В Белгородском УФАС состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета

29 июня 2012 года в  Управлении Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета (ОКС).

 

В работе Общественно-консультативного совета приняли участие его члены: руководитель Белгородского УФАС Петров С.В; заместитель руководителя Белгородского УФАС Курепко Е.В; председатель Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - Курцев Г.В.; исполнительный директор регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области» - Безбенко А.И.; генеральный директор ООО «Стройгаз» - Сибилёв А.П.; председатель некоммерческого партнерства «Союз Белгородских строителей» - Сукачев Е.Д., член Общественной палаты Белгородской области, член молодежного Правительства Белгородской области - Никитский А.Е., председатель областной коллегии адвокатов «Свистельников и партнеры» -  Свистельников В.М., генеральный директор ЗАО «Белгородский мел» - Черкашин Ю.Н.,  а также сотрудники Белгородского УФАС.

 

На заседании Совета обсуждались проблемные вопросы: о предоставлении услуг широкополосного доступа к сети Интернет на территории Белгородской области; о практике применения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» и о проблемах доставки грузов железнодорожным транспортом.  

 

По первому вопросу повестки дня «О предоставлении услуг широкополосного доступа к сети Интернет на территории Белгородской области» были заслушаны  представители интернет провайдеров ЗАО «КомТел-ТВ» и Белгородского филиала ОАО «Ростелеком». Из их выступлений,  а также изученных материалов и обмена мнениями члены Общественно-консультативного совета пришли к выводу о том, что основными проблемами представления услуг широкополосного доступа к сети интернет на территории Белгородской области являются:  убыточность предоставления услуг Интернет в районах области; разница цен на услуги Интернет для хозяйствующих субъектов и физических лиц; противодействия со стороны администраций муниципальных образований и управляющих компаний при проведении необходимых линий; препятствия со стороны застройщиков новых домов.

 

По второму вопросу повестки дня - практика применения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» заместитель начальника отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС Свешников Д.Н. проанализировал практику применения названного Федерального закона в России и Белгородской области. Членами ОКС было решено рекомендовать хозяйствующим субъектам (в первую очередь, производителям продуктов питания) и некоммерческим организациям, объединяющим таких производителей, при наличии признаков ущемления их прав и интересов со стороны сетевых организаций незамедлительно обращаться с соответствующими заявлениями в территориальный антимонопольный орган – Белгородское УФАС.

 

Третий вопрос повестки дня был посвящен обсуждению Доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Руководитель Белгородского УФАС Петров С.В. рассказал собравшимся, что ФАС России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации Доклад о состоянии конкуренции в РФ и размещает его на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Из последнего Доклада, представленного руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым на заседании Правительства Российской федерации 14 июня 2012 года следует, что в каждом Докладе о состоянии конкуренции 2007-2011гг. содержались предложения ФАС России по проведению структурных реформ в экономике России. В частности, предлагалось: начать серьезную модернизацию законодательства о естественных монополиях; ликвидировать ФЗ «О естественных монополиях»; в ФЗ «О защите конкуренции» предусмотреть регулирование естественно-монопольных секторов; устранить унитарные предприятия (МУПы и ГУПы) с конкурентных рынков (ликвидировать унитарные предприятия, кроме созданных в стратегически значимых отраслях); провести ревизию дятельности госкорпораций, реструктуризацию, частичную приватизацию и ликвидацию; либерализовать отдельные сектора экономики, в которых сохраняется тарифное регулирование при наличии конкуренции между участниками рынка; во всех отраслевых нормативных актах закрепить принципы недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры; «перезапустить» остановившиеся реформы в отраслях железнодорожного транспорта, электроэнергетике и связи; либерализовать рынок международных авиаперевозок; определить на федеральном уровне общие принципы государственной политики в области транспортного обслуживания и перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом; ввести справедливые принципы распределения радиочастотного спектра между операторами связи и реализовать принцип технологической нейтральности отраслевого регулирования. Почти ничего из предложенного в 2007-2011гг. ФАС России по структурным изменениям в экономике не было реализовано. В отраслевом аспекте состояние конкуренции осталось неудовлетворительным. Охранительная деятельность ФАС России не способна переломить ситуацию - количество нарушений, их тяжесть и повторность свидетельствуют о том, что даже существенное ужесточение наказаний за нарушения антимонопольного законодательства не ведет к кардинальному улучшению ситуации. Одна из важнейших причин низкой эффективности мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства – пассивная позиция ключевых министерств Правительства России по разработке комплексов мероприятий (докладов) по развитию конкуренции в подведомственных секторах экономики страны. Россия последовательно совершенствует законодательство о защите конкуренции с 2006 года. Российское антимонопольное законодательство образца 2012 года основано на лучших практиках защиты конкуренции и соответствует требованиям, предъявляемым авторитетными международными организациями к эффективному национальному правовому режиму защиты конкуренции. Это привело к следующей ситуации: Россия занимает 19 место в ежегодном рейтинге антимонопольных ведомств мира, который характеризует развитость антимонопольного законодательства и эффективность его применения. В то же время по данным доклада Всемирного Экономического Форума «Глобальная конкурентоспособность 2011-2012». Российская Федерация по ключевому показателю, непосредственно отражающему состояние конкуренции, – «интенсивность конкуренции на товарных рынках»,- занимает 124 место из 142. Причина невысокого места России – слабое развитие рыночной конкуренции. Необходимо создать Правительственную комиссию по развитию конкуренции во главе с вице-премьером

Цели деятельности комиссии - инициировать и контролировать ход реализации важнейших мероприятий для развития конкуренции. По-прежнему руководители регионов, губернаторы, руководители местного самоуправления склонны к монополизации рынков, выдаче преференций отдельным бизнесменам, сговору с бизнесом (в том числе, ценовому). В связи с этим ФАС России считает необходимым резко повысить санкции за подобные нарушения; включить показатель уровня снижения этих нарушений в перечень показателей развития регионов; активизировать выступления должностных лиц Правительства РФ на эту тематику. Картели – одно из самых опасных нарушений антимонопольного законодательства, наносящее огромный вред гражданам, бизнесу и экономике страны в целом. Необходимо поддержать усилия ФАС России по выявлению, пресечению и предупреждению картелей; активизировать работу правоохранительных органов по пресечению картелей на социально - значимых рынках.

Выслушав изложенную руководителем Белгородского УФАС России информацию, было решено, рекомендовать членам общественно-консультативного совета  донести информацию о докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» до предпринимательского сообщества с целью его подготовки и доработки в рамках деятельности ОКС при Белгородском УФАС России.

 

Четвёртый вопрос повестки дня «О проблемах доставки грузов железнодорожным транспортом» был инициирован для рассмотрения членом ОКС генеральным директором ЗАО «Белгородский мел» - Черкашиным Ю.Н., который рассказал о том, какая ситуация сейчас складывается при доставке грузов железнодорожным транспортом, о том что есть существенная проблема в нехватке вагонов для перевозки. В ходе обсуждения этого вопроса было рекомендовано заинтересованным лицам при ущемлении их прав перевозчиками также незамедлительно обращаться в Белгородское УФАС с мотивированным заявлением, а антимонопольному органу отслеживать ситуацию, возникающую при оказании услуг перевозки грузов на железнодорожном транспорте в целях выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынке перевозок железнодорожным транспортом.

 

Подведя итоги ОКС, руководитель Белгородского УФАС отметил актуальность вынесенных на заседание вопросов и проблем, а также целесообразность внесенных предложений по их разрешению.