Есть ли сговор при заключении контрактов на поставку лекарственных средств?

Белгородское УФАС возбудило дело в отношении ООО  «Цитолаб», ООО «АУРУС МЕДИА», ООО «АУРУС МЕДИА», ООО «БИО Генетик-С», ООО «ЛабТехнология», ООО «Югория» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов).

Поводом для возбуждения послужило обращение блогера Сергея Лежнева и материалы, поступившие из прокуратуры Белгородской области, указывающее на то, что в открытом доступе в сети интернет  размещен видеоряд «Картельный сговор в системе госзакупок в здравоохранении Белгородской области» и «Картельный сговор: РЕЗОНАНС часть 2 расследование коррупции г. Белгород…».

В частности, в ходе рассмотрения названых материалов, а так же исследования электронных аукционов, в которых принимали участие, субъекты названой группы, антимонопольным органом прослеживается определенный алгоритм поведения, с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта на 0.50 % (иногда на 1 %).

В настоящий момент Белгородское УФАС России располагает сведениями, что группа фигурантов антимонопольного дела при участии (намерении принять участие) в ряде аукционов на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд использовала единую инфраструктуру, что, скорее всего, может свидетельствовать о том, что повторяющееся поведение в рамках электронных аукционов связанное с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта, не является случайным стечением обстоятельств, а могло быть спланировано.

В результате описанных действий группы хозяйствующих субъектов  за период 2014-2017 г.г. получили право на заключение контрактов на поставку лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях в государственные и муниципальные учреждения, расположенные на территории: Белгородской, Калужской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Тамбовской области, города Москвы, республики Башкортостан с минимальным снижением  начальной (максимальной) цены контракта (в той или иной мере можно говорить об использовании единой инфраструктуры группой ответчиков в 125 аукционах).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, в том числе, если такие соглашения приводят или могут привести к  повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Рассмотрение дела назначено на январь 2018 года.

Руководитель Белгородского УФАС отметил, что: «Поведение хозяйствующих субъектов направленное лишь на имитацию конкуренции в рамках конкурентного способа отбора поставщика (аукциона), когда участниками не преследуется цели конкурентной борьбы, а их поведение сводится лишь к поддержанию цен на торгах, может содержать признаки наличия достигнутой договоренности, направленной на осуществление спланированных действий в сфере закупок товаров, работ, услуг.

При этом не стоит путать, интерес предпринимательства связанный с реализацией своего товара по максимально выгодной цене, с имитацией конкуренции, преследующей совсем иные цели.

В рамках же настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссии Белгородского УФАС России еще предстоит дать оценку действиям фигурантов, до этого момента стоит воздержаться от обвинений и утверждений».