«Дорожные» госзакупки: контракты – кому надо. Картелей нет
«Дорожные» госзакупки: контракты – кому надо. Картелей нет
Крупные заказы на строительство и ремонт белгородских дорог получает ограниченное число местных компаний. Мы попытались прояснить мотивации участников профильного рынка.
Дорожники
Журналисты ИА «Бел.Ру» ознакомились с результатами заключения контрактов по госзакупкам в регионе в течение 2017 года. Как выяснилось, лидерами рейтинга по количеству «освоенных» денег оказались местные дорожники. Среди главных бенефициаров – десяток компаний, информацию о которых мы нашли в открытых источниках. В частности, в этом нам помогла система «СПАРК-Интерфакс».
Мы подобрали данные по главным компаниям в сфере дорожного строительства, чтобы проследить динамику их экономической деятельности. Это даёт более внятное представление о функционировании профильного сектора системы госзакупок.
«Упрдортранс»
В основном заказчиком в сфере ремонта и строительства дорог в регионе выступает областное государственное казённое учреждение «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области». Оно было зарегистрировано в марте 2015 года. Глава учреждения – Сергей Евтушенко.
Структура подведомственна региональному департаменту строительства и транспорта. Руководитель департамента – Евгений Глаголев. Его отец, Сергей Глаголев, работает в должности ректора БГТУ им. В. Г. Шухова, он также является председателем Горсовета Белгорода.
Заказы
В 2017 году «Упрдортранс» выступил заказчиком контрактов на общую сумму 19,6 млрд рублей (годом раньше – 8,690 млрд рублей). Для сравнения: бюджет Белгородской области на 2017 год сложился с доходами в сумме 76,1 млрд рублей. Таким образом, «дорожные» инвестиции эквивалентны 25 % доходов региональной казны.
Аукционы на 6,448 млрд рублей (32 % от общей суммы) выиграло ООО «Белдорстрой». Контрактов на 3,641 млрд рублей (18 %) заключила компания с похожим названием ООО «Белгороддорстрой».
Все нижеследующие организации совокупно заключили в 2017 году с белгородским «Упрдортрансом» контрактов на 16,323 млрд рублей. Это 82 % от всех контрактов, заключённых управлением.
ООО «Белгороддорстрой» зарегистрировано в 2005 году. Гендиректор Мадат Дарчинян владеет 50 % долей в её уставном капитале. Также бизнесмен является совладельцем компании ООО «Валуйкидорстрой». Здесь он занимает аналогичную должность гендиректора, хотя его доля в уставном капитале значительно скромнее – 3 %. Остальные 97 % принадлежат ООО «БДС», собственником которого, в свою очередь, значится Рубен Дарчинян – очевидно, родственник второго собственника.
Предприятие «Строитель» основано в 2003 году, располагается в Белгороде. Директором работает Валерий Григоров. 100 % долей в уставном капитале организации принадлежат Николаю Степашову. Он владеет долями в нескольких белгородских компаниях, связанных с дорожным строительством. В частности, Николаю Степашову принадлежит ООО «Белдорстрой».
Компания «Белдорстрой» основана в 2004 году и зарегистрирована в Белгороде. Она относится к категории крупных – с количеством работников от 1 001 до 5 000 человек.
ЗАО «Ровеньской дорожник» было зарегистрировано в марте 2002 года. Гендиректор Сергей Тарасенко также работал директором в муниципальном унитарном предприятии с похожим названием «Ровеньский дорожник». (В конце 2017 года было принято решение об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.) Обе организации были зарегистрированы по одному адресу в Ровеньках.
Сергей Тарасенко занимает ещё одну должность – председателя Муниципального совета Ровеньского района.
Директором «Автодора» работает Анатолий Франчук. Муниципальное предприятие зарегистрировано в 2008 году, находится в Губкине.
Предприятие «Белзнак-Прохоровка» зарегистрировано в Белгороде в 2011 году. Гендиректор Дмитрий Кабалин имеет 95 % долей в уставном капитале организации. Он также является директором и совладельцем ООО «Белзнак», совладельцем ООО «ДРСП Борисовка», директором и совладельцем ООО «Стройбетон». Все эти фирмы зарегистрированы в Борисовке по одному адресу.
Организация «Белмаг» зарегистрирована в 1998 году. В качестве основного вида деятельности указано выполнение каменных и кирпичных работ. Находится она в Дубовом Белгородского района.
Гендиректор ООО «Белмаг» Олег Соловьёв владеет 25,20 % долей в уставном капитале компании. Также в его собственности находятся 100 % долей предприятия ООО «Мастерстрой», в нём он занимает должность директора.
Компания «Бизнесстрой» образована в 2013 году. Зарегистрирована в селе Таврово Белгородского района. В качестве основного вида деятельности указано производство земляных работ.
Директор предприятия Александр Кузнецов владеет 100 % долей в его уставном капитале. Также ему принадлежит 50 % долей в ООО «ДРСП «Белгородское».
ООО «ДСУ 31» базируется в Красной Яруге, зарегистрировано в августе 2007 года. Гендиректор Сергей Карацупа владеет 20 % долей в уставном капитале организации. Он также собственник 100 % долей в ООО «Белогор» и 50 % ООО «Мастера Белогорья».
В роли совладельца ООО «ДСУ 31» выступает Геннадий Бобрицкий (40 %) и ООО «Офисный центр» (40 %). Последнее предприятие принадлежит Татьяне Незнамовой.
Стоит отметить, что Геннадию Бобрицкому принадлежат доли в уставном капитале десятков белгородских компаний различных видов деятельности. Среди них ООО «УК “Приосколье”», ЗАО «Агросоюз “Авида”», ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ», ООО «Биоветзащита» и другие.
Фирма «Автодорстрой-Подрядчик» основана в 2001 году, зарегистрирована в областном центре. В качестве головной компании предприятия указывается ЗАО «Автодорстрой», которое находится по тому же адресу в Белгороде. Руководит головной компанией генеральный директор Владимир Кузнецов.
Компания «Мостдорстрой» зарегистрирована в 2015 году, «прописана» в Белгороде. Гендиректор фирмы Николай Ряпухин владеет 100 % долей в уставном капитале организации. Также он является собственником (частичным или полным) других фирм в сфере строительства.
Ответа нет
Журналисты ИА «Бел.Ру» обратились с официальным запросом информации к начальнику ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» Сергею Евтушенко. В частности, мы хотели узнать усреднённую стоимость километра асфальтированной дороги в Белгородской области, из каких компонентов она складывается.
Ответа на запрос в установленные законом сроки мы не получили.
Жалобы
В 2017 году белгородским антимонопольщикам на действия участников аукционов по госзакупкам в сфере ремонта, строительства, реконструкции автомобильных дорог жаловались 65 раз. Было выявлено 19 нарушений. Они касались формальных моментов, связанных с подготовкой документации. Нарушители получили 17 предписаний, их исполнили в срок. 12 виновных должностных лиц привлечены Белгородским УФАС к административной ответственности. Ещё 7 дел находятся в стадии возбуждения.
Тем не менее, практически все претензии не имеют отношения к антиконкурентным сговорам.
Есть такая профессия
Подавляющее количество жалоб подаётся так называемыми профессиональными жалобщиками. Мы эти жалобы обязаны рассматривать.
Такого рода жалобщики занимаются постоянным мониторингом сайтов госзакупок, ищут там нарушения – как правило, типовые. У каждого из них есть своя сфера деятельности (строительство зданий, строительство дорог и т.д.). Найденное нарушение обжалуется ими в УФАС. Известны случаи, когда инициаторы подобного рода претензий обращались к участникам аукционов с предложением отозвать свою претензию за вознаграждение.
Мы завалены такими жалобами. Из общего количества их примерно 90 %. Подаются сторонними лицами с очень неясными мотивировками. Это проблема.
Против картелей
Летом 2017 года президент России Владимир Путин поручил подготовить поправки в закон, предусматривающие ужесточение наказания за участие в картелях. В феврале 2018 года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что борьба с картелями выделилась в приоритет работы ведомства. В середине марта законопроекты с поправками в Уголовный кодекс и закон «О защите конкуренции» были внесены в Государственную Думу.
Картель – это договорённость участников рынка, имеющая антиконкурентный характер. То есть хозяйствующие субъекты договариваются между собой, скажем, продавать товар по определённой цене. Это ведёт к отсутствию конкуренции, бьёт по карману потребителя, позволяет бизнесу меньше заботиться о повышении качества продукции или услуг.
Госсовет
Вчера, 5 апреля, президент России Владимир Путин провёл заседание Госсовета по теме развития конкуренции.
У государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности, и доступ к кредитам у них тоже намного проще, да и технологии разыграть торги в свою пользу есть, их достаточно, и мы знаем, как они работают.
Глава государства выступил с критикой протекционизма, который оказывается местными властями удобным им компаниям. По мнению президента, нет ничего плохого в том, чтобы предоставлять на местном уровне льготы предпринимателям. Однако принципиально важно, чтобы доступность таких преференций была одинаковой для всех участников рынка, а не только для избранных.
Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России.