О проблемах при предоставлении муниципальных земельных участков в аренду

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Белгородское УФАС России в рамках темы специализации территориальных органов, проанализировав имеющуюся судебную практику, а также существующий в законодательстве Российской Федерации ряд норм, определяющих порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, столкнулось со следующими проблемами применения законодательства, регулирующего отношения с сфере предоставления муниципальных земельных участков в аренду хозяйствующим субъектам.

           Так, согласно ч. 3 ст. 31 Земельного Кодекса РФ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

            В соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить информацию о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

            В случае если в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссией устанавливается факт невыполнения органом местного самоуправления, обладающим полномочиями распоряжения муниципальными земельными участками, требований статей 31 и 34 Земельного кодекса (невыполнение требований об информировании населения (граждан и юридических лиц) о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, а также об опубликовании информации о наличии земельных участков для целей, не связанных со строительством), такие действия органа местного самоуправления признаются действиями, не допускающими конкуренцию, т.е. фактически исключающими возможность конкуренции хозяйствующих субъектов за право аренды земельных участков, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

            Однако ни в одной из вышеперечисленных норм не содержится определенных требований к срокам информирования населения органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков для тех или иных целей. Использование законодателем термина «заблаговременная публикация» без определения срока приводит к вольной трактовке органами местного самоуправления требований ст. 34 Земельного кодекса РФ и способствует совершению действий, не допускающих или устраняющих конкуренцию хозяйствующих субъектов за право аренды земельных участков. Примером такой вольной трактовки могут служить действия администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ставшие предметом рассмотрения дела № 334-13-АЗ.

            Так, в ходе рассмотрения данного дела было установлено, что администрацией округа в печатном издании (газете «Оскольский край» за № 14-16 (1294-1296)) 28 января 2012 года было опубликовано сообщение о предоставлении земельных участков для строительства АЗС. 01 февраля 2012 года заявитель по данному делу (ОАО «Осколнефтеснаб») обратился в администрацию округа с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков, но получил отказ в связи с тем, что ранее имело место быть согласование выделения указанных земельных участков другому претенденту на данный земельный участок (ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»), который обратился с таким же заявлением раньше, чем второй претендент. Таким образом, несмотря на то, что с момента публикации прошло всего 3 календарных дня, администрация округа сочла 3 календарных дня разумным сроком и осуществила действия (согласно материалам дела) по составлению акта выбора земельных участков, испрашиваемых ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» под проектирование автозаправочных комплексов от 01.02.2012, а после, при наличии второго претендента, отказала ему в предоставлении участков в аренду, а также не провела торги на право аренды указанных земельных участков, как того требует Земельный Кодекс РФ. Комиссия Белгородского УФАС России признала администрацию Старооскольского городского округа нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции посредством предоставления земельных участков для строительства АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» при наличии другого претендента без проведения торгов, что привело к устранению конкуренции. Администрации Старооскольского городского округа было выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Администрация Старооскольского городского округа, не согласившись с решением Белгородского УФАС России, обжаловала его в Арбитражном суде Белгородской области. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2013 по делу № А08-7556/2012 решение Белгородского УФАС России было оставлено в силе. Попытки администрации Старооскольского городского округа обжаловать решение Арбитражного суда Белгородской области по делу № А08-7556/2012 в апелляционной и кассационной инстанциях успехом не увенчались, решение суда первой инстанции оставлено ими в силе.

            В ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ вообще не содержится указаний на какой-либо срок осуществления информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка.

            На основании вышеизложенного, полагаем, что в настоящее время существует необходимость установления сроков информирования населения о предоставлении земельных участков посредством внесения изменений в ст. 31, 34 Земельного кодекса РФ.

            Кроме того, ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Однако, как показывает практика, фактически муниципальные земельные участки предоставляются в аренду не органами местного самоуправления городских и сельских поселений, а органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые обладают правом распоряжения указанными земельными участками на основании Уставов муниципальных образований и правом заключения соответствующего договора аренды, в отличие от органов местного самоуправления городских и сельских поселений, которые такими правами не обладают. Однако, в связи с тем, что в норме закона указаны только городские и сельские поселения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов не выполняют требования по заблаговременной публикации. Информирование населения о предстоящем предоставлении земельных участков в таких случаях осуществляется администрациями городских и сельских поселений на стендах рядом со зданиями, где расположены указанные органы местного самоуправления,  посредством расклеивания на них простых по форме и содержанию объявлений, ознакомление с которыми возможно только для ограниченного круг лиц, а именно  жителей указанных городских и сельских поселений. При этом размещение объявлений на стенде не имеет юридического значения, т.к. размещение объявлений не отнесено законом к опубликованию такой информации, как предстоящее предоставление земельных участков в аренду.

            Таким образом, Белгородское УФАС России считает, что в указанную норму Земельного кодекса РФ необходимо внести изменение, изложив ее в следующей редакции: «органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства».