Изменения в КоАП РФ и ФЗ «О защите конкуренции»

4 июля 2016 года вступили в силу законы № 264-ФЗ и 316-ФЗ. Одним из существенных изменений, которые вносит Закон № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», является введение иммунитетов для определенных указанным законом хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Лицо, совершившее административное правонарушение, согласно части 1 статьи 1.7 КоАП, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Вносятся изменения в статью 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающей антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен, запросам предложений. Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными только в случае, если их проведение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для уменьшения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов в рамках контроля за экономической концентрацией в статье 28 Закона о защите конкуренции увеличивается суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации и его группы лиц, указанная стоимость должна превышать четыреста миллионов рублей, вместо двухсот пятидесяти миллионов рублей.

Внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства теперь проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Указанное правило не применяется при внеплановых выездных проверках:

- субъекта естественной монополии;

- соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Также, вносятся изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

С 4 июля 2016 года положения статей 13 и 14 Закона о защите конкуренции не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Внесены изменения в КоАП РФ, согласно которым при повторном ограничении конкуренции должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления такие лица подлежат дисквалификации на срок до трех лет. Из санкции части 2 статьи 14.9 КоАП исключен такой вид административного наказания как административный штраф.

Введена новая статья 4.11 КоАП, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

При этом, часть 1 статьи 4.11 КоАП не подлежит применению к нарушениям антимонопольного  законодательства,   ответственность  за  которые  предусмотрена   статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27., статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП.

Следует учитывать, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда:

- жизни и здоровью людей,

- объектам животного и растительного мира,

- окружающей среде,

- объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов

Российской Федерации,

- безопасности государства,

- угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 3.5 статьи 4.1 КоАП).