В Белгородском УФАС состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета

 

31 октября 2012 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета (ОКС).

 

В работе Общественно-консультативного совета приняли участие его члены: руководитель Белгородского УФАС Петров С.В; заместитель руководителя Белгородского УФАС – начальник отдела контроля размещения государственного заказа Курепко Е.В; председатель Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - Курцев Г.В.; исполнительный директор регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области» - Безбенко А.И.; руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей – Кусков Ю.Т.; председатель Совета Старооскольской местной общественной организации директоров предприятий малого и среднего бизнеса – Акинин Г.И., а также сотрудники Белгородского УФАС.

 

На заседании Совета были рассмотрены ключевые направления конкурентной политики, приоритеты антимонопольного регулирования и стратегические цели ФАС России на период до 2018 года, а также обсуждался вопрос, касающийся дорожных карт, как инструмента улучшения делового климата в Российской Федерации.

 

Руководителем Белгородского УФАС для обсуждения был представлен Проект стратегии развития антимонопольного регулирования в РФ. Особый интерес у собравшихся вызвали вопросы, связанные с реализацией отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на товарных рынках.

 

На рынке нефти и нефтепродуктов:

- введение в целях пресечения злоупотребления доминирующим положением формульного ценообразования на нефтепродукты на внутреннем российском рынке, а также утверждение и развитие  так называемых «модельных торговых политик», т.е. правил реализации товаров, работ или услуг компаниями – монополистами в целях устранения дискриминационных условий и предотвращения их возникновения, что позволит повысить прозрачность ценообразования на оптовом рынке нефтепродуктов, а также будет способствовать устранению ассиметричности информации и снижению барьеров входа на рынок для малого и среднего бизнеса, не обусловленных экономическими причинами;

-  организация и проведение системного мониторинга цен и объемов реализации нефти и нефтепродуктов, а также проведение анализа состояния конкуренции на основе моделей нефтяного рынка, что позволит повысить результативность принимаемых управленческих решений на основе оценки эффективности рыночной структуры.

 

На оптовом рынке электрической энергии:

- создание равных условий функционирования для участников оптового рынка и исключение особенностей его «территориальной» дифференциации (ценовые и неценовые зоны оптового рынка, а также зоны с особенностями регулирования), что позволит устранить преимущества для определенных участников, повысить конкуренцию и эффективность бизнеса; кроме того, решается проблема перекрестного «территориального» субсидирования и установление справедливых рыночных цен для потребителей на всей территории оптового рынка электрической энергии и мощности;

- создание отдельных площадок для торговли «пиковой» и «базовой» мощности на оптовом рынке, что позволит квалифицированным потребителям повысить качество своего планирования и сэкономить на покупке электрической энергии за счет более оптимального режима потребления, одновременно на рынке достигается экономическая эффективность структуры генерации (соотношение «пиковой» и «базово» мощности);

- устранение технологических ограничений за счет снижения количества зон свободного перетока, строительство новых сетевых линий, а также совершенствование модели рынка в части учета сетевых ограничений позволят устранить технологические барьеры, обеспечив большее количество участников рынка (поставщиков и потребителей), улучшение конкуренции приведет к повышению эффективности и снижению цен на рынке электрической мощности.

 

На розничном рынке электрической энергии:

- введение единой группы точек поставки (далее – ЕГТП) на регион, что позволит устранить необходимость процедуры регистрации большого количества групп точек поставки каждым из участников рынка в соответствующем регионе (процедуры достаточно длительной и весьма дорогостоящей), снизить административные барьеры, исключить зависимость потребителя от прежней энергоснабжающей организации при выборе другой, а также повысит качество предоставляемых услуг потребителю, как основного из факторов конкуренции на розничном рынке;

- установка сетевыми организациями приборов надлежащих систем автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов одновременно с обеспечением недискриминационного доступа к данным приборам учета;

- обеспечение реализации на практике процедуры по смене гарантирующих поставщиков на конкурсной основе.

 

 В сфере коммунальных услуг в целях повышения качества и снижения цен для конечного потребителя:

- введение упрощенного (по срокам и процедуре) механизма обжалования действий сетевых организаций, связанных с нарушением Правил подключения (технологического присоединения) к сетям;

- расширение сферы антимонопольного регулирования в части вопросов, связанных с обоснованностью установленных органом регулирования тарифов на подключение к сетям.

