Реклама сериала «Чисто английское убийство»: содержит ли она непристойные и оскорбительные образы?

13 мая 2011 года в Белгородском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе.

В заседании Совета приняли участие представители Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области; МУ «Городская недвижимость» администрации г.Белгорода; региональной организации Союза Дизайнеров РФ Белгородской области; Белгородского государственного университета, а также специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области.

Поводом послужило сообщение, размещенное на сайте ИА «Бел.ру», о том что на территории г.Белгорода на рекламных щитах размещена реклама сериала «Чисто английское убийство» канала ТВЦ.

На рекламном поле изображена зелёная аллея, девушка, лежащая на земле, и крупными буквами написано: «УБИЙСТВО».

В повестке дня заседания Совета значился один вопрос: содержит ли данная реклама непристойные и оскорбительные образы?

В ходе обсуждения данного вопроса членами Экспертного совета было высказано много мнений по поводу того, что же конкретно рекламируется: канал «ТВЦ», популярный сериал, или все-таки убийство.

По мнению ФАС России к непристойным образам, сравнениям, выражениям относит такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения, вполне обоснованна. При этом, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

В итоге Членами Экспертного совета по применению законодательства о рекламе Белгородского УФАС России было принято решение о том, что реклама сериала «Чисто английское убийство» канала ТВЦ, не содержит непристойных и оскорбительных образов, и объектом рекламирования в данном случае является именно сериал, а не «Убийство».