Арбитражный суд Белгородской области признал решение Белгородского УФАС по делу о нарушении антимонопольного законодательства №418-12-АЗ в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» законным и обоснованным

 

10 апреля 2013 года Арбитражный суд Белгородской области признал решение Белгородского УФАС по делу о нарушении антимонопольного законодательства №418-12-АЗ в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие» законным и обоснованным.
ООО «Сервисбелсевер» (далее – заявитель) обратилось с заявлением в УФАС по Белгородской области о том, что ОАО «Белгородское авиапредприятие» в нарушении Федерального закона от 27 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушает права заявителя и навязывает невыгодные условия договора. Так как основным видом деятельности заявителя является доставка бортового питания воздушным судам в рамках заключенных с авиакомпаниями договоров, для выполнения своих договорных обязанностей работникам предприятия необходимо совершить проезд на контролируемую территорию аэропорта. В связи с этим между заявителем и ОАО «Белгородское авиапредприятие» был заключен договор №161/03-11 от 30.01.2011 года на проезд автомобильного транспорта. По условиям данного договора ОАО «Белгородское авиапредприятие» предоставляет, а заявитель оплачивает услугу по проезду автомобильного транспорта для доставки на борт воздушного судна бортового обеспечения и транзитной уборки воздушного судна. 
По мнению ООО «Сервисбелсервер» со стороны ОАО «Белгородское авиапредприятие» имеют место следующие нарушения антимонопольного законодательства:
1. Авиапредприятие устанавливает различные цены за проезд на контролируемую территорию аэропорта, тем самым ставит в неравное положение пользователей данной услугой.
2. Вмешивается в отношения конкурирующих сторон путем рассылки писем в авиакомпании с ходатайством о заключении договоров на поставку бортового питания с конкурентом заявителя – ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС»
3. Устанавливает монопольно высокую цену на проезд сторонней организации на контролируемую территорию аэропорта.
Возбудив дело № 418-12-АЗ в отношении ОАО «Белгородское авиапредприятие», антимонопольный орган принял  о его прекращении в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Как видно из представленных материалов дела, согласно Приказа ОАО «Белгородавиа» №227 от 31.01.2011 года, плата за проезд автотранспорта сторонних организаций рассчитывается исходя из группы автотранспорта.
Проведя анализ договоров на проезд автотранспорта, антимонопольный орган установил отсутствие нарушения Закона о защите конкуренции.
Плата за проезд на контролируемую территорию аэропорта взимается в соответствии с утвержденными тарифами. Одновременно ОАО «Белгородское авиапредприятие» предоставляет услуги по разовым проездам, без заключения договоров. Анализ счетов, выставляемых за разовые проезды автотранспорта на контролируемую территорию аэропорта (проезды осуществлялись без заключения договоров по заявкам контрагента) показал, что данные счета также выставлялись на основании установленных тарифов. 
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о том, что ОАО «Белгородское авиапредприятие» осуществляет пропуск автотранспорта сторонних организаций на контролируемую территорию аэропорта и ведет единую ценовую политику, согласно установленным тарифам подтверждается имеющимися доказательствами.
Для исследования порядка ценообразования услуг аэропортов на въезд автомобильного транспорта, а также условий конкуренции, Белгородским УФАС были направлены запросы в адрес аэропортов других регионов сопоставимых по составу покупателей и товарного рынка, с истребованием информации об утвержденных тарифах на въезд автомобильного транспорта на период 2011-2012 годов.
В каждом из запрашиваемых аэропортов расчет и утверждение тарифа на проезд автотранспорта сторонних организаций на контролируемую территорию аэропорта осуществляется самостоятельно, без использования единой методики расчета. Отсутствие единой методики расчета спорного тарифа связано с тем, что цена на данный вид деятельности не относится к категории регулируемых услуг субъектов естественных монополий и рассчитывается каждым хозяйствующим субъектов индивидуально, исходя из фактически понесенных затрат с учетом получения прибыли.
На территориях субъектов РФ, где расположены запрашиваемые аэропорты, не сформирована конкурентная среда по оказанию услуг по въезду стороннего автотранспорта на контролируемую территорию аэропорта.
Белгородское УФАС на основе анализа полученной информации сделало вывод о том, что тариф на въезд автотранспорта сторонней организации на территорию аэропорта г. Белгород не содержит признаков монопольно высокой цены товара, расходы, учтенные при расчете тарифа обоснованы и не завышены.
Что касается доводов заявителя о вмешательстве ОАО «Белгородское авиапредприятие» в отношении конкурирующих сторон путем рассылки писем в авиакомпании с ходатайством о заключении договоров на поставку бортового питания с конкурентом заявителя – ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС», то доказательств указанного обстоятельства при производстве по антимонопольному делу представлено не было.
При изложенных обстоятельствах суд отказал ООО «Сервисбелсевер» в удовлетворении заявленных требований.