От тарифов до продуктов

Антимонопольщики на страже интересов населения ФАС России опубликовала информацию о лучших региональных практиках развития конкуренции и нарушениях антимонопольного законодательства органами власти субъектов РФ за 2017 год. Почему Белгородская область попала как в «чёрный», так и в «белый» списки? Какие нарушения антимонопольного законодательства встречаются чаще всего? На эти и другие вопросы отвечает Алексей Викторович Ширков, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области.

- Вы не так давно стали руководи­телем управления. Какие-то выводы о нашей региональной службе уже мож­но сделать?

- Делать выводы о работе за 2018 год пока преждевременно и сделает это в ян­варе-феврале будущего года централь­ный аппарат. Со своей стороны могу от­метить, что за тот небольшой период, что я здесь работаю, могу сделать вывод, коллектив в целом достаточно работо­способный, готовый выполнять постав­ленные задачи. А дальше будем разви­ваться, смотреть, на что обратить особое внимание.

-Не так давно ФАС России опублико­вала информацию о лучших практиках развития конкуренции и нарушениях антимонопольного законодательства органами власти субъектов Россий­ской Федерации за прошлый 2017 год. Наш регион попал и в «черную», и «бе­лую» книги ФАС России. Какие крите­рии при этом учитывались?

- Это уже многолетняя практика Феде­ральной антимонопольной службы, когда по итогам календарного года, просматри­ваются решения со стороны органов вла­сти, как положительно влияющие на кон­куренцию, на развитие товарных рынков, так и отрицательно. Это, соответственно, «белая» и «черная» книги. Если брать Белгородскую область, то в «черную» книгу вошло дело по нарушению анти­монопольного законодательства со сто­роны администрации Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» на рынке пассажирских перевозок, когда администрация отказалась одномомент­но от услуг пассажирской компании, и уже практически на следующий день без про­ведения торгов было выбрано перевозчи­ком ООО «ТрансАльянс». Здесь налицо ограничение прав других перевозчиков и еще надо отметить, что необходимо было для организации перевозок более ста автобусов. У общества такого количества не было и администрация пошла на пере­говоры с другими перевозчиками, чтобы они предоставили свои автобусы. Таким образом были установлены признаки ограничения конкуренции, ущемление прав других субъектов на данном рынке, и поэтому было принято решение о на­правлении информации о данном деле для включения в «черную» книгу, как пример антиконкурентного соглашения между администрацией и хозяйствующим субъектом.

- А в «белой» книге? - Было предложено несколько докумен­тов, в частности, постановление губерна­тора Белгородской области от 30.06 № 49 «Об утверждении региональной програм­мы газификации жилищно-коммунального хозяйства». Это перевод транспортных средств Белгородской области на газо­моторное топливо, строительство авто-газозаправочных станций, станций тех­обслуживания, в результате чего новые хозяйствующие субъекты вовлекаются в экономику региона. Наконец, это создание новых рабочих мест. Здесь мы ус­матриваем как раз положительную прак­тику по развитию конкуренции в регионе. Также мы приняли решение о включении в «белую» книгу решения правительства Белгородской области о так называемом электронном магазине малых закупок.

- Может быть, Вы приведете пример каких-то наиболее нашумевших дел в текущем году.

- Если брать антимонопольное законо­дательство, то это решение в отношении некоторых хозсубъектов на рынке прода­жи медицинских товаров. Здесь в течение нескольких лет группа лиц участвовала в аукционах с целью удержания цены на максимальном уровне, чтобы в дальней­шем один из участников группы стал по­бедителем и получил по контракту макси­мальную цену с целью заработать денег. Таких фактов было выявлено на террито­рии Белгородской области 59.

- Что касается закона «О рекламе», то, что происходит в этой сфере?

- Здесь больше всего нарушений свя­зано с незаконными рекламными СМС-рассылками без согласия абонентов. Все, наверно, с этим сталкивались. Количе­ство нарушений снизилось за последнее время, но все равно составляет большую часть нарушений рекламного закона.

- И немного о хлебе насущном. Вы мониторите рост инфляции, рост цен на продовольственную корзину? Как здесь происходит контроль со сторо­ны антимонопольной службы?

- В 2014 году начались антисанкци-онные мероприятия, и тогда мониторинг цен на продовольственную корзину из 12 товаров проводился еженедельно. Надо сказать, что эти меры возымели свое действие, и скачка цен удалось из­бежать. В тех субъектах, в которых были допущены необоснованные повышения цен, поставщики и производители были привлечены к ответственности. Тогда си­туацию удалось стабилизировать. Сейчас мы продолжаем проводить мониторинг, и в течение месяца запрашиваем цены и смотрим на их изменение у производите­лей и поставщиков указанных видов про­довольственных товаров.

- Еще один вопрос, волнующий граждан - это вопрос тарифного регу­лирования.

- Сотрудники антимонопольного ор­гана участвуют в заседаниях тарифных комиссий с правом совещательного го­лоса. И если мы видим, что наблюдается незаконное включение необоснованных затрат в тарифные заявки, то данная ин­формация направляется в ФАС России, которая определяет конкретную меру воздействия, выдает соответствующее предписание.

- Широкое обсуждение также полу­чил рост цен на бензин, который мно­гие считают необоснованным. Как здесь обстоит ситуация?

- Нами были получены четкие указа­ния, что объемы поставляемого бензина на внутреннем рынке должны превышать уровень 2017 года не менее чем на три процента. Это положение выполняется. Также установлена индикативная цена на 92 и 95 бензин, дизельное топливо. Неза­висимые поставщики не могут повышать эту цену более чем на четыре процента. Эта информация доведена до них, также они должны представлять нам информа­цию о случаях отказа оптовых поставщи­ков в поставке топлива, либо снижения объемов поставок. Думаю, что эти меры будут четко соблюдаться