Андрей Цыганов: Предупреждение и профилактика нарушений остается основной задачей антимонопольных органов

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов выступил на семинаре, посвященном обмену лучшими практиками по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности, который организовал Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.

В рамках своего доклада Андрей Цыганов рассказал о практике совершенствования контрольно-надзорной деятельности в рамках отраслевого законодательства – закона «О защите конкуренции».

В начале своего выступления он заявил, что за последние 10 лет сфера применения антимонопольного законодательства постоянно сокращается, а административные барьеры минимизируются.

В качестве примера он привел контроль сделок экономической концентрации: «Согласно статистике, в 2007 году мы рассмотрели 6000 ходатайств и 44 000 уведомлений о слияниях, а в 2015 году эта цифра уже составила 1 793 ходатайств и 165 уведомлений».

Такая тенденция, по его словам, связана в том числе с нововведениями «четвертого пакета» поправок в антимонопольное законодательство, которые вступили в силу с января 2015 года. В частности, была введена электронная форма подачи ходатайств и появилась возможность предварительного обсуждения сделки. Расширено применение предупреждений в отношении установления различных цен, создания дискриминационных условий, недобросовестной конкуренции и нарушений со стороны органов власти.

Еще одним нововведением стала полная отмена ведения Реестра субъектов с долей на рынке свыше 35%. Это уже привело к сокращению дел, которые рассматривает ФАС России, с 11276 в 2011 году до 9092 в 2015 году.

«Предупреждение и профилактика нарушений антимонопольного законодательства по-прежнему остается основной задачей антимонопольных органов, прямо указанной в Законе о защите конкуренции (п.3 статьи 22)», - отметил Андрей Цыганов. Он выделил семь основных способов предупреждения нарушений:

 

  • Высокие санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
  • Выдача предупреждений и предостережений;
  • Разъяснения антимонопольного законодательства;
  • Освобождение от административной ответственности;
  • Смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • Адвокатирование конкуренции;
  • Антимонопольный комплаенс.

 

Говоря об адвокатировании конкуренции и политике открытости ФАС России Андрей Цыганов отметил, что это направление деятельности ориентированно на разные группы «стейкхолдеров» - органы власти, суды, предпринимательское сообщество, граждане. Он подчеркнул: «Мы должны объяснять людям, что мы делаем и зачем. Для этого существуют сайты ФАС России и ее территориальных управлений, а также социальные сети, в большинстве которых мы присутствуем. Каждый год мы готовим доклад о состоянии конкуренции, где учитываем мнение всех основных общественных объединений и предпринимателей. Кроме этого, при ФАС России работают около 30 общественно-консультативных и экспертных советов. По этим и по многим другим показателям ФАС России является одним из самых открытых ведомств, и мы этим очень гордимся».