Совет депутатов Старооскольского городского округа исполнил предписание Белгородского УФАС, касающееся перевозчиков Старого Оскола

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

27 февраля 2012 года в УФАС по Белгородской области поступила жалоба от ИП Бесараб В.Т. на Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа №703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа», текст которого был опубликован в газете «Оскольский край». Предприниматель посчитала, что указанные в Положении критерии отбора о транспортных услугах и проведении конкурса среди перевозчиков не соответствуют Федеральному законодательству и нарушают законные права и интересы предпринимателей-частных перевозчиков, в частности:

  • по показателю «осуществление предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта» претендент, осуществляющий указанные контроль и обслуживание на основе договорных отношений со сторонней организацией получит 1 балл, а претендент, имеющий собственную базу, для осуществления указанных контроля и обслуживания получит 3 балла;
  • по показателю «обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей» претендент, обеспечивающий указанный осмотр на основе договорных отношений со сторонней организацией, получает 1 балл, а претендент, имеющий собственный медицинский пункт, получает 3 балла;
  • по показателю «организация охраняемой стоянки» претендент, организующий стоянку на основе договорных отношений со сторонней организацией, получает 1 балл, а претендент, осуществляющий хранение автотранспорта на территории базы, осуществляющей выпуск на линию, получает 5 баллов;
  • по показателю «правонарушения в части налогового законодательства» претенденту снижается сумма баллов на 1 балл за каждый случай.

16 мая 2012 года заявление ИП Бесараб В.Т. было принято к рассмотрению Белгородским УФАС России, а 8 июня 2012 года было возбуждено дело №256-12-А3 по признакам нарушения Советом депутатов Старооскольского городского округа ч.1. ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

13 июня 2012 года аналогичная жалоба на Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа №703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа» поступила от ИП Мартыновой Л.Г. Впоследствии, 16 июля 2012 года, обе жалобы были объединены в одно производство.

Решением от 27 июля 2012 года, УФАС по Белгородской области признало факт нарушения Советом депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции». Совету депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области было выдано предписание о внесении изменений в п.2,3,4,5, пп.9.3 п.9 Приложения №5 («Критерии оценки заявок») к Решению названного органа местного самоуправления от 27 февраля 2012 года №703 «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа».

Комиссия Белгородского УФАС посчитала, что из содержания Решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 № 703 не усматривается - на каком основании установлена указанная выше оценка показателей: чем обусловлено предпочтение наличию собственной базы по осуществлению предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта, нежели осуществлению предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта на основе договорных отношений со сторонней организацией, если у сторонней организации имеется лицензия на осуществление такой деятельности; на каком основании обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей на основе договорных отношений со сторонней организацией оценивается ниже, чем наличие собственного медицинского пункта, при том, что и в том и в другом случае у медиков, осуществляющих осмотр водителей должно быть медицинское образование, а так же лицензия на осуществление такой деятельности; по какой причине наличие стоянки, организованной на основании договорных отношений со сторонней организацией оценивается ниже, чем хранение транспорта на территории базы, осуществляющей выпуск на линию, при том, что в обоих случаях такое хранение будет обеспечиваться претендентом на участие в конкурсе.

Такое разграничение критериев является надуманным (из вышеперечисленных нормативных актов не усматривается, на каком основании во всех перечисленных случаях сторонние организации, имеющие соответствующие лицензии и разрешения оцениваются ниже, чем собственные специалисты и обслуживание таких организаций является менее качественным, чем аналогичная деятельность силами и средствами работников претендента), и ограничивает возможности хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Совет депутатов Старооскольского городского округа не согласился с актами  Белгородского УФАС и обжаловал их в Арбитражный суд.

Однако суд отклонил доводы Совета депутатов Старооскольского городского округа в удовлетворении заявленных требований.      

Не согласившись с решением Арбитражного суда Белгородской области,  Совет депутатов Старооскольского городского округа обжаловал его в Девятнадцатом апелляционном суде г. Воронежа, но суд, не найдя оснований для отмены, постановил решение по делу №А08-7141/2012 оставить без изменения, а аппеляционную жалобу – без удовлетворения.

После этого, Решениями Совета депутатов Старооскольского городского округа от 28 сентября 2012 года и от 27 марта 2013 года  антиконкурентные критерии для перевозчиков были исключены.

«Белгородскому УФАС удалось защитить права перевозчиков Старого Оскола при поддержке арбитражных судов первой и апелляционной инстанций. Судебные слушания о рассмотрении законности актов длились восемь месяцев и завершились в пользу перевозчиков и антимонопольного органа», - отметил руководитель Белгородского УФАС Сергей Петров.