Как купить кафе у администрации г. Белгорода?

Белгородское УФАС России возбудило и назначило к рассмотрению дело в отношении администрации г. Белгорода и комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 17, части 1 статьи 17, части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ранее, в антимонопольный орган поступили материалы прокуратуры г. Белгорода о нарушении  антимонопольного законодательства при передаче в аренду и последующей приватизации муниципального имущества – нежилого помещения, расположенного по адресу -  г. Белгород, Театральный проезд, д.1 (кафе «Комод»).

Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода осенью 2014 года были проведены торги в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды (размер арендной платы в месяц) указанного нежилого помещения.

В соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок проведения таких торгов, право аренды имущества должно передаваться по результатам аукциона.

Нарушение формы проведения торгов свидетельствует о нарушении порядка определения их победителя и указывает на наличие в действиях администрации г. Белгорода, определившей такую форму, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с конкурсной документацией в нем могли участвовать только те хозяйствующие субъекты, которые приняли условие провести реконструкцию муниципального имущества за свой счет и в соответствующие сроки.

В нарушение правил проведения торгов, заключенный по итогам конкурса договор аренды помещения был существенно изменен по соглашению сторон, что не допускается.

Из договора были исключены положения о том, что затраты, понесенные при выполнении капитального ремонта и реконструкции помещения, арендатору не возмещаются, неотделимые улучшения остаются муниципальной собственностью.

Одновременно, в договор аренды включены новые условия, в том числе, о компенсации арендатору затрат, понесенных им при выполнении капитального ремонта и реконструкции помещения, в случае досрочной его приватизации, то есть до истечения 5-ти летнего срока аренды, а также увеличен срок проведения ремонтных работ с 1 до 8 месяцев.

Таким образом, фактически заключение договора аренды по отдельным существенным условиям произошло не по результатам проведения торгов, а в двустороннем, не публичном порядке, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В последствие, через 2 месяца после заключения договора аренды в адрес администрации        г. Белгорода было направлено заявление на включение арендованного помещения в план приватизации муниципального имущества.

Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода летом 2015 года был проведен аукцион по продаже объекта муниципальной собственности - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Белгород, проезд Театральный, д.1.

По итогам аукциона между администрацией г. Белгорода в лице комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода и победителем аукциона заключен договор купли-продажи помещения. Стоимость приобретенного по итогам аукциона помещения составляет 30 432 310 рублей, она включает в себя стоимость неотделимых улучшений, произведенных арендатором по условиям договора аренды и дополнительных соглашений к нему, в размере 23 940 786 рублей.

Покупатель – новый собственник обязан был перечислить арендатору 23 940 786 рублей.

Оставшаяся часть стоимости перечисляется покупателем по банковским реквизитам комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода.

Таким образом, при проведении указанного аукциона его организаторами предусмотрено обременение для его победителя в виде возмещения арендатору затрат на капитальный ремонт и реконструкцию указанного объекта в размере 23 940 786 рублей.

При таких условиях, для третьих лиц – потенциальных участников аукциона начальная цена продаваемого имущества необоснованно увеличена почти в 5 раз.

Таким образом, администрация г. Белгорода, комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода, предусмотрев обязательство нового собственника указанного помещения возместить расходы на проведение ремонта и, одновременно, инициировав досрочную приватизацию помещения (до истечения договора его аренды – то есть до конца 2019 года), создали арендатору и аффилированным с ним лицам преимущественные условия участия в торгах, что указывает на наличие в их действиях признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
Дело возбуждено и находится в стадии производства.