 

На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в целях повышения прозрачности процедуры отбора управляющих организаций:

- сокращение сроков, по истечении которых орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющих организаций;

- расширение перечня оснований для проведения органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций;

- изменение порядка отбора управляющих организаций (установить порядок отбора, согласно которому  критерием отбора будет являться плата за содержание и ремонт, плата за управление, при этом орган местного самоуправления устанавливает перечень необходимых услуг в конкретном доме с учетом минимального перечня оказываемых услуг и специфики многоквартирного дома).

На рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом:

- определение принципов государственного регулирования перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в целях повышения обеспеченности населения транспортными услугами, увеличения количества перевозчиков, оказывающих услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, улучшения финансовых показателей перевозчиков за счет нетарифных мер и как следствие – снижение стоимости перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

 

На фармацевтических рынках:

- развитие практики разработки фармацевтическими компаниями «торговых политик» с целью снижения барьеров входа и выхода хозяйствующих субъектов с рынка;

- совершенствование отраслевого законодательства, в том числе для повышения качества предоставляемых услуг населению.

 

На рынках агропромышленного комплекса:

- обеспечение соблюдения равных для всех сельхозпроизводителей возможностей участия в государственных программах поддержки в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию в целях сохранения стабильной ситуации на рынках АПК;

- мониторинг ситуации на рынках социально значимых продуктов питания с целью  недопущения необоснованного роста цен на указанных рынках, пресечения соглашений и согласованных действий как участников рынков продовольственных товаров, так и соглашений или согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые могут привести или приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также принятия органами исполнительной власти актов, ограничивающих конкуренцию в сложившихся неблагоприятных климатических условиях.

 

На рынке похоронных услуг:

– совершенствование отраслевого законодательства, предусматривающего в том числе разделение услуг по обслуживанию кладбищ и похоронных услуг, в целях формирования конкурентной среды и демонополизации локальных рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению качества и снижению стоимости данных услуг.

 

На рынке финансовых услуг в целях повышения качества предоставления услуг:

- внедрение качественно новых требований к раскрытию информации финансовыми организациями в целях обеспечения прозрачности финансовых услуг;

- введение дополнительных требований к созданию и функционированию объединений финансовых организаций;

- совершенствование подходов к контролю за экономической концентрацией на рынке финансовых услуг с точки зрения обеспечения полноты оценки последствий сделок и иных действий, осуществляемых хозяйствующими субъектами,  для состояния конкуренции;

- разработка стандартов финансовых услуг.

 

По второму вопросу повестки дня до собравшихся было доведено, что в целях поддержки уникальных общественно значимых проектов и инициатив среднего предпринимательства создана автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее - АСИ), которая является важным инструментом взаимодействия органов власти и предпринимательского сообщества.

 

Сформированы рабочие группы по разработке дорожных карт, в состав которых вошли представители федеральных органов власти, в том числе ФАС России, а также представители предпринимательского сообщества.

 

В настоящее время одобрены основные положения четырех дорожных карт: «Совершенствование таможенного администрирования»; «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»; «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»; «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Реализация указанных дорожных карт будет осуществляться в 2012-2018 годах.

Безбенко А.И. сообщил собравшимся, что региональное объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области» совместно с АСИ, участвует во внедрении Стандарта деятельности органов исполнительной власти Белгородской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Была создана экспертная группа, куда вошли два представителя РОР «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области». Первое заседание состоялось в июне 2012 года, на котором был одобрен проект Дорожной карты по внедрению Стандарта  деятельности органов исполнительной власти Белгородской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

 

В целях обеспечения деятельность экспертной группы и более широкого вовлечения в данный проект представителей других общественных организаций совместно с ОАО «Корпорация Развитие» был внедрен специальный двуязычный портал об инвестиционной деятельности в Белгородской области.

В завершении работы Общественно-консультативного совета между Белгородским УФАС и представителями бизнеса и общественности  была достигнута договоренность о дальнейшем взаимодействии, результатом которого, по общему мнению, станет помощь предпринимателям в решении конкретных проблем.