Об изменениях законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок на публичном обсуждении итогов работы Белгородского УФАС за второй квартал 2018 года рассказала собравшимся об изменениях законодательства о контрактной системе, которые вступят в силу с 1 июля 2018 года.

Елена Владимировна отметила, что изменился порядок рассмотрения контрольными органами обращений и жалоб физических лиц на действия (бездействие) заказчика. (Статья 99 дополнена частью 15.1).

Данная норма устанавливает новый порядок рассмотрения обращений любых физических лиц  контрольными органами в сфере закупок: обращение с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, контрактного управляющего поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе  в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Если физическое лицо, не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (например, у физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п.), то жалоба такого физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке главы 6 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. 

Такие обращения физических лиц рассматриваются с 11.01.2018 г. контрольным органом в сфере закупок в общем порядке рассмотрения обращения граждан. 

Обращаем внимание, что данная поправка касается только жалоб физических лиц, не соответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. 

Поэтому на ситуацию с так называемыми «профессиональными жалобщиками», которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и подают жалобы от имени юридических лиц, фактически не осуществляющих никакой предпринимательской деятельности, не влияют. 

 

Еще одно изменение - утверждены новые типовые контракты на техобслуживание и ремонт автотехники взамен действовавших ранее (Закон №  44-ФЗ).

Приказом Минпромторга России от 12 марта 2018 г. № 716 (далее – Приказ № 716) утверждены следующие новые типовые контракты (а также информационные карты, содержащие типовые условия контрактов):

– на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности;

– на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;

– на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники.

Все перечисленные типовые контракты, а также типовые условия контрактов должны применяться заказчиками при осуществлении закупок указанных услуг, товаров для государственных и муниципальных нужд независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Применять новые типовые контракты заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС.

Приказ Минпромторга России от 20 февраля 2016 г. №467, которым ранее были утверждены типовые контракты на оказание аналогичных услуг, признается утратившим силу. Приказ №716 вступил в силу 27 мая 2018 г.

 

Установлены новые требования к банкам, выдающим банковские гарантии для обеспечения заявок и контрактов (Закон № 44-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 440 (далее – Постановление  № 440) определено, что банки, осуществляющие выдачу участникам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контракта, должны одновременно соответствовать двум требованиям о размере собственных средств (капитала) и об уровне кредитного рейтинга, размер и уровень которых установлены в указанном Постановлении № 440. При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 1 января 2020 г.

Напомним, что с 1 июня 2018 г. ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в новой редакции (ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ) предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ. Постановление № 440 принято в развитие указанного положения Закона  № 44-ФЗ.

Документ вступает в силу с 1 июня 2018 г.

 

Установлено значение НМЦК, при превышении которого заказчик при проведении конкурсов и аукционов обязан установить требование к обеспечению заявки (Закон  № 44-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 439 (далее – Постановление № 439) определено, что в случае, если размер НМЦК при осуществлении закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов и аукционов превышает 1 млн рублей, заказчик обязан при проведении такой закупки установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке. Напомним, что с 1 июля 2018 г. в ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в новой редакции (ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ) предусмотрена обязанность заказчика установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только в случаях, когда НМЦК превышает 5 млн рублей, если Правительством РФ не установлено иное.

Постановление № 439 принято в развитие указанного положения Закона № 44-ФЗ, и им установлено иное значение НМЦК, при превышении которой заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок.

Документ вступает в силу с 1 июля 2018 г.