О ситуации на российском рынке топлива. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

 В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.

Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.

Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.

Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?

Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?

Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?

Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.

Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.

В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.

ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.

Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?

При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:

При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.

Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.

Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?

ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.

ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
 
В Белгородской области в ноябре 2008 года Управлением Федеральной антимонопольной службой по Белгородской области (далее Белгородским УФАС) было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении розничных продавцов ГСМ в Старом Осколе: ОАО «Осколнефтеснаб» и ООО «Старооскольская нефтебаза». Указанные общества были признаны нарушившими статью 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на нефтепродукты в Старом Осколе в 2008 году, им выдано предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. За противоправные согласованные действия по статье 14.32 КоАП РФ Белгородское УФАС в декабре 2008 года наложило административные штрафы, в том числе: на ООО «Старооскольская нефтебаза» - 2 849 532 рублей; на ОАО «Осколнефтеснаб» - 3 623 723 рублей.
 
Решение и предписание антимонопольного органа, а также постановления о наложении штрафа о привлечении к административной ответственности ООО «Старооскольская нефтебаза» и ОАО «Осколнефтеснаб» были обжалованы ими в арбитражный суд. Арбитражный суд Белгородской области в марте 2009 года оставил в силе решение и предписание Белгородского УФАС  как законные и обоснованные. В июле 2009 года 19-й арбитражный апелляционный суд подтвердил правоту УФАС, оставив его акты в силе. Эти решения судов обжалованы ООО «Старооскольская нефтебаза» и ОАО «Осколнефтеснаб» и будут являться предметом рассмотрения кассационной инстанции суда.
 
Производство по обжалованию постановления о наложении штрафов судом приостановлено.
 
 В феврале 2009 года Белгородским УФАС было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Белгороднефтепродукт» - розничного продавца ГСМ в Белгородской области. Указанное общество были признано нарушившим статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на розничном рынке реализации ГСМ, выразившемся в установлении и поддержании монопольно высокой цены ГСМ в большинстве муниципальных образований Белгородской области в 2008 году; ему выдано предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. За противоправное злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП РФ Белгородское УФАС в марте 2009 года наложило на ОАО «Белгороднефтепродукт» административный штраф в сумме 29 150 840 рублей.
 
Решение и предписание антимонопольного органа, а также постановление о наложении штрафа о привлечении к административной ответственности ОАО «Белгороднефтепродукт» были обжалованы им в арбитражный суд. Арбитражный суд Белгородской области в июле 2009 года признал недействительным решение и незаконным предписание Белгородского УФАС. Сейчас Белгородским УФАС готовится жалоба на названное решение суда.
           
Производство по обжалованию постановления о наложении штрафа судом также приостановлено.
 
 В связи с ростом розничных цен на ГСМ на АЗС Белгородской области с июня 2009 года Белгородское УФАС в июле 2009 года провело внеплановую проверку крупнейшего розничного продавца нефтепродуктов в области - ОАО «Белгороднефтепродукт». В результате проверки был установлен факт резкого повышения с мая - июня 2009 года закупочных оптовых цен на нефтепродукты, поставляемых в Белгородскую область нефтеперерабатывающими заводами извне, в том числе контролируемыми ОАО «Роснефть». По этой причине происходит и рост розничных цен на АЗС области, однако он ниже роста оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим нарушений антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Белгороднефтепролдукт» в части установления монопольно высокой цены при розничной реализации ГСМ за период с 1 июня по 8 июля 2009 года управлением не выявлено.
 
Белгородское УФАС ведёт постоянный мониторинг и анализ движения цен на нефтепродукты в Белгородской области и при выявлении признаков нарушений антимонопольного законодательства на рынках реализации ГСМ будет немедленно применять соответствующие меры антимонопольного реагирования, информируя об этом общественность через СМИ.
 
Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе.
 
Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России», далее «Территориальные органы ФАС России»).