Закону «О рекламе» - 15 лет

 15 лет назад 18 июля 1995 года был принят первый закон «О рекламе». В начале 90-х годов с изменением в стране политических и экономических реалий началось формирование предпринимательства. Постепенно выросли новые российские экономисты, да и общий уровень экономической грамотности начал повышаться. Со временем стал очевидным тот факт, что рекламировать свою продукцию и услуги необходимо: не даешь рекламу сегодня – завтра возникнет проблема с реализацией товара, компания может потерять свою долю рынка, появится отставание от более дальновидных конкурентов.


После советской эпохи, когда в небольшой временной промежуток на рынок рекламы вышло громадное количество хозяйствующих субъектов, началось складывание новых неурегулированных юридически отношений, у органов власти возникла необходимость ввести их в правовую плоскость. Переход, совершенный в начале 90-х годов от плановой экономики к формированию рыночных отношений, потребовал создания актуальной нормативной базы в сфере рекламы.


Помните, в начале 90-х гг. рынок рекламы был полон образами Лени Голубкова и обещаниями баснословной прибыли участникам финансовых пирамид? Для контроля этой новой сферы в 1994 году был издан указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Направлен он был, прежде всего, на регулирование рекламы финансовых услуг.


К середине 90-х годов мы ощутили на себе весь креатив нашей молодой рекламной индустрии. Пережили эпоху настоящей рекламной революции. В советское время рекламе уделялось небольшое внимание: десятилетиями существовали, то, что сегодня мы называем брендами прошедшими через годы слоганами: «Летайте самолетами Аэрофлота», «Крабы CHATKA», и т.д. В новой России перед гражданами появился нелегкий выбор: найти качественный товар из множества рекламируемых продуктов.


В 1995 году был принят закон «О рекламе», комплексно регулирующий сферу рекламы. Закон ввел само понятие «реклама», общие требования, предъявляемые к рекламе, специальные требования к определенным видам товаров, ответственность за нарушение данного закона. Также в законе был определен орган, ответственный за выявление правонарушений. Это был пример системного регулирования со стороны законодателя.


В 2006 году принята вторая редакции закона «О рекламе». В нем сохранилась структура первой редакции закона и его общие положения, не изменилась и концептуальная основа – запрет в рекламе приводить недостоверную информацию и создавать ложные впечатления о продукте.
Однако появились и новые нормы, регулирующие рекламу отдельных видов товаров, таких как, например, биологически активные добавки.

А также в Управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России разрабатывается проект изменений в Федеральный закон «О рекламе». В данном проекте ФАС предлагает запретить использовать в рекламе слова в превосходной степени, в том числе «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный», «№1», «номер 1». Эта норма направлена на то, чтобы потребители не вводились в заблуждение относительно характеристики рекламируемого товара, поскольку вывод о первенстве товара часто делается на основе опроса незначительного количества людей (20-100 человек) или даже на основании собственного ощущения компании.