Суд признал законным штраф на гендиректора белгородского автовокзала

Штраф в отношении генерального директора ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» стал логичным продолжением дела, которое длится больше года. Стоит напомнить, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области обратилась с жалобой жительница Иркутской области, которая приобрела билет в кассе белгородского автовокзала и обнаружила его возросшую стоимость из-за включенной страховки. О страховании жизни пассажирку автобуса кассир не предупреждал. Антимонопольным управлением было установлено, что услуги по страхованию жизни пассажиров белгородского автовокзала осуществляет ОАО «Русская страховая транспортная компания» (ОАО «РСТК»). Как оказалось, между ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» и ОАО «РСТК» был заключен агентский договор, который по содержанию условий ограничивал конкуренцию на рынке страховых услуг, ущемлял интересы других страховых организаций, препятствовал возможности доступа страховщиков-конкурентов к страхованию пассажиров автовокзала. Подобные соглашения противоречат части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
По данным регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе (ЦФО) на территории Белгорода деятельность по добровольному страхованию пассажиров автотранспорта от насчастных случаев осуществляют 15 страховых организаций. В то время, как толька одна из них была представлена своими услугами на белгородском автовокзале.
Белгородское УФАС с целью выявления аналогичных случаев провело опрос среди жителей Белгородской области – потенциальных пассажиров междугороднего транспорта. Опрос проводился на официальном сайте Белгородского УФАС, а информация о его проведении была опубликована в ряде печатных и Интернет-изданий, в социальных сетях. Результаты опроса также свидетельствовали о фактическом навязывании услуг по добровольному страхованию жизни при покупке билета в кассах белгородского автовокзала. Пассажирам договоры добровольного страхования оформлялись без предварительного согласия и без разъяснения существенных условий договора. При этом уплачиваемая пассажирами сумма страхового взноса по добровольному страхованию в стоимость билета на проезд не включалась, а отражалась в отдельном полисе-чеке, который пробивался на единой кассовой ленте с проездным билетом. Стоимость по каждой отдельной услуге пассажиру не сообщалась, билетные кассиры сообщали покупателю лишь итоговую сумму, состоящую из цены билета и страховки.
Белгородское УФАС пришло к выводу о том, что осуществление одновременной продажи билетов вместе с выполнением обязанностей страхового агента для кассиров белгородского автовокзала создает возможность навязывания страховых услуг по добровольному страхованию жизни, поскольку билетные кассиры получают от страховой компании вознаграждение, размер которого непосредственно связан с количеством проданных полисов.
Изучив материалы дела, комиссия Белгородского УФАС России совместно с экспертами из Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральной Федеральном округе (г. Орел), приняли решение признать нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «Белгородский автовокзал» и ОАО «РСТК». Обществам были выданы обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Также в отношении ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ», его генерального директора и ОАО «Русская страховая транспортная компания» было возбуждено административное производство в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел штрафы, наложенные на ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» и ОАО «Русская страховая транспортная компания», составили по 100 000 рублей на каждое из Обществ. Генеральный директор ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» был оштрафован на 20 000 рублей.
Не согласившись с наложенным штрафом, генеральный директор ООО «БЕЛГОРОДСКИЙ АВТОВОКЗАЛ» обжаловал постановление Белгородского УФАС в Октябрьский районный суд города Белгорода. Суд не нашел оснований для отмены или изменения постановления Белгородского УФАС, оставив требования заявителя без удовлетворения. 
Решение суда пока не вступило в законную силу.