Белгородское УФАС признало необоснованными жалобы ООО «ГЕРОФАРМ» на действия Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступили жалобы ООО «ГЕРОФАРМ» (г. Санкт-Петербург). Общество-заявитель жаловалось на положения документации об электронных аукционах на поставку лекарственных препаратов фармакологической группы инсулин. Заявитель в своих жалобах указал, что согласно документации проводимых аукционов к поставке требуются лекарственные препараты конкретного торгового наименования, что указывает на нарушение заказчиком правил описания объекта закупки, установленные статьей 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и, тем самым, ограничивает количество участников закупки.
Закупки осуществлялись Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области для централизованного обеспечения инсулином медицинских организаций области на 2016 год. 
Представители заказчика - Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области пояснили, что препараты инсулина различных производителей с одинаковым международным непатентованным наименованием в зависимости от состава  вспомогательных веществ оказывают различное влияние на биологические свойства препаратов и клиническую эффективность терапии. Автоматическая замена лекарственных препаратов (инсулинов) в пределах международного непатентованного наименования невозможна и противоречит основным принципам охраны здоровья, изложенным в статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а именно: о гарантиях прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Данное утверждение основывается на ряде экспертных заключений, к примеру, Российской ассоциации эндокринологов, Института диабета Федерального государственного бюджетного учреждения «Эндокринологический научный центр». 
Кроме того, в совместном письме Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и ФАС России  указано, что различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. Данное совместное письмо выражает согласованное мнение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной политики, нормативно-правовое регулирование и проведение контроля в соответствующих сферах деятельности.
Также согласно письму ФАС России от 16 октября 2007 года № АЦ/19080 «О размещении заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов» размещение заказа на покупку инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами «или эквивалент» в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная позиция подтверждена в письме ФАС России от 30 августа 2011 года № АК/33019.
При указанных обстоятельствах комиссия Белгородского УФАС пришла к выводу об отсутствии нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчиком. Жалобы ООО «ГЕРОФАРМ» признаны необоснованными.