций, преподаватели белгородских вузов, эксперты и специалисты в области рекламы, а также сотрудники Белгородского УФАСРоссии. Основными задачами совета станут экспертиза и оценка содержания рекламы, оценка воздействия рекламы на потребителей, а также экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе. Кроме того, по итогам заседаний совета будут внесены предложения по устранению административных барьеров и созданию конкурентных основ в целях развития рынка рекламных услуг Белгородской области. Первое заседание совета состоится уже в ноябре текущего года.
Елена ПЕСЧАНАЯ, спец. корр. «Белгородских известий»