Размещение государственных заказов должно быть под контролем

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, и функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

В субъектах Российской Федерации ФАС России представлена в лице своих территориальных органов. На территории Белгородской области действует Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (Белгородское УФАС России).

Отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.

Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

В целях надлежащего осуществления возложенных на ФАС России функций, служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

- рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, и образованные ими комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд. Срок рассмотрения каждой жалобы составляет пять рабочих дней.

По результатам проведения проверочных мероприятий выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том числе об аннулировании торгов.

В случае уклонения от подписания государственного или муниципального контракта, а также его не исполнения, включает сведения о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

При выявлении нарушений законодательства в установленном порядке привлекает должностных лиц заказчиков к административной ответственности, налагает административные штрафы.

В сфере контроля за размещением заказов в 2012 году Белгородское УФАС России рассмотрело 216 жалоб участников размещения заказов, признав 93 жалобы обоснованными, провело 27 проверок. При проведении проверочных мероприятий Управлением рассмотрено 735 размещений заказов, выявлен 441 заказ, размещенный с нарушениями действующего законодательства. Специалистами УФАС возбуждено 78 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков. Сумма наложенного на виновных за нарушение законодательства о размещении государственных заказов лиц составила 911 100 рублей.

Наиболее часто пресекаемыми Белгородским УФАС России нарушениями являются: установление к участникам размещения заказов требований, не предусмотренных законодательством о размещении заказов, а также необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.

Основная масса нарушений выявлена в результате рассмотрения жалоб участников размещения заказов.

В случае ущемления прав и интересов участников размещения заказов незаконными действиями должностных лиц государственных или муниципальных заказчиков, такой участник вправе обратиться с мотивированной жалобой в антимонопольный орган по адресу: ул. Преображенская, д. 82, г. Белгород, 308000, т/ф (4722) 32-16-92.

 

Курепко Е.В.

заместитель руководителя управления –

начальник отдела контроля размещения государственного заказа

Белгородского УФАС России