Внедрение комплаенса позволяет существенно минимизировать риски нарушения антимонопольного законодательства

Систему, позволяющую предупреждать нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России планирует закрепить в российской правовой системе.

С точки зрения применения к антимонопольной политике комплаенс рассматривается как один из элементов системы предупреждения нарушений и эффективный инструмент сокращения риска стать фигурантом антимонопольного дела, в том числе при участии российских компаний в госзаказе, осуществлении закупок и соблюдения здоровых конкурентных отношений на рынке.

Андрей Цыганов отметил, что если пять лет назад ФАС России рассматривала в среднем 10 тыс. дел, то вследствие развития системы предупреждений их количество сократилось более чем в 2 раза.

«Статистика также показывает, что большинство компаний, получив от антимонопольной службы сообщение о наличии в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, старается максимально быстро эти признаки устранять: по итогам 2016 года количество исполненных предупреждений составило 4215», - отметил Андрей Цыганов. Это означает, что более чем в 4 тысячах случаях удалось максимально быстро устранить признаки нарушения правил конкуренции, исправить ситуацию на рынке, сэкономить ресурсы хозяйствующих субъектов, и антимонопольного органа.

Есть в антимонопольной системе и такое понятие как «явка с повинной» – в 2014 году подобных фактов было всего 28, в 2016 году – 91, а к концу года, по словам заместителя руководителя ФАС России, специалисты прогнозируют порядка 100 явок с повинной.

Наличие в системе компании антимонопольного комплаенса может существенно смягчить наказание за выявленное нарушение. Пример этому – опыт крупнейшего поставщика игрушек – Hasbro U.K. Ltd – в 2003 году компанию признали нарушившей соглашение о фиксировании цен и назначили штраф в размере 15,59 млн. фунтов стерлингов. Одним из смягчающих обстоятельств, позволивших снизить сумму на 10%, стал пересмотр и усовершенствование комплаенса.

«Да, в российском законодательстве комплаенс нормативно не закреплён, однако есть компании, которые самостоятельно разработали и внедрили локальные акты по внутреннему предупреждению нарушений антимонопольного законодательства: МТС, ПАО «Сибур холдинг», ООО «Балтика», ПАО «Уралкалий», - отметил Артём Молчанов. Вместе с тем, для эффективного и широкого внедрения комплаенса требуется закрепление его понятия и требований в законе. И ФАС России в этом направлении уже активно работает.

Нормативное закрепление элементов антимонопольного комплаенса в настоящее время внедрено в Казахстане (отдельная статья прописана в Предпринимательском кодексе), Германии, Франции. Возможность снижения санкций при наличии комплаенса предусмотрена в Великобритании и Италии.