• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

В УМЦ ФАС России обсудили вопросы антимонопольного регулирования торговой деятельности

28 мая в Учебно-методическом центре Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности». В проведении мероприятия приняли участие заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев, руководитель Управления ФАС России по Республике Татарстан Александр Груничев.

Открыл конференцию заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, который напомнил участникам об основных изменениях, ожидающих законодательство о торговле.

«В настоящее время активно разворачивается дискуссия по поводу проекта поправок в Закон о торговле, подготовленного депутатами Государственной Думы и недавно прошедшего первое чтение, - отметил Андрей Кашеваров. – Уже в ближайшем будущем правила, по которым работает отрасль, могут измениться».

При этом замруководителя ФАС России отметил, что предлагаемые депутатами изменения оцениваются отраслью неоднозначно и в ходе дискуссии «еще предстоит расставить все точки над i». «На этой конференции мы попытаемся получить детальный срез мнений относительно законопроекта», - добавил он.

«Сложившуюся на рынке ситуацию можно охарактеризовать наличием дисбаланса между поставщиками и торговыми сетями в пользу последних. Именно поэтому, одним из основных вопросов конференции стало обсуждение снижения бонусов для производителей в магазинах — с 10% до 3%, изменение сроков по платежам», - сказал Андрей Кашеваров. Он также добавил, что дополнительного обсуждения требует предложение по введению стандарта по продвижению товара, так как подобных норм ранее никогда не существовало.

Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков рассказал о региональных аспектах развития конкуренции в области торговой деятельности. Он подчеркнул, что для Татарстана тема конкуренции в области торговли остается одной из важнейших, так как Татарстан является одним из лидеров по обеспеченности торговыми площадями – 800 м2 на 1 тысячу жителей.

«Несмотря на кризис, оборот розничной торговли в 2014 году вырос и составил 781 млрд рублей. По этому показателю Татарстан входит в тройку лидеров Приволжского Федерального округа. Сегодня в республике работают 17 тысяч объектов розничной торговли», - отметил Ильдар Халиков.

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал о текущей работе над поправками в Закон о торговле.

«Инициаторы изначально понимали, что закон о торговле в том компромиссном виде, в котором он был принят (с двойственными нормами), вряд ли будет по-настоящему работать, - начал он. - Так и получилось, и в 2010 году было принято решение, что ФАС России должна провести мониторинг применения этого закона и подготовить поправки. Мониторинг показал, что применимыми и работающими являются всего несколько норм, например, норма по запрету на дискриминацию. После чего ФАС внесла пакет поправок в Правительство Российской Федерации, где он в итоге был согласован».

По мнению Тимофея Нижегородцева кризис обострил те противоречия, которые всегда были между поставщиками и сетями: чувствительнее стали вопросы по отсрочке платежей, повышению издержек производителей, вынужденных оплачивать дополнительные платежи.

Далее начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России перешел к анализу поправок.

«Сейчас торговые сети имеют право требовать бонусы с поставщиков в размере до 10% от товарооборота за успехи в увеличении продаж поставщика. Однако выяснилось, что эти выплаты фактически превратились в обязательный «неналоговый» налог в пользу торговых сетей, который взимается в максимальном объеме. Кроме того, торговые сети начали навязывать огромное количество услуг, носящих зачастую притворный характер и не нужных поставщикам. Причем объем выплат по этим встречным услугам мог достигать и 50% от товарооборота. Видимо поэтому депутаты предложили снизить объем выплат по встречным услугам и объем выплат по стимулирующим бонусам до 3%», - сказал он.

Основой для еще одной поправки стало «решение уравновесить риски, связанные со стоимостью денег, между поставщиками и торговыми сетями, в условиях повышения стоимости кредитов».

«Депутаты предлагают сократить примерно вдвое сроки оплаты поставленных товаров, чтобы хотя бы чуть-чуть понизить стоимость денег для сельхозпроизводителей и производителей продовольственных товаров», - продолжил Тимофей Нижегородцев.

Другим важным вопросом долгое время остается механизм возврата торговыми сетями товаров с истекшим сроком годности поставщику:

«Сейчас поставщик не просто должен отдать деньги, но еще потратиться на утилизацию или переработку продукции, - говорит он. – Депутаты видимо считают, что возврат товара возможен, но его стоимость должна корреспондироваться с остаточным сроком годности. Если срок годности 10 дней, а стоимость товара 100 рублей, то за день до окончания срока годности взаиморасчет за товар будет осуществляться по цене не более 10 рублей».

С презентацией Т.В. Нижегородцева можно ознакомиться по ссылке.

Директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков рассказал о деятельности, проводимой Ассоциацией в рамках саморегулирования рынка. Одним из ключевых показателей работы в этом направлении, по словам Дмитрия Вострикова, стало подписание в декабре 2012 года Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, одобренного ФАС России и подписанного Ассоциациями в Правительстве Российской Федерации.

«По сути, в соответствии с этим документом, сети и поставщики создали себе единые правила прямого взаимодействия производителей и сетевого ритейла, - заявил Дмитрий Востриков. – По нашему мнению, часть пунктов Кодекса и решений Комиссии по его соблюдению стоит включить в готовящийся законопроект и усилить роль саморегулирования через инструменты закона. Нами совместно с другими игроками рынка будет подготовлено предложение о транслировании в закон наиболее важных норм. Со стороны поставщиков будут поддержаны пункты об ограничении штрафов 15% за недопоставку товара, снижении срока согласования новых цен, уточнении порядка обмена закрывающими документами и другие».

С презентацией Д.В. Вострикова можно ознакомиться по ссылке.