Потребитель всегда прав!

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». В связи с этим днем в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (далее – НИУ «БелГУ») состоялось заседание Межвузовской научно-практической конференции на тему «Региональные аспекты защиты прав потребителей».

В этом  году исполняется 20 лет с момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», во многом основанного на международных принципах защиты прав потребителей, который на долгие годы вперед явился базисом для формирования и развития целостной эффективной системы современных правовых механизмов, позволяющих обеспечить действенную защиту соответствующих прав российских граждан.

В заседании научно-практической конференции приняла участие заместитель начальника отдела контроля органов власти Белгородского УФАС – Никитская Н.И.; представители департамента экономического развития Белгородской области; управления по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере жилищно-комунальных услуг администрации г. Белгорода; представители «ПРОМСВЯЗЬБАНК»; органы местного самоуправления; работники Белгородского регионального отделения всероссийского движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России»; директор ООО Белгородской юридической службы «Спектр Права»; эксперт Белгородской торгово-промышленной палаты; работники Управления Роспотребнадзора по Белгородской области; преподаватели и студенты юридического факультета НИУ «БелГУ». С презентацией об электронных периодических изданиях в системе информационных ресурсов по защите прав потребителей выступил представитель Белгородской универсальной научной библиотеки.

В рамках этого мероприятия обсуждались проблемные вопросы о балансе интересов в отношениях по защите прав потребителей, о защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных нужд, в сфере потребительского кредитования, о развитии региональной системы защиты прав потребителей в Белгородской области, об актуальных вопросах развития законодательства о защите прав потребителей на современном этапе, о дилерском договоре и правах потребителей, об экспертизе качества товаров, об основных направлениях деятельности Белгородского УФАС по соблюдению прав потребителей, а также о современных направлениях в деятельности общественных организаций в сере защиты прав потребителей.

Третий год подряд не случайно такое большое внимание уделяется именно защите прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг.

Развитие сферы финансовых услуг привело к увеличению числа потребителей, но вместе с тем увеличилось и число тех, чьи права нарушены или ущемлены. Недовольство потребителей вызывают увеличение процентных ставок по кредитам в одностороннем порядке; навязывание банками различных дополнительных услуг к договору кредитования, предоставляемых за дополнительную плату; непредставление полной информации об услуге, о сумме кредита, подлежащего выплате, отсутствие графика погашения платежей, о штрафных санкциях. Следует отметить, что основная проблема в этой области – недостаточная информированность самих потребителей о своих законных правах.

Существует восемь основных прав потребителей, которые признаёт Всемирная организация союзов потребителей:

- право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);

- право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);

- право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни, а также для имущества потребителя);

- право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);

- право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществ-ляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);

- право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);

- право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг).

- право на здоровую окружающую среду.

От того, насколько потребитель знает свои права, умеет и не боится их отстаивать в любом сегменте потребительского рынка, зависит очень многое и, как следствие этого, в конечном итоге влияет на улучшение социально-экономического благополучия населения и региона в целом.