Специалист УФАС рассказала о способах борьбы с назойливой смс-рассылкой

Кого‑то рекламные сообщения выводят из себя, а кто‑то просто не обращает на них внимания.

Человек и мобильный телефон уже давно стали неразлучны, а рекламные сообщения в большом количестве приходят нам в виде звонков, СМС-сообщений, рассылок в социальных сетях. Замначальника отдела контроля рынков и рекламы Белгородского УФАС Елена Чуева рассказала, насколько правомерна смс-рассылка и как от неё избавится.

Как номера наших телефонов попадают в смс-рассылку?

— В большинстве случаев мы сами даём согласие на рассылку сообщений, так как не до конца прочитываем условия подписываемых тех или иных договоров, заполняя, например, анкету для предоставления скидки и получения карты в магазине. Кроме того, многие владельцы мобильных телефонов пользуются услугами, которые предоставляются посредством автоматов QIWI, через которые люди часто пополняют баланс мобильного телефона, а также совершают различные платежи. Бывают случаи, когда вы заказываете какие‑то услуги по телефону и оставляете свой мобильный номер в качестве контактного телефона. Например, вы позвонили в доставку роллов или вызвали такси, продиктовали номер диспетчеру, чтобы с вами мог связаться курьер. Прошло какое‑то время, вы забыли об этом, а вам приходит смс с рекламой ее услуг. Но давая свой номер телефона, вы не давали согласия на получение рекламы, а это значит, что рассылка рекламы вам незаконна. Это довольно распространенное нарушение статьи 18 Закона о рекламе, которая допускает распространение рекламы по мобильному телефону только с согласия абонента.

Что нужно сделать, чтоб остановить рассылку назойливой рекламы?

— Самый простой — обратиться к рекламодателю, и желательно в письменной форме, с просьбой прекратить смс-рекламу. Если вас не услышали, вы вправе обратиться с заявлением в Белгородское УФАС.

— Какие требования к подаваемому заявлению?

— Заявление в антимонопольную службу подаётся в письменном виде в произвольной форме. Следует приложить к заявлению ряд документов, которые должны содержать сведения о рекламодателе и рекламораспространителе (наименование, местонахождение, контактная информация), период поступления рекламы, номера телефонов, с которых поступала или направлялась реклама. Кроме того, к заявлению должны быть приложены доказательства, подтверждающие доводы заявителя, а именно: тексты смс-рекламы (в копиях и фотографиях), договор на оказание услуг связи, детализация выписки по абонентскому номеру за период получения смс-рекламы, подтверждённая оператором связи; копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу, и факт того, что после обращения заявителя к рекламодателю или рекламораспространителю распространение рекламы не прекратилось. Также в соответствии с законом необходимо представить письменное согласие абонента на обработку персональных данных и раскрытие их третьим лицам.

И как часто в Белгородское УФАС поступают такого рода заявления?

— Обращений по поводу смс-рекламы у нас достаточно много. Однако за последние три года количество обращений значительно уменьшилось. Если в 2014 году поступило порядка 120 заявлений, то в 2018 году поступило около 30-ти заявлений.

В большинстве случаев сложно найти лицо, с номера которого проводилась рассылка смс-сообщения, т. к. телефонные номера зарегистрированы на физических лиц. В таких случаях возбужденные дела прекращаются. В ряде случаев, получение абонентом смс-сообщений не подтверждается оператором связи. Такое бывает в случае невнимательности абонента при использовании телефона с двумя сим-картами